суд "..." в составе:
председательствующего судьи Орешкиной О.Ф.,
при секретаре Парамоновой Т.Н.,
с участием прокурора Бабукиной С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в "..." гражданское дело по иску Прокурора "..." в интересах неопределенного круга лиц к Администрации "..." об обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированного места складирования отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Владимира в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнения к Администрации г.Владимира, Администрации Октябрьского района г.Владимира об обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированного места складирования отходов в квартале ### выдела ### Пригородного участкового лесничества( в районе "..." мк "...").
В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Владимира проведена проверка по обращению директора Управления административно-технического надзора Владимирской области по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при организации на территории муниципального образования г.Владимир несанкционированного места складирования отходов в квартале N ### выдела ### Пригородного участкового лесничества( в районе д "..."). Указанные земли лесного фонда находятся в собственности РФ, состоят в границах муниципального образования г.Владимир. Согласно свидетельству о государственной регистрации прав Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области собственностью Российской Федерации является лесной участок: назначение: земли лесного фонда, адрес объекта: Владимирская область, территориальный отдел департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области "Владимирское лесничество"-участковое лесничество Пригородное, лесной квартал ### площадь ###. Согласно информации Управления административно -технического надзора Владимирской области в квартале ### выдела ### Пригородного участкового лесничества в районе "..." мк "..." размещаются бытовые отходы, строительный мусор, порубочные отходы. Какие-либо разрешительные документы на размещение отходов по указанному адресу отсутствуют. К полномочиям органов местного самоуправления поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит ч.1 ст.8 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду. В обоснование своих требований прокурор ссылается на ст.42 Конституции РФ, п.18 ст.14, п.4 ч.1 ст.11, п.14 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ", ч.2 ст.13, ст.12 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.3,п.п.1,3 ст.7, ст.11, ст.51 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ " Об охране окружающей среды", п.п.2,4 ст.13 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст.19, ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ, Правила санитарной безопасности в лесах, ст.8,п.1 ст.22 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",пп.25 п.1 ст.37 Устава муниципального образования г.Владимир, п.2.7 Постановления главы города Владимира от 16.12.2005 N 443 "Об утверждении Положения об Управлении по охране окружающей среды".
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ответчика Администрации г.Владимира в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, в письменном ходатайстве указал, что в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Положения об администрации г.Владимира, утвержденного распоряжением администрации от 13.05.2011 N 191-р, администрация г.Владимира по данному делу является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г.Владимира в суд не явился, по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в суде представитель Шолохов М.В.(по доверенности), просил в иске отказать, мотивируя тем, что администрация Октябрьского района г.Владимира является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на собственника данного имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п.1 ст.19 ЛКРФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Осуществление муниципального лесного контроля и надзора органами местного самоуправления осуществляется только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с п.3 ст.55 ЛК РФ правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. Согласно пп.г п.2 указанных Правил в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). При этом, в соответствии с п.п. "б" п.3 Правил санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов РФ.
Представитель третьего лица казенного учреждения Владимирской области Управления административно-технического надзора Владимирской области Гущенков А.А.(по доверенности) просил рассмотреть дело в его отсутствии, ранее в судебном заседании 10.02.2012 г. исковые требования признал обоснованными к администрации г.Владимира и администрации Октябрьского района г.Владимира, пояснив, что обязанность по ликвидации мусора и отходов возлагается на органы местного самоуправления, поддержал письменный отзыв на иск, в котором указано, что ответчиками допущены нарушения норм федерального законодательства в области обращения с отходами, а исковое заявление подлежит удовлетворению на основании п.18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ", ч.2 ст.13, ст.12 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.1 ст.7, ст.51 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ " Об охране окружающей среды", п.п.2,4 ст.13 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ, п.п. "е" п.39 Правил санитарной безопасности в лесах, п.1 ст.22 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Представитель третьего лица отдела по охране окружающей среды администрации г.Владимира Фролов А.В (по доверенности) пояснил, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст.13 и ст.42 Земельного кодекса РФ осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, захламления, проведение мероприятий по защите земель от захламлении отходами производства и потребления, загрязнения, а также ликвидации последствий загрязнения, захламления земель возлагается на собственников землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В связи с чем полагает, со ссылкой на п.3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414,согласно которым, санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов РФ осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ, и со ссылкой на п.1.3 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования г.Владимир, утвержденных решением Совета народных депутатов города Владимира от 23.12.2009 N 277, в соответствии с которыми организация работ по благоустройству и содержанию территорий возлагается на управляющие организации и учреждения, специализированные хозяйствующие субъекты по благоустройству (содержание ремонт дорог, мостов, ливневой канализации, уличного освещения, других объектов благоустройства, подрядные организации собственников, владельцев и арендаторов земельных участков, что организация работ по ликвидации несанкционированного места складирования отходов в квартале ### выдела ### Пригородного участкового лесничества должна быть возложена на собственника либо правообладателя указанного земельного участка.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, одновременно третьего лица ГКУ ВО "Владимирское лесничество" Палагин С.А.(по доверенности) в суде поддержал исковые требования прокурора, пояснил, что полномочия по очистке, уборке отходов производства и потребления не предусмотрены Положением о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2006 г N 898, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах не включают в себя мероприятия по уборке отходов производства и потребления. Выделение средств субвенций на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления федеральным бюджетом органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в области лесных отношений, не предусмотрено. Финансирование мероприятий в соответствии с переданными полномочиями территориальным отделом осуществляется Департаментом лесного хозяйства, который осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета и других источников финансирования, предусмотренных на финансовое обеспечение ведения лесного хозяйства. Денежные средства на ликвидацию несанкционированных мест складирования отходов на 2012 год сметой расходов ГКУ ВО "Владимирское лесничество" не предусмотрено и их использование будет расцениваться как нецелевое. Указанная в иске территория в соответствии с п.1 ст.8 ЛК РФ входит в состав земель лесного фонда и находится в федеральной собственности. Земли лесного фонда Пригородного участкового лесничества квартал ### выдел ### не находится в аренде у ГКУ ВО "Владимирское лесничество". Ветви древесных растений(яблоня, слива и другие плодово -ягодные деревья) находящиеся на данной свалке не произрастают на данной территории и вероятно были привезены с других участков находящихся на территории МО г.Владимир. Согласно материалов лесоустройства (таксационное описание) состав насаждения 10 С т.е. насаждения является чисто сосновым, без примеси других пород. На основании постановления Губернатора Владимирской области от 13.10.2011 г. N 1101 "О создании ГКУ ВО в сфере лесных отношений" 21.12.2011 г. создано государственное казенное учреждение Владимирской области "Владимирское лесничество", оно осуществляет возложенные на него отдельные полномочия в рамках ст.ст.81-83 ЛК РФ и Устава, которые не предусматривают обязанность проведения мероприятий по ликвидации мест несанкционированных свалок бытового мусора. Согласно п. 2.3.3. Устава к одной из функций лесничества относится организация осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий(вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Согласно письму N МГ-09-54/5887 от 20.08.2010 г. Федерального агентства лесного хозяйства "О порядке ликвидации последствий нарушений, вызванных загрязнением или захламлением лесов, расположенных на землях муниципальных образований, коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором" очистка территории и приведение ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также несение затрат на выполнение работ по ликвидации несанкционированных мест складирования отходов относятся к вопросам местного значения, решение которых входит в компетенцию органов местного самоуправления и регулируется ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Обязанность по ликвидации брошенных собственником отходов возлагается на того, на чьей территории они находятся. Данный закон к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В границы муниципальных образований входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. А земли лесного фонда Пригородного участкового лесничества в квартале ### выдел ###, являясь собственностью РФ, входят в границы МО г.Владимир. п.23 ст.8 Устава муниципального образования г.Владимир к вопросам местного значения относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения органами местного самоуправления, согласно п.2 ст.2 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"обеспечивается за счет собственных средств.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.8 ФЗ "О санитрано-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.41, 42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ " Об охране окружающей природной среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К полномочиям органов местного самоуправления поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит и ч.1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона от 06.10.2003 N131-Ф3 к вопросам администрации района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ч.2 ст.13 закона "Об отходах производства и потребления", организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ст.7 Федерального закона N7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п.3 ст. 7 указанного закона к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Согласно пп. 2,4 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель и ликвидации последствий загрязнения.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего кодекса.
В силу ч. 1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.
Согласно пп. "е" п.39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 2 Закона установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за свет собственных средств.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
Согласно п.п.11, 23, 24 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования г.Владимир, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 N 231 ( в ред. от 21.03.2007 N 62) к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленны отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 37 Устава муниципального образования г.Владимира к полномочиям администрации города Владимира относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пп. 13, 24, 25 п.22 Положения об администрации г.Владимира, утвержденного распоряжением администрации г.Владимира от 13.05.2011 г. N 191-р, к полномочиям администрации относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа.
Статья 3 Федерального закона N7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и на соответствующих территориях.
Судом установлено на основании представленных фототаблиц осмотра территории и информации казенного учреждения Владимирской области Управления административно -технического надзора Владимирской области от 08.11.2011 г., от 16.11.2011 г., что в квартале ### выдела ### Пригородного участкового лесничества в районе "..." мк "..." размещаются бытовые отходы, строительный мусор, порубочные отходы. По данному факту прокуратурой города Владимира проведена проверка по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при организации несанкционированного места складирования отходов на данном участке. Какие-либо разрешительные документы на размещение отходов по указанному адресу отсутствуют.
Согласно свидетельству о государственной регистрации прав Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ собственностью Российской Федерации является лесной участок: назначение: земли лесного фонда, адрес объекта: Владимирская область, территориальный отдел департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области "Владимирское лесничество" -участковое лесничество Пригородное, лесной квартал ### площадь ###
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Исходя из положений данных нормативных актов, суд приходит к выводу, что обязанность по ликвидации мусора и отходов в квартале ### выдела 25 Пригородного участкового лесничества(в районе "..." мк "...") возлагается на органы местного самоуправления, однако администрацией г.Владимира, а также администрацией Октябрьского района г.Владимира не исполняются обязательства, возложенные Уставом и действующим законодательством по организации процесса сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования.
Доводы ответчиков о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, а также о том, что осуществление оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда обеспечивается органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, суд считает несостоятельными, поскольку Положение о Департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области, утвержденное Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2006 г. N898 не включает в себя мероприятия по уборке отходов производства и потребления и полномочия по очистке, уборке отходов производства и потребления им не предусмотрены. Финансирование в виде субвенций из федерального бюджета и других источников финансирования на ликвидацию несанкционированных мест складирования отходов не предусмотрено. Государственное казенное учреждение Владимирской области "Владимирское лесничество" осуществляет возложенные на него отдельные полномочия в рамках ст.ст.81-83 ЛК РФ и Устава, которые также не предусматривают обязанность проведения мероприятий по ликвидации мест несанкционированных свалок бытового мусора. Согласно п. 2.3.3. Устава к одной из функций лесничества относится организация осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Согласно письму N МГ-09-54/5887 от 20.08.2010 г. Федерального агентства лесного хозяйства "О порядке ликвидации последствий нарушений, вызванных загрязнением или захламлением лесов, расположенных на землях муниципальных образований, коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором" очистка территории и приведение ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также несение затрат на выполнение работ по ликвидации несанкционированных мест складирования отходов относятся к вопросам местного значения, решение которых входит в компетенцию органов местного самоуправления и регулируется ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (л.д.58).
Кроме того, в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав территориального поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Таким образом, земли лесного фонда Пригородного участкового лесничества в квартале ### выдел ###, являясь собственностью РФ, входят в границы муниципального образования г.Владимир. Соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения органами местного самоуправления,
согласно п.2 ст.2 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обеспечивается за счет собственных средств.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Владимира удовлетворить.
Обязать администрацию г.Владимира, администрацию Октябрьского района г.Владимира организовать работы по ликвидации несанкционированного места складирования отходов в квартале ### выдела ### Пригородного участкового лесничества( в районе "..." мк "...").
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира.
Председательствующий О.Ф.Орешкина
Решение изготовлено в окончательно форме 28.04.2012 г.
Судья О.Ф.Орешкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.