Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,
при секретаре Мухиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривовой К. К. к администрации города Владимира, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области о признании права собственности на комнату в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Кривова К.К. обратилась в суд с иском к администрации города Владимира, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области о признании права собственности на комнату в порядке приватизации, указывая в обоснование, что по договору социального найма проживает в комнате находящейся по адресу: "...", "...". В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 04.07.1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Во исполнение Федерального закона от 06.10.2003г. N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", и согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ МКП "..." "ЖКХ" осуществляет техническое обслуживание и эксплуатацию данного дома. В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 04.12.2009 г. N 1584 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну РФ, в собственность муниципального образования город Владимир" было принято решение о передаче в собственность муниципального образования г. Владимир имущества, составляющего казну РФ, согласно перечню. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по Владимирской области от 04.12.2009 г. N 1584, в соответствии с пунктом 11 ст. 154 Закона, в одностороннем порядке был утвержден акт приема-передачи имущества, составляющего казну РФ, передаваемого в собственность муниципального образования г. Владимир. В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "Отведении в действие Жилищного кодекса РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находятся в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным органам и учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ - по договору социального найма жилого помещения одна сторона ? собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Согласно ч. 2 ст. 67 ЖК РФ - наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части данной статьи прав может иметь иные права, предусмотренные настоящим кодексом, другими федеральными законами, договором социального найма. Согласно закону о государственной регистрации прав на недвижимость, государственная регистрация является недвижимость, единственным доказательством существования зарегистрированного права. Просит признать за ней право собственности на жилое помещение, а именно комнату ### в "..." (помещения ### на плане второго этажа) по "..." в "...".
Истек Кривова К.К. в суд не явилась.
Представитель истца по нотариально заверенной доверенности Воскресенская О.П. поддержала заявленные требования.
Представитель администрации города Владимира, МУП г. Владимира "ВладиЦан" по доверенности Гришина Н.В. просила в иске отказать.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области просили дело рассмотреть без участия их представителя. Из представленного отзыва следует, что в территориальной базе федерального имущества, ведение которой осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", в составе казны Российской Федерации значится объект недвижимого имущества - комната ###, расположенная по адресу: "...". Объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: "...", - жилое здание по своему назначению является общежитием. В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Статьей 4 Федерального закона от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Считают требования истца необоснованными, не основанными на нормах действующего законодательства и полагают, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано в полном объеме.
Представитель третьего лица Муниципального казенного предприятия города Владимира "Жилищно-коммунальное хозяйство" по доверенности Корнева А.С. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих несовершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В ходе судебного заседания установлено, что Кривова К.К. проживает и зарегистрирован по адресу: "..."
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и МКП г. Владимир "Жилищно-коммунальное хозяйство" заключен договор социального найма жилого помещения - комнаты ###, расположенной в "..." в "...".
Как следует из справки МУП г. Владимира "Владимирское центральное агентство недвижимости" ### от ДД.ММ.ГГГГ истец не использовала право на приватизацию.
Как усматривается из кадастрового паспорта помещения комната ### "..." в "...", выполненного специалистами Владимирского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение является благоустроенным и изолированным жилым помещением и соответствует помещению ### на плане второго этажа, общей площадью 16,6 кв.м.
Таким образом, в соответствии с п. 3 ст. 16 ЖК РФ спорное жилое помещение относится к такому виду жилых помещений, как квартира, т.е. структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В ходе судебного заседания установлено, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области от 04.12.2009 г. N 1584 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Владимир" было принято решение о передаче в собственность муниципального образования город Владимир имущества, составляющего казну Российской Федерации, согласно перечню. Таким образом, было принято решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность города Владимира объекта недвижимого имущества - жилого здания- общежития, расположенного по адресу: "...".
ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области распоряжением от 04.12.2009 г. N 1584, в соответствии с пунктом 11 ст. 154 Закона, в одностороннем порядке был утвержден акт приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования город Владимир.
Указанная передача была осуществлена в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, следовательно, право собственности Российской Федерации на переданное имущество прекратилось, и право собственности муниципального образования г. Владимир возникло ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного заседания установлено, что МКП "Жилищно-коммунальное хозяйство" г. Владимира в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ТУ "Росимущество" по Владимирской области, УЖКХ администрации г. Владимира, МКП "Жилищно-коммунальное хозяйство" г. Владимира организует обслуживание и эксплуатацию данного объекта.
Однако МУП г. Владимира "Владимирское центральное агентство недвижимости" оформить договор приватизации на спорное жилое помещение отказалось, поскольку в реестре объектов муниципальной собственности г. Владимира данная комната не числится.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавших в качестве общежития, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Право пользования квартирой ответчиком не оспаривается.
Установлено, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения истец не использовал.
Следовательно, в соответствии со ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ" за ним сохранено однократное право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Часть 2 ст. 92 ЖК РФ определяет, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены правительством Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 42 от 26.01.2006 г., предусмотрен перечень документов необходимых для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Они предоставляются заявителем в орган управления, которые рассматривают их в течение 30 дней с даты подачи документов.
Ответчиком не представлены суду доказательства, что спорное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд.
Таким образом, "..." в "..." не является специализированным жилищным фондом.
Кроме того, по смыслу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Такие обстоятельства, как отсутствие критерия временности предоставления жилого помещения; невозможность выселения истца спорной квартиры, в том числе по критериям особенности правового режима жилья; реализация истцом фактического права пользования квартирой и несения обременения обязательств нанимателя жилья; отсутствие у истца возможности равноценной замены спорной квартиры на иное либо адекватной возможности выбора им иного способа удовлетворения потребности в жилище, свидетельствует о том, что запрет на передачу истцу в собственность спорной квартиры поставит ее в неравное правовое положение с иными гражданами РФ, которые имеют возможность реализовать такое право при условии передачи жилищного фонда, находящегося федеральной собственности, в муниципальную собственность.
Неравенство прав граждан в зависимости от условий их проживания противоречит ст. 19 Конституции РФ, провозгласившей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких- либо обстоятельств.
Оценивая в совокупности указанные обстоятельства, исходя из требований Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", суд считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кривовой К. К. удовлетворить.
Признать за Кривовой К. К. право собственности на комнату ### (помещение ### на плане второго этажа кадастрового паспорта, выполненного специалистами ФГУ "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Владимирский филиал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), расположенную на плане 2 этажа по адресу "...", в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд города Владимира в течение месяца.
Председательствующий судья Н.Н. Киселева
Решение изготовлено 06.06.2012 г.
Судья Н.Н. Киселева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.