Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи И.Н. Мысягиной
при секретаре Н.В. Клюевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рогова В. М. к Управлению МВД России по Владимирской области о зачете периода осуществления полномочий главы "..." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении, в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Рогов В.М. обратился в суд с иском к УМВД России по Владимирской области о зачете периода осуществления полномочий главы "..." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении ( ДД.ММ.ГГГГ), в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных исковых требований суду указал, что в 1991 г. он являлся сотрудником милиции, занимал должность "данные изъяты" в "...". В ДД.ММ.ГГГГ. по результатам сессии "..." городского Совета народных депутатов был избран главой администрации "...". Распоряжением ###-р от ДД.ММ.ГГГГ главы "..." его назначили на указанную выборную должность, на которой он проработал до ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. он четыре раза переизбирался на должность главы "..." путем прямых выборов населения города.
В соответствии с действующим законодательством РФ и п.3 ч.1 ст. 37.1 Устава муниципального образования " "..."" лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления муниципального образования " "..."", от четырех и более лет или срока полномочий созыва Совета народных депутатов "...", после прекращения исполнения своих полномочий на постоянной основе устанавливаются социальные гарантии в течение одного года.
В период срока предоставления социальных гарантий как лицу, замещавшему выборную должность, в ДД.ММ.ГГГГ. он обратился с рапортом о восстановлении на службе в органы внутренних дел в УВД Владимирской области. Однако в восстановлении на службе ему было отказано, поскольку он был уволен со службы еще в ДД.ММ.ГГГГ. на основании рапорта о переводе из одного Министерства в другое. Указанная запись была выполнена в его трудовой книжке.
В ДД.ММ.ГГГГ. он вновь обратился в УВД Владимирской области с рапортом, в котором просил уволить его из органов внутренних дел и назначить ему пенсию по выслуге лет с зачетом периода нахождения на выборной должности. Однако в его адрес был вновь направлен ответ о том, что из органов внутренних дел он уволен в ДД.ММ.ГГГГ., и оснований для назначения ему пенсии по выслуге лет с зачетом периода нахождения на выборной должности, нет.
Поскольку на момент избрания его главой администрации "..." действовал Закон РФ от 18.04.1991г. N1026-1 "О милиции", предусматривавший гарантии сотрудникам милиции, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления, в частности, период осуществления указанных полномочий сотрудникам милиции засчитывался в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет, просит удовлетворить заявленные им исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика - ФИО5 с заявленными исковыми требованиями не согласна, просит отказать в их удовлетворении.
В обоснование своих возражений суду указала, что в соответствии с приказом Управления внутренних дел Исполнительного комитета "..." Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### л/с Рогов В.М. был уволен из органов внутренних дел.
В период ### лет истец не выполнял обязанности сотрудника органов внутренних дел, работал в другой организации.
На период принятия решения об увольнении Рогова В.М. действовало Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 23.10.1973г. N 778.
Подпунктом "е" пункта 67 указанного Положения на тот момент было предусмотрено, что по решению партийных или советских органов, а также по ходатайству министерств или ведомств, согласованным с соответствующими органами внутренних дел, лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава могли быть уволены из ОВД в запас Вооруженных сил СССР в связи с переходом на работу в другие министерства, ведомства и организации - на выборную должность, на работу в другие министерства, ведомства и организации.
Истец в ДД.ММ.ГГГГ. был избран для занятия выборной должности (в органе местного самоуправления). Ходатайство о необходимости исполнения истцом обязанностей Главы администрации "..." (от ДД.ММ.ГГГГ ###) поступило в УВД, было согласовано и реализовано (путем увольнения истца из органов внутренних дел).
Пунктом 3 постановления Совета Министров СССР от 23.10.1973г. N778 "Об утверждении Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел", уволенным из кадров МВД СССР вследствие избрания их как депутатов на выборные должности в органах Советов депутатов трудящихся и возвратившихся на службу после окончания полномочий по выборной должности, время их работы в органах Советов депутатов трудящихся засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел. Таким образом, данным пунктом также подтверждается, что правовым последствием перехода в ДД.ММ.ГГГГ. сотрудника ОВД на выборную работу являлось его увольнение из кадров МВД СССР.
После увольнения истца правила определения правового статуса сотрудника ОВД на период исполнения им обязанностей по выборной должности неоднократно менялись. Однако нормативные правовые акты, устанавливающие новые правила, издавались спустя длительное время после прекращения служебных правоотношений и избрания истца на выборную должность.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, бывшего Союза ССР, регулируются Законом РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст.ст. 5, 13 Закона получение пенсии (в том числе, за выслугу лет)- это право гражданина.
В соответствии с письмом отдела пенсионного обеспечения УМВД России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, истец с заявлением о назначении пенсии в ОПО не обращался.
В связи с этим, обращение Рогова В.М. в суд с требованиями о назначении ему пенсии за выслугу лет при указанных обстоятельствах является преждевременным.
В соответствии с п.п. 7, 8 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ###, документы для назначения пенсий лицам, уволенным со службы, оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службу (в том числе, составляет расчет выслуги лет для назначения пенсии).
В соответствии с письмом управления по работе с личным составом УМВД России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, истец с заявлением о возможном назначении пенсии (в том числе, для составления расчета выслуги лет) в УРЛС не обращался.
С учетом изложенного, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В ходе судебного заседания установлено, что Рогов В.М., являясь сотрудником Управления внутренних дел Исполнительного комитета "..." Совета народных депутатов, занимал должность "...", имел специальное звание - "...", в ДД.ММ.ГГГГ. по результатам сессии "..." городского Совета народных депутатов был избран главой администрации "...".
Распоряжением главы администрации "..." ###-р от ДД.ММ.ГГГГ Рогов В.М. назначен Главой администрации "...".
Глава администрации "..." ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес начальника УВД Владимирской области ФИО6 обращение за ###, в котором просил откомандировать Рогова В.М. для исполнения обязанностей главы администрации "..." и на период исполнения вышеуказанных обязанностей просил оставить его в кадрах МВД РСФСР.
Согласно приказу начальника УВД Исполнительного комитета "..." Совета народных депутатов ###/ л/с от ДД.ММ.ГГГГ Рогов В.М. был уволен с занимаемой должности "..." при "..." райисполкома с ДД.ММ.ГГГГ, по п. " ###, в связи с переходом на работу в другие Министерства, ведомства и организации - назначением на должность Главы администрации "...". Стаж службы в органах внутренних дел составляет ###.
Согласно ч.2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имею право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Действовавший до 01.03.2011г., до вступления в силу Федерального Закона N 3 от 07.02.2011г. "О полиции", Закон РФ от 18.04.1991г. N1026-1 "О милиции" предусматривал гарантии сотрудникам милиции, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления.
Статьей 28.2 Закона РФ от 18.04.1991г. N1026-1 "О милиции" предусматривалось, что сотрудники милиции, избранные (назначенные) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранные депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований, на период осуществления указанных полномочий приостанавливают службу в органах внутренних дел либо увольняются со службы в органах внутренних дел по собственному желанию.
После прекращения указанных полномочий сотрудникам милиции по их желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии - другая равнозначная должность по прежнему либо с их согласия иному месту работы.
Период осуществления указанных полномочий сотрудникам милиции засчитывается в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
С момента избрания (назначения) сотрудника милиции он приобретает иной статус - статус выборного лица и одновременно утрачивает статус сотрудника милиции.
Статья 28.2 Закона РФ от 18.04.1991г. N 1026-1 "О милиции", действовавшая до 01.03.2011г., обязывала сотрудников милиции либо приостановить работу в органах внутренних дел, либо уволиться со службы по собственному желанию. Поскольку иных вариантов законодатель не предусматривал, право на увольнение сотрудники милиции реализовывали на общих основаниях и во время исполнения полномочий, связанных с выборной должностью не могли быть уволены по другим основаниям, поскольку увольнение проводилось только с их согласия. И после прекращения полномочий, связанных с выборной должностью, сотрудникам милиции по их желанию предоставлялась ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность по прежнему либо с их согласия иному месту службы.
Часть 3 ст. 28.2 закрепляла дополнительные гарантии социальной защиты сотрудников милиции, осуществлявших полномочия, связанные с замещением выборных должностей. Речь, в частности, идет о зачете им периода осуществления указанных полномочий в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет. Указанные гарантии реализовывались в порядке, предусмотренном ст.ст. 17.1, 19. 20 Закона о милиции, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами.
В ходе судебного заседания установлено, что в связи с неизбранием Рогова В.М. на должность главы "..." главы "..." ###к от ДД.ММ.ГГГГ он уволен с занимаемой должности по п. ### Трудового кодекса РФ ( "..."). Данное обстоятельство подтверждается сведениями трудовой книжки на имя Рогова В.М. (л.д. 10-11).
В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рогов В.М. обратился на имя начальника УМВД России по Владимирской области с рапортом об увольнении его из органов внутренних дел в связи с окончанием срока пребывания на выборной должности главы "..." ( л.д. 57).
Из сообщения начальника УМВД России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ за ### следует, что приказом УВД Владоблисполкома от ДД.ММ.ГГГГ ###/ л/с Рогов В.М. был уволен из органов внутренних дел, получил трудовую книжку на руки и повторно из органов внутренних дел уволен быть не может (л.д. 58).
В ходе судебного заседания Рогов В.М. суду указал, что после получения указанного ответа начальника УМВД России по Владимирской области он вновь обратился с рапортом на его имя, в котором просил назначить ему пенсию за выслугу лет, засчитав период осуществления полномочий главы "..." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении ( ДД.ММ.ГГГГ) в общий трудовой стаж и выслугу лет, в календарном исчислении, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет. Однако в удовлетворении данных требований ему было отказано, в связи с чем он был вынужден обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Полагая, что решение ответчика об отказе включения спорного периода работы для назначения пенсии в выслугу лет нарушает его конституционные права на пенсионное обеспечение, препятствует их реализации, ссылаясь на ст. 28. 2 Закона РФ от 18.04.1991г. N 1026-1 "О милиции", Закон РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы и их семей", просит зачесть период осуществления им полномочий главы "...", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в общий трудовой стаж и выслугу лет, в календарном исчислении, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.
По утверждению истца, отказ ответчика не согласуется с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N 2-П по вопросам пенсионного обеспечения, который сделал вывод о том, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняется ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В силу ст.1, ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.
На день обращения истца в суд с указанными исковыми требованиями, при условии включения спорного периода в общий трудовой стаж и выслугу лет в календарном исчислении, дающую право на назначение пенсии по выслуге лет, он составляет более 30 лет.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в оспариваемый период времени Рогов В.М. работал на избранной должности главы администрации "...", данная работа в указанной должности являлась выборной работой в органе местного самоуправления.
Учитывая положения ст. 28.2 Закона РФ от 18.04.1991г. N 1026-1 "О милиции", действовавшие до 01.03.2011г., до вступления в законную силу Федерального закона N 3 от 07.02.2011г. "О полиции", суд приходит к выводу о том, что Рогов В.М. имеет право претендовать на включение спорного периода выполненной им работы в общий трудовой стаж и выслугу лет, в календарном исчислении, для назначения пенсии за выслугу лет.
Такой вывод вытекает из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, в частности, в определении N 320-О от 05.11.2002г. Из указанного решения Конституционного Суда РФ следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддерживания доверия граждан к закону и действиям государства.
Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования, совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникающих из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в этом случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.
Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 1 ч.1, 2, 18, 54 ч.1, ст.55 ч.ч.2 и 3, 57 Конституции РФ.
Между тем, по ранее действовавшему законодательству период осуществления сотрудником милиции, избранным (назначенным) главой муниципального образования, засчитывался в общий трудовой стаж и выслугу лет, в календарном исчислении, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.
Таким образом, Рогов В.М. имеет право на зачет периода работы с ДД.ММ.ГГГГ (назначение Главой администрации "...") по ДД.ММ.ГГГГ (утратил силу Закона РФ от 18.04.1991г. N1026-1 "О милиции", в связи с принятием Федерального закона N3 от 07.02.2011г. "О полиции") в общий трудовой стаж и выслугу лет, в календарном исчислении, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет. И то обстоятельство, что на момент рассмотрения данного вопроса о праве Рогова В.М. на пенсию по выслуге лет законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнившими аналогичную функцию, но вышедшие на пенсию ранее, не должно нарушать права истца.
Суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца, о включении спорного периода в общий трудовой стаж и выслугу лет, в календарном исчислении, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет, в части, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до принятия Федерального закона от 07.02.2011г. N 3-ФЗ "О полиции", поскольку периоды осуществления полномочий главы "..." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении на ответчика обязанности назначить ему пенсию за выслугу лет.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, регулируются Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 5. 13 Закона получение пенсии ( в том числе, за выслугу лет) - это право гражданина.
Статьи 51, 54 Закона определяют, что обращение за назначением пенсии реализуется путем направления в пенсионные органы МВД России заявлений о назначении пенсий. При этом, днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии, а при пересылке заявления по почте - дата его направления.
В ходе судебного заседания установлено, что Рогов В.М. в установленном законом порядке с заявлением о назначении ему пенсии в ОПО УМВД России по Владимирской области не обращался. Данное обстоятельство в ходе судебного заседания истец не оспаривал, поскольку, по его утверждению, обращался к ответчику с заявлением о восстановлении его на службе и о зачете периода осуществления полномочий главы "...", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении ( ###), в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет.
С учетом того, назначение пенсии носит заявительный характер, истец с соответствующим заявлением к ответчику о назначении пенсии не обращался, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о назначении пенсии. Кроме того, отказывая истцу в удовлетворении данных исковых требований, суд принимает во внимание то обстоятельство, что назначение пенсии не относится к компетенции суда. С указанным заявлением истец вправе обратиться к ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рогова В. М. удовлетворить в части.
Зачесть Рогову В. М. период осуществления им полномочий главы "..." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой стаж и выслугу лет, в календарном исчислении, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.
В остальной части заявленных исковых требований Рогову В. М. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья "..." И.Н. Мысягина
Мотивированное решение суда изготовлено 10.05.2012г.
Стороны вправе ознакомиться с решением суда 10.05.2012г.
Судья "..." И.Н. Мысягина
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.