Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи И.Н. Мысягиной
с участием прокурора Е.А. Потаповой,
при секретаре Н.В. Клюевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Владимира в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Владимира об обязании организовать приведение качества питьевой воды, подаваемой населению из нецентрализованного источника водоснабжения, в соответствие с требованиями СанПиН,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Владимира обратился в суд с уточненным иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению г. Владимира "Благоустройство" (далее МКУ г. Владимира "Благоустройство") о возложении обязанности организовать приведение качества питьевой воды, подаваемой населению из нецентрализованного источника водоснабжения, расположенного по адресу: "...", между домами ### и ###, в соответствие с требованиями п.4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
В обоснование заявленных исковых требований помощник прокурора г.Владимира ФИО3 указала, что прокуратурой города Владимира по поручению прокуратуры области проведена проверка по обращению ФИО4 по вопросу не обеспечения питьевой водой надлежащего качества жителей улиц: "..." "...", расположенных за автотрассой "...", исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, регламентирующего вопросы водоснабжения из нецентрализованных источников водоснабжения.
Водоснабжение жителей улиц: "..." "..." осуществляется только децентрализованным способом, с нарушением требований п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02.
Согласно экспертному заключению ### (протокол лабораторно-инструментальных исследований качества воды из колодца ### от ДД.ММ.ГГГГ) проб воды из колодца, отобранных по адресу: "...", указанные пробы по исследованным показателям не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02: по показателям, определяющим органолептические свойства воды: железу общему - превышение предельно допустимой концентрации в 1,6 раза, мутности - превышение предельно допустимого уровня в 1,06 раза; по санитарно-химическим показателям: кремнию - превышение предельно допустимой концентрации в 1,25 раза.
Приведение качества питьевой воды в названном источнике нецентрализованного водоснабжения в соответствии с требованиями п. 4.1 СаНПиН 2.1.4.1175-02 до настоящего времени не произведено. Таким образом, ответчик не предпринял действенных мер по организации вышеуказанных мероприятий с целью устранения нарушений действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
В свою очередь, п. 9 ст. 1 Закона устанавливает, что несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Вследствие вышеуказанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства жители муниципального образования г.Владимир, а также лица, временно пребывающие на его территории, в течение длительного времени не обеспечены питьевой водой надлежащего качества, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей ответчиком по организации водоснабжения на территории муниципального образования г.Владимир.
Прокурор просит возложить на ответчика обязанность организовать приведение качества питьевой воды, подаваемой населению из нецентрализованного источника водоснабжения, расположенного по адресу: "...", между домами ### и ###, в соответствии с требованиями п.4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
В судебном заседании помощник прокурора г.Владимира ФИО3 иск поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ г. Владимира "Благоустройство" в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Руководствуясь указанной нормой, с согласия истца суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолёптические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу п.п. 1, 2 ст. 18 Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее -водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
Пунктом 4.2 СанПин 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников" (далее - СанПин 2.1.4.1175-02) установлены нормативы к составу и свойствам воды нецентрализованного водоснабжения.
В силу п. 6.6 СанПин 2.1.4.1175-02 мероприятия по устранению ухудшения качества воды включают в себя чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию.
Согласно п.5 ст. 18 Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В силу п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 8 Устава муниципального образования город Владимир, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 N 231 (далее - Устав) к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно пп. 2.3.6 Устава МКУ г. Владимира "Благоустройства" данное учреждение выполняет функции муниципального заказчика по содержанию и ремонту шахтно-питьевых колодцев.
В силу ст. 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 53 указанного закона расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
Распоряжением начальника Управления муниципальным имуществом г. Владимира от 15.11.2010 г. N 976-р шахтный колодец, расположенный по адресу: "...", включен в реестр муниципальной собственности "..." и закреплен на праве оперативного управления за МБУ "Благоустройство".
Водоснабжение жителей улиц: "..." "..." осуществляется только децентрализованным способом.
Согласно экспертному заключению ### (протокол лабораторно-инструментальных исследований качества воды из колодца ### от ДД.ММ.ГГГГ) проб воды из колодца, отобранных по адресу: "...", указанные пробы по исследованным показателям не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02: по показателям, определяющим органолептические свойства воды: железу общему - превышение предельно допустимой концентрации в 1,6 раза, мутности - превышение предельно допустимого уровня в 1,06 раза; по санитарно-химическим показателям: кремнию - превышение предельно допустимой концентрации в 1,25 раза.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что качество питьевой воды, подаваемой населению из нецентрализованного источника водоснабжения, расположенного по адресу: "...", между домами ### и ###, не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и что обязанность по организации приведения качества питьевой воды, подаваемой из указанного источника, лежит на МКУ г. Владимира "Благоустройство".
В свою очередь, пункт 9 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52- ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что несоблюдение санитарно- эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора г. Владимира.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199, 233-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Владимира удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение г. Владимира "Благоустройство" организовать приведение качества питьевой воды, подаваемой населению из нецентрализованного источника водоснабжения, расположенного по адресу: "...", между домами ### и ###, в соответствие с требованиями п.4.1 СанПин 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г.Владимира заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в месячный срок по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, в тот же срок со дня вынесения определения суда об отказе в его удовлетворении.
Судья И.Н. Мысягина
Мотивированное решение суда изготовлено 19.06.2012г.
Стороны вправе ознакомиться с решением суда 19.06.2012г.
Судья И.Н. Мысягина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.