Ленинский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Ильиной Н.В.,
при секретаре Костеловой Е.А.,
с участием представителя заявителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N (сроком до ДД.ММ.ГГГГ) Сысоева Д.Н.,
представителя заинтересованного лица отдела транспорта и связи администрации города Владимира по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N Молькова А.В.,
заинтересованного лица главного специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Додоновой Л.И., представляющей также интересы Управления Роспотребнадзора по Владимирской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
специалиста-эксперта ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области" Петеропш Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению Администрации города Владимира об оспаривании предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Владимира обратилась в суд с заявлением об оспаривании предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области главного специалиста-эксперта Додоновой Л.И..
В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ по почте поступил акт проверки и предписание от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданное главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Додоновой Л.И. В акте отражено, что проверка проведена по заявлению жителей д. N по "адрес" на шум от отстойно-разворотной площадки рейсовых автобусов по маршрутам N, N, N, N, находящейся у жилого дома. В ходе проверки установлено превышение эквивалентных значений уровня шума на 6 дБА. Главным специалистом-экспертом Додоновой Л.И. предписано Администрации города Владимира в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соблюдение требований по шуму от отстойно-разворотной площадки в кв. N д. N по "адрес" в соответствии с приложением N 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (в ред. изменений и дополнении N 1).
Полагает предписание незаконным, поскольку Администрация г.Владимира не осуществляет свою деятельность по указанному адресу и не размещала отстойно- разворотную площадку общественного транспорта у д. N по "адрес". Квартира N не является муниципальной. Кроме того, протокол измерений шума от ДД.ММ.ГГГГ N составлен с нарушениями пунктов 1.8, 1.9 и 1.18 Методических указаний МУК 4.3.2104-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 05 апреля 2007 года. Также в нарушение п.9 ч.2 ст. 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" акт проверки не подписан вторым лицом, проводившим проверку, экспертом - физиком ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области" Петеропш Н.К.
Просит предписание главного специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Додоновой Л.И. об устранении выявленных нарушении обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ N признать незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя Администрации города Владимира Сысоев Д.Н. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица отдела транспорта и связи администрации города Владимира Мольков А.В. заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Додонова Л.И. полагала заявление необоснованным, а оспариваемое предписание законным. В обоснование доводов о том, что на Администрацию города Владимира возложена обязанность соблюдения указанных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения сослалась на постановление главы города Владимира от 21 июля 2011 года N1561 "Об обслуживании населения города Владимира пассажирским транспортом", которым определен перечень маршрутов пассажирского транспорта г. Владимира. Маршруты автобусов N N, N, N, N и N имеют конечную остановку на "адрес". Данные транспортные средства дислоцируются на этой улице у дома N в ночное время, от дома N отъезжают обслуживать маршрут, сюда же возвращаются по окончании рабочей смены. Это и есть отстойно-разворотная площадка. Основным источником шума в период проведения измерений шума была данная площадка с находящимся на ней работающим транспортом. В соответствии с п.3.17 изменений и дополнений N3 от 09 сентября 2010 года N122 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.Новая редакция" для действующих объектов малого бизнеса У класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физического воздействия на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста-эксперта Петеропш Н.К., проверив материалы дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 4 "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 322 (в редакции от 19 июня 2012 года), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя: 1) организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно части 2 статья 50 указанного Федерального закона, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В силу статьи 21 Федерального закона РФ от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как разъяснено в пунктах 1, 2 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.
В качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий.
В соответствии с частью 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Судом установлено, что постановлением главы Администрации города Владимира от 21 июля 2011 года N 1561 "Об обслуживании населения города Владимира пассажирским транспортом и признании утратившими силу некоторых постановлений главы города Владимира" утвержден перечень маршрутов пассажирского транспорта города Владимира и предельное количество подвижного состава, согласно которому конечная остановка автобусов маршрутов N N, N N, N N установлена на "адрес" (л.д. 72-77).
Автобусы указанных маршрутов останавливаются на "адрес" у дома N, где находится их отстойно-разворотная площадка.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора города Владимира поступило коллективное письмо от жителей указанного дома о том, что они подвержены неблагоприятным воздействиям со стороны отстойно-разворотной площадки, расположенной от дома на расстоянии 10-12 метров, в результате организации на ней стоянки автобусов с работающими двигателями, выбрасывающими вредные (загрязняющие) вещества в атмосферный воздух и создающие шумовое воздействие, и размещения в бывшей квартире N диспетчерского пункта с режимом функционирования с .... до .... час. По мнению жителей, со стороны Администрации города Владимира имеют место нарушения действующего экологического, санитарного законодательства, поскольку отстойно-разворотная площадка должна размещаться в удалении от жилой застройки не менее чем на .... метров (л.д. 64-65).
ДД.ММ.ГГГГ коллективное письмо направлено для рассмотрения в рамках компетенции в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области и главе города Владимира (л.д.63).Распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по Владимирской области ФИО от ДД.ММ.ГГГГ за N в отношении Администрации города Владимира назначено проведение внеплановой выездной проверки по месту фактического осуществления деятельности: "адрес". Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначена главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Додонова Л.И., также привлечена в качестве эксперта-специалиста ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области" Петеропш Н.К. (л.д.87-89).
Как следует из распоряжения, проверка проводится с целью рассмотрение заявления жителей дома N по "адрес" о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а именно: превышение допустимого уровня шума в жилых помещениях квартиры N от эксплуатации отстойно-разворотной площадки рейсовых автобусов. Предметом проверки является проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан. Задачами проверки являются: оценка соответствия осуществляемой юридическим лицом деятельности обязательным требованиям; предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований; принятие предусмотренных законом мер по фактам выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства; выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Владимирской области главным специалистом-экспертом Додоновой Л.И. с участием эксперта-физика Петеропш Н.К. в отношении Администрации города Владимира составлен акт N внеплановой выездной проверки, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ с .... до .... час. по "адрес", на шум отстойно- разворотной площадки рейсовых автобусов- маршруты N, N, N, N. При проведении проверки присутствовали ведущий специалист отдела транспорта и связи ФИО и специалист отдела по охране окружающей среды ФИО (л.д.10-12).
В акте зафиксировано, что инструментальные измерения, проведенные для ночного времени суток, установили превышение эквивалентных значений уровня шума на 6 дБА, что является нарушением п.6.1 и приложения N3 к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (в редакции изменений и дополнениями N1), изменений и дополнений N3 от 09 сентября 2010 года N 122 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" п.2. Административная ответственность предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ. Ответственность за данное нарушение возлагается на Администрацию города Владимира.
Акт подписан главным специалистом - экспертом Додоновой Л.И., подпись эксперта- физика Петеропш Н.К. в акте отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом Додоновой Л.И. Администрации города Владимира выдано предписание за N об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, обязывающее в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соблюдение требований по шуму от отстойно- разворотной площадки в кв N д. N по "адрес" в соответствии с приложением N 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (в ред. изменений и дополнении N 1) (л.д.15-17).
Указанные акт проверки и предписание направлены Управлением Роспотребнадзора по Владимирской области в Администрацию города Владимира ДД.ММ.ГГГГ за исходящим N (л.д.9).
Данное предписание Администрация города Владимира считает незаконным, полагая, что ею не допущено указанных нарушений.
Согласно статьям 1 и 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 23 и частью 1 статьи 24 данного Закона установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, изоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из предписания, установлено нарушение Администрацией города Владимира изменений и дополнений N от 09 сентября 2010 года N 122 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" пункт 2.
Согласно данному пункту, при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся.
Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.
Согласно разделу 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" новая редакция от 09.09.2010г., отстойно-разворотные площадки общественного транспорта относятся к сооружениям транспортной инфраструктуры и V классу опасности с установлением санитарно-защитной зоны 50 метров.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О транспортной безопасности" под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5).
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9).
В соответствии с пунктами 1.2. и 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" новая редакция от 09.09.2010г. требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Под объектами транспорта понимаются здания и сооружения автотранспортных предприятий, мастерские по ремонту и обслуживанию транспорта, автобазы, автокомбинаты, автозаправочные станции, открытые и закрытые стоянки для транспортных средств, транспортные терминалы, гаражи, конечные станции, отстойно-разворотные площадки, остановочные павильоны, промежуточные и конечные остановки и т.д. Все указанные объекты транспорта входят в состав имущественного комплекса автотранспортного предприятия.
Согласно Положению об Администрации города Владимира от 13 мая 2011 года N 191-р, (пункты 1,2,4, 22), Администрация города Владимира (далее- Администрация) является исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с Уставом муниципального образования город Владимир полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Владимира федеральными законами и законами Владимирской области. Администрация входит в структуру органов местного самоуправления города Владимира.
Администрация осуществляет исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения норм действующего законодательства, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения и отдельных граждан города Владимира, а также органов местного самоуправления.
К полномочиям администрации относятся: 9) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
13) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Таким образом, из анализа приведенных правовых норм и установленных обстоятельств следует, что Администрация города Владимира как орган местного самоуправления не относится к юридическому лицу, деятельность которого связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов транспорта, в данном случае отстойно-разворотной площадки общественного транспорта у дома N по "адрес". Данная площадка является объектом транспорта и входит в состав имущественного комплекса автотранспортного предприятия. В связи с чем на Администрацию города Владимира не может быть возложена ответственность по обеспечению соблюдения требований по шуму в квартире N указанного дома.
При таких обстоятельствах, суд полагает признать незаконным и отменить предписание главного специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Додоновой Л.И. от ДД.ММ.ГГГГ N, выданное Администрации города Владимира.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации города Владимира удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание главного специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Додоновой Л.И. от ДД.ММ.ГГГГ N, выданное Администрации города Владимира.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья .... Н.В.Ильина
Мотивированное решение постановлено 21 августа 2012 года
Судья Н.В.Ильина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.