Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Мысягиной И.Н.,
при секретаре Клюевой Н.В.,
с участием помощника прокурора г.Владимира Т.В. Головач,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Владимира в интересах Шелепанова С. В. к администрации г. Владимира, Департаменту образования администрации Владимирской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Владимира обратился в суд в интересах Шелепанова С. В. к администрации г. Владимира, Департаменту образования администрации Владимирской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Шелепанов С. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Заочным решением Ленинского районного суда города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении Шелепанова С. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Согласно постановлению главы администрации Ленинского района города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Шелепанов С.В. был направлен на воспитание в Лухтоновскую специальную общеобразовательную школу-интернат.
В ДД.ММ.ГГГГ Шелепанов С.В. поступил на обучение в профессиональный лицей ### "...", где обучался до ДД.ММ.ГГГГ. По окончании обучения был призван на службу в Российскую Армию, откуда уволен в ДД.ММ.ГГГГ.
Собственного жилья Шелепанов С.В. не имеет. На время пребывания в государственном учреждении до совершеннолетия за Шелепановым С.В. сохранилось жилое помещение в частном доме по адресу: "...".
Постановлением главы города Владимира от 05.02.2009 N 251 Шелепанов С.В. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 57 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Шелепанов С. В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Шелепанов С. В. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации города Владимира.
На основании изложенного, просит обязать администрацию города Владимира предоставить Шелепанову С. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных
социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области.
Истец Шелепанов С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации г.Владимира Сысоев Д.Н. с заявленными исковыми требованиями не согласен, поскольку администрация г. Владимира в пределах полученных из бюджета Владимирской области средств надлежащим образом исполняет государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
С учетом п.5 "Порядка предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. N 398, предоставление жилых помещений состоящим в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, со стороны администрации г. Владимира отсутствует нарушение прав Шелепанова С.В.
На основании изложенного, просит исковые требования прокурора г. Владимира в интересах Шелепанова С.В. оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица, Департамента образования администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, возражений по заявленным исковым требованиям не представил.
Представитель третьего лица, Управления образования администрации г. Владимира, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, возражений по заявленным исковым требованиям не представил.
Представитель Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, возражений по заявленным исковым требованиям не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для обеспечения права на жилище.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5 указанного федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как следует из статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N226-03 "О государственном обеспечении и государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.
Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.
Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007 N55 "О Порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется, в том числе за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области.
В соответствии с постановлением губернатора Владимирской области от 13.07.2005 N398 "О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения" Департамент образования администрации области обеспечивает перечисление средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований, выделенных на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают целевое использование средств из областного бюджета, выделенных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Кроме того, органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля направляют в департамент образования администрации области сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Департамент образования на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому:
формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-03 "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.
Установлено, что Шелепанов С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Заочным решением Ленинского районного суда города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении Шелепанова С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно постановлению главы администрации Ленинского района города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Шелепанов С.В. был направлен на воспитание в Лухтоновскую специальную общеобразовательную школу-интернат.
В ДД.ММ.ГГГГ Шелепанов С.В. поступил на обучение в профессиональный лицей ### "...", где обучался до ДД.ММ.ГГГГ. По окончании обучения был призван на службу в Российскую Армию, откуда уволен в ДД.ММ.ГГГГ года.
Собственного жилья Шелепанов С.В. не имеет. На время пребывания в государственном учреждении до совершеннолетия за Шелепановым СВ. сохранилось жилое помещение в частном доме по адресу: "...".
Постановлением главы города Владимира от 05.02.2009 N 251 Шелепанов С.В. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 57 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Шелепанов С. В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "Об дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Шелепанов С. В. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации города Владимира.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Владимира в интересах Шелепанова С. В. к администрации г. Владимира о возложении обязанности обеспечить жилым помещением удовлетворить.
Обязать администрацию города Владимира предоставить Шелепанову С. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.Н. Мысягина
Мотивированное решение суда изготовлено 16.01.2012г.
Стороны вправе ознакомиться с решением суда 16.01.2012г.
Судья И.Н. Мысягина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.