Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Потаповой Н.В.
при секретаре Изъяниной Е.И.
с участием представителя заявителя по доверенности Гаранина Н.А.,
заинтересованного лица - и.о. начальника Суздальского отдела Управления Росреестра по Владимирской области Макарова Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по заявлению Воронца В.П. об оспаривании действий должностного лица - и.о. начальника Суздальского отдела управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Макарова Б.К.,
УСТАНОВИЛ:
Воронец В.П. обратился в суд с заявлением в порядке главы 23 и главы 25 ГПК РФ о признании незаконными действий должностного лица - и.о. начальника Суздальского отдела Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Макарова Б.К., нарушающими его права на свободное владение земельным участком.
По утверждению заявителя, его земельный участок в "адрес", поставленный на кадастровый учет, не имеет сведений о координатах характерных точек границ земельного участка из-за виновных действий и.о. начальника Суздальского отдела Макарова Б.К. Просит суд обязать и.о. начальника Суздальского отдела УГР, кадастра и картографии по Владимирской области Макарова Б.К. предоставить сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номер N, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявления указал, что является собственником вышеуказанного земельного участка на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее данный участок принадлежал гражданке ФИО1. на основании решения Главы администрации Новосельского сельского совета Суздальского района от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на государственный кадастровый учет Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Суздальского района и ему был присвоен кадастровый номер N.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ филиал ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области сообщил, что сведения о земельном участке с кадастровым номером N внесены в государственный кадастр недвижимости на основании дополнения от ДД.ММ.ГГГГ N к перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N, утвержденного начальником Суздальского межрайотдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Макаровым Б.К. Сведения о координатах характерных точек границы земельного участка в указанном дополнении отсутствуют - в графе "11" указано на отсутствие графических материалов.
По утверждению заявителя, должностным лицом - и.о. начальника Суздальского отдела Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Макаровым Б.К., ему (Воронцу) созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, выразившиеся в том, что границы его земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, и он (Воронец) не может использовать земельный участок по назначению.
В судебное заседание Воронец В.П., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте разбирательства дела, не явился.
Представитель заявителя Гаранин Н.А., действующий по нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), изложенные выше доводы заявления поддержал.
Исполняющий обязанности начальника Суздальского отдела Управления Росреестра по Владимирской области Макаров Б.К. - должностное лицо, чьи действия заявитель обжалует, с заявлением Воронца В.Н. не согласился и пояснил в судебном заседании, что земельный участок, расположенный в "адрес", принадлежащий Воронец В.П. на праве собственности, стоит на кадастровом учете, права на участок зарегистрированы, у Воронца В.П. есть право распоряжаться своим земельным участком по своему усмотрению.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.33).
Ранее в предварительном судебном заседании представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Смирнова Т.Р. возражала против удовлетворения заявления Воронца В.П., считая, что заявителем не указано, в чем состоит нарушение его прав и интересов, какой норме права противоречат действия должностного лица Макарова Б.К.
В представленном письменном отзыве представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области полагал заявление неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Земельный участок с кадастровым номером N, местоположение: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства жилого дома и ведения подсобного хозяйства, площадь .... кв.м, собственность Воронец В.П. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Дополнения к перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N от ДД.ММ.ГГГГ N, утвержденного начальником Суздальского межрайонного отдела Управления Роснедвижимости по Владимирской области, и подготовленными в соответствии с указаниями для территориальных органов Ромземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках N, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с этими указаниями, подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель заключалась в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документальных сведений обо всех ранее учтенных земельных участках. При инвентаризации использовались сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащихся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра, а именно:
- во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю,
- во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков, иных документов.
Основанием для внесения сведений о спорном земельном участке послужило свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N. Сведения о координатах земельного участка в свидетельстве отсутствуют, т.к. это не предусмотрено действующим законодательством.
Земельный участок с кадастровым номером N стоит на государственном кадастровом учете, ему присвоен индивидуальный кадастровый номер, право собственности зарегистрировано. Отсутствие сведений о границах земельного участка не препятствует правообладателю осуществлять предусмотренные ст.ст. 209, 260 ГК РФ права. Кроме того, в заявлении отсутствует ссылка на законы и иные нормативные правовые акты, которые были нарушены действиями специалиста органа кадастрового учета.
Также в своих письменных возражениях на заявление Воронца В.П. представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Воронец В.П., как собственник земельного участка, подал заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка. Вместе с заявлением был подан межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка. На основании рассмотрения представленных документов выявлено, что граница земельного участка с кадастровым номером N пересекает границу населенного пункта "адрес", ранее поставленную на кадастровый учет ( ДД.ММ.ГГГГ). Органом кадастрового учета принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости на основании п.5 ч.3 ст. 27 Закона о кадастре. Границы населенного пункта "адрес" внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ в порядке информационного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008г. N618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" и в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По мнению представителя ФГБУ "ФКП Росреестра", для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ (координатах) земельного участка с кадастровым номером N, необходимо устранить нарушения, послужившие основанием для отказа в постановке на кадастровый учет, т.е. устранить пересечение границ путем корректировки генерального плана Боголюбовского сельского поселения, в которое входит "адрес" (л.д.34-38).
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации Суздальского района Владимирской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, полагал требования Воронца В.П. не подлежащими удовлетворению.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 257 ГПК РФ, судом вынесено определение о рассмотрении заявления в отсутствие заявителя Воронца В.П. и представителей заинтересованных лиц: ФГБК "ФКП Росреестра" по Владимирской области, Администрации Суздальского района Владимирской области.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Глава 25 ГПК РФ предусматривает право гражданина на обращение в суд за защитой прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу норм гражданского процессуального законодательства, основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
На основании п. 1 ст. 5 ФЗ N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно ст. 7 ФЗ N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносится, в том числе, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Установлено, что Воронец В.П. является собственником земельного участка, площадью ...., расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N (ранее N), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N (л.д.9, 43) и кадастровой выпиской о земельном участве от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Основанием возникновения права собственности Воронца В.П. является договор купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1. и Воронцом В.П., и удостоверенный нотариусом г.Суздаля ФИО2. (л.д.45-48).
Как установлено в судебном заседании, вышеуказанный земельный участок является ранее учтенным, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости", сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии со ст.ст. 16, 20-22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом документов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Минэкономразвития России утверждены форма межевого плана и требования к его подготовке (Приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков").
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о ГКН) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Воронец В.П., как собственник земельного участка, подал заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка. Вместе с заявлением им подан межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ органом кадастрового учета принято решение об отказе в учете изменений объектов недвижимости на основании п.5 ч.3 ст. 27 Закона о кадастре (л.д.6-8).
Как следует из письменных пояснений заместителя начальника Суздальского межрайотдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Макарова Б.К., в соответствии с указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках на территории области в ДД.ММ.ГГГГ были начаты такие работы с целью формирования единой базы о земельных участках, документы на которые оформлены до начала этих работ, в том числе и на территории Суздальского района. Работы по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках проводились в соответствии с Методическими указаниями по проведению инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ Работы по инвентаризации и формированию базы данных проводились предприятием ООО " ОРГ" г. Владимир по договору, заключенному с администрацией Суздальского района ДД.ММ.ГГГГ на основе сведений, предоставляемых заказчиком. Результатом работ явились перечни ранее учтенных земельных участков, выполненные на бумажных и электронных носителях. В случае, если по какой-либо причине сведения о земельном участке не попали в перечень, то при обращении физического или юридического лица формировалось дополнение к перечню, в которое вносились характеристики земельного участка. Формирование дополнений к перечню ранее учтенных земельных участков и передача сведений в отделы ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Владимирской области по Акту для внесения в базу данных кадастрового учета возлагалось на территориальные отделы Управления Роснедвижимости по Владимирской области. Передача сведений об отсутствующем в перечне ранее учтенных земельных участках для внесения в базу данных кадастрового учета, земельном участке гр. Воронец В.П., расположенном в "адрес", произведена через дополнение к перечню N по акту от ДД.ММ.ГГГГ в виде таблицы на основании документов, предоставленных заявителем. При этом никаких графических материалов по земельному участку заявителем представлено не было (л.д. 39-40).
По делу установлено, что основанием для внесения сведений о спорном земельном участке послужило свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N. Сведения о координатах земельного участка в свидетельстве отсутствуют, т.к. это не предусмотрено действующим законодательством.
Вместе с тем, местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с правообладателями смежных участков, если в результате выполнения кадастровых работ подготавливаются документы, необходимые для учета в ГКН изменений земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ (ч. 1 ст. 39 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
Часть 3 ст. 25 Закона "О государственном кадастре недвижимости", гласит, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Таким образом, уточнение границ земельного участка фактически представляет собой уточнение описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют требованиям, установленным на основании Закона "О государственном кадастре недвижимости".
Но в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" описание местоположения границ земельного участка и является одним из видов кадастровых сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости. А данные об изменениях характеристик объектов недвижимости вносятся в ГКН в процессе осуществления кадастрового учета (ч. ч. 1, 2 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Если такие документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных или искусственных объектов, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Воронец В.П. подал заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка и вместе с заявлением представил межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ (л.д. 50-51).
Однако, как следует из представленного стороной заявителя в суд документа, в нем не указаны координаты поворотных точек земельного участка, кроме того, на плане Границ земельного участка отсутствует расшифровка исполнителя (фамилия, имя, отчество), и печать исполнителя.
На основании рассмотрения представленных Воронцом В.П. документов, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области подтверждено, что сведения о земельном участке внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ на основании дополнения N от ДД.ММ.ГГГГ в границах кадастрового квартала N, утвержденного начальником Суздальского межрайотдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Макаровым Б.К.
Поскольку в результате рассмотрения представленных документов выявлено, что по координатам, представленным в межевых планах, границы уточняемого Воронцом В.П. земельного участка пересекают границу населенного пункта "адрес", то в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре органом кадастрового учета принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
По утверждению заявителя действиями должностного лица Макарова Б.К. ему созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, в связи с тем, что не установлены границы земельного участка, он не может надлежащим образом использовать земельный участок по назначению, поскольку письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему (Воронцу В.П.) указано на выявленное обстоятельство и рекомендовано обратиться в Администрацию Суздальского района для урегулирования земельных вопросов (л.д.6-8).
При этом, как заявляет Воронец В.П., в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ филиал ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области ссылается на то, что сведения о земельном участке с кадастровым номером N внесены в государственный кадастр недвижимости на основании дополнения от ДД.ММ.ГГГГ N к перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N, утвержденного начальником Суздальского межрайотдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Макаровым Б.К. Сведения о координатах характерных точек границы земельного участка в указанном дополнении отсутствуют - в графе "11" указано на отсутствие графических материалов.
Между тем, согласно ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ), постольку поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Земельный участок с кадастровым номером N стоит на государственном кадастровом учете, ему присвоен индивидуальный кадастровый номер, право собственности зарегистрировано. Отсутствие сведений о границах земельного участка не препятствует правообладателю осуществлять предусмотренные ст.ст. 209, 260 ГК РФ права.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания действий и.о. начальника Суздальского межрайотдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Макарова Б.К., не соответствующим требованиям какого-либо Закона, не имеется, права заявителя не нарушены. Доказательств нарушений прав и законных интересов Воронца В.П. действиями должностного лица заявителем не представлено, а судом не установлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Воронцу В.П. отказать в удовлетворении заявления об оспаривании и признании незаконными действия исполняющего обязанности начальника Суздальского отдела управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Макарова Б.К. и понуждении к устранению нарушения прав.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Потапова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.