Судья Октябрьского районного суда г. Владимира Назаров О.В.
с участием защитника Ермаковой Н.Е.,
представителя управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области Кощеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шиша Д. Н., "данные изъяты", на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N ### от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N ### от ДД.ММ.ГГГГ начальник Управления муниципальным имуществом г. Владимира Шиш Д.Н. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере ### рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, а именно, за недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации бездействие по организации и проведению торгов по продаже права на заключение договора аренды катка-уплотнителя для мусора "...", являющегося объектом муниципальной собственности, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которое может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Шиш Д.Н. обратился в Октябрьский районный суд г. Владимира с жалобой на данное постановление, полагая его незаконным и подлежащим отмене, указав, что у него, как начальника Управления муниципальным имуществом г. Владимира (далее УМИ г. Владимира) не возникла обязанность по проведению торгов по продаже права на владение и пользование муниципальным имуществом - катком-уплотнителем для мусора "...", с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока аренды "..." указанного имущества, поскольку Федеральный закон "О защите конкуренции" определяет порядок передачи муниципального имущества во владение и пользование третьим лицам и не устанавливает сроки для принятия решений о передаче муниципального имущества в аренду и проведения соответствующих торгов.
В установленный договором аренды срок "..." не возвратило арендованное имущество, ДД.ММ.ГГГГ УМИ г. Владимира направило в адрес Общества претензию о возврате имущества в трехдневный срок, однако, каток-уплотнитель был возвращен в УМИ г. Владимира лишь ДД.ММ.ГГГГ, при этом Общество произвело оплату за весь период владения и пользования арендованным имуществом.
ДД.ММ.ГГГГ УМИ г. Владимира обратилось во Владимирское УФАС с заявлением о предоставлении муниципальной преференции "..." путем передачи в безвозмездное пользование без проведения торгов на неопределенный срок объектов муниципального движимого имущества, в том числе указанного катка-уплотнителя. ДД.ММ.ГГГГ Владимирское УФАС приняло решение об отказе в предоставлении "...", указанное решение получено УМИ г. Владимира лишь ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением осуществлялась подготовка документации об аукционе по продаже права на заключение договора аренды транспортного средства - катка-уплотнителя, ДД.ММ.ГГГГ информация об аукционе была размещена на официальном сайте Правительства РФ. Одновременно указанная информация была опубликована на официальном сайте органов местного самоуправления и в газете " "..."" для обеспечения большей доступности информации и привлечения наибольшего количества участников торгов. Следовательно, им ( Шишом Д.Н.) были предприняты все необходимые меры по заключению договора аренды.
Решением Владимирского УФАС от ДД.ММ.ГГГГ УМИ г. Владимира признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в части бездействия по организации и проведению торгов по продаже права на заключение договора аренды катка-уплотнителя. Однако он ( Шиш Д.Н.) полагает, что указанное решение ошибочно. Каток-уплотнитель для мусора является муниципальной собственностью г. Владимира и закреплен за "..." на праве оперативного управления на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ ###. Порядок передачи закрепленного за учреждениями и предприятиями имущества определен ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в соответствии с которым обязанность по организации и проведению торгов по передаче имущества в аренду возложена на обладателя права оперативного управления имуществом, то есть на "..."
Также полагает, что вывод Владимирского УФАС об ограничении прав неопределенного круга хозяйствующих субъектов на равный доступ к приобретению прав владения и пользования данным имуществом не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку не установлен факт наступления последствий в виде ограничения конкуренции и прав на равный доступ к приобретению прав владения и пользования имуществом, а также наличие причинной связи между действиями (бездействием) и наступившими последствиями. Кроме того, УМИ г. Владимира в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предоставляло право владения или пользования катком-уплотнителем для мусора какому-либо хозяйствующему субъекту, владение и пользование указанным имуществом в указанный период осуществляло "..."", при этом владение и пользование было основано не на действиях УМИ г. Владимира по предоставлению прав, а на действиях "...", не возвратившего имущество по истечении срока действия договора аренды. Вопрос об истребовании имущества из чужого незаконного владения является предметом гражданского, а не антимонопольного законодательства.
УМИ г. Владимир, обращаясь во Владимирское УФАС с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, полагало о наличии обстоятельств, позволяющих получить такое согласие, процедура предоставления муниципальной преференции "..." началась ДД.ММ.ГГГГ, а закончилась ДД.ММ.ГГГГ. Заявление в УФАС подано в соответствии со ст.ст. 19, 20 Федерального закона "О защите конкуренции", требования которых не предполагают одновременное применение разных процедур передачи имущества во владение и пользование, а именно предоставления преференции и проведение торгов. После получения ДД.ММ.ГГГГ отказа в предоставлении муниципальной преференции, УМИ г. Владимира ДД.ММ.ГГГГ начало подготовку документации об аукционе.
Таким образом, полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, просит постановление УФАС отменить как незаконное.
В судебное заседание Шиш Д.Н., извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился без извещения о причинах, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Защитник доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, указав на законность постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N ### от ДД.ММ.ГГГГ и создание бездействием Шиша Д.Н. возможности ограничения или устранения конкуренции.
Выслушав пояснения участвовавших в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для отмены постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N ### от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что согласно части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Каток-уплотнитель для мусора "..." стоимостью ### рублей в соответствии с распоряжением Управления муниципальным имуществом города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### является муниципальной собственности города Владимира и передан "..." на праве оперативного управления.
Пункт 11 части 1 статьи 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусматривает возможность заключения договора аренды муниципального имущества без торгов на срок не более чем тридцать календарных дней.
В остальных случаях, за установленными исключениями, согласно ч.ч.1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Согласно ч.5 данной статьи Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
В соответствии с п.4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв.приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67, организатором конкурсов или аукционов являются при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", - уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;
В соответствии с п.п. 1.1, 2.2, 3.1, 3.3 Положения об Управлении муниципальным имуществом г. Владимира, утвержденного распоряжением главы администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, Управление является исполнительно-распорядительным органом администрации города Владимира, осуществляющими полномочия по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности города Владимира, выступает арендодателем муниципального имущества, организовывает и проводит торги на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, вправе заключать соответствующие договоры, обязано в случае нарушения законодательства РФ обращаться в суды с исками в защиту имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования.
В соответствии с данной компетенцией директором "..." начальнику УМИ г. Владимира Шишу Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды катка-уплотнителя.
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением муниципальным имуществом города Владимира в лице начальника Управления Шиша Д.Н. в качестве арендодателя, "..."" в лице ФИО11, "..." в лице ФИО10 в качестве балансодержателя, заключен договор аренды ### муниципального движимого имущества - катка-уплотнителя для мусора марки "...", государственный регистрационный знак ###, со сроком действия договора менее 30 суток - по ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.5.3 договора по истечении данного срока заключение договора аренды на новый срок осуществляется по результатам проведения торгов.
Однако по истечении срока действия указанного договора в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ начальник Управления муниципальным имуществом г. Владимира Шиш Д.Н. в силу ненадлежащего исполнения должностных обязанностей допустил фактическое дальнейшее использование указанного муниципального имущества "..." в отсутствие надлежащих правовых оснований, а именно, без проведения предусмотренных законодательством торгов по продаже права на заключение договора аренды катка-уплотнителя вопреки ч.ч.1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.5.3 договора аренды ### от ДД.ММ.ГГГГ и не выполнив предусмотренную п.3.3 Положения об Управлении муниципальным имуществом г. Владимира обязанность по истребованию муниципального имущества из незаконного пользования в судебном порядке.
Указанное бездействие Управления муниципального имущества города Владимира в период, сопровождавшееся использованием указанного муниципального имущества без правовых оснований единственным субъектом - "...", ограничило права неопределенного круга иных хозяйствующих субъектов на равный доступ к приобретению прав владения и пользования муниципальным имуществом с целью его использования в предпринимательской деятельности, чем создало возможность ограничения конкуренции.
Распоряжение ### о проведении аукциона и утверждении документации об аукционе по продаже права на заключение договоров аренды в том числе катка-уплотнителя для мусора марки "..." начальником управления муниципальным имуществом города Владимира Шишом Д.Н. было издано лишь ДД.ММ.ГГГГ. Каток-уплотнитель передан "..." согласно акту приема передачи Управлению муниципальным имуществом г. Владимира ДД.ММ.ГГГГ.
Вина Шиша Д.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, подтверждается:
- постановлением заместителя прокурора г.Владимира о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающим факт совершения и обстоятельства административного правонарушения;
- решением комиссии Управления ФАС по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N ###;
- распоряжением Управления муниципальным имуществом города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###;
- Положением об Управлении муниципальным имуществом г. Владимира, утвержденным распоряжением главы администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###;
- письмом директора "..." начальнику УМИ г. Владимира Шишу Д.Н. о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды катка-уплотнителя от ДД.ММ.ГГГГ;
- договором аренды транспортных средств без экипажа от ДД.ММ.ГГГГ ###;
- заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о даче согласия на предоставление муниципальной преференции;
- решением антимонопольного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной преференции;
- претензией УМИ г. Владимира в адрес "..." от ДД.ММ.ГГГГ;
- распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ### о проведении аукциона и утверждении документации об аукционе;
- актом передачи муниципального транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ;
- копиями платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ### об оплате арендной платы по претензии от ДД.ММ.ГГГГ за неосновательное обогащение.
В соответствии с п. 4.4 Положения об Управлении муниципальным имуществом г. Владимира, утвержденного распоряжением главы администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, начальник Управления руководит его деятельностью, организует его работу в соответствии с полномочиями и функциями, несет ответственность за своевременное и качественное решение вопросов, входящих в компетенцию Управления.
Таким образом, суд находит факт совершения начальником управления муниципальным имуществом города Владимира Шишом Д.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, установленным исследованными доказательствами. Действия правонарушителя квалифицированы правильно как бездействие должностного лица органа местного самоуправления, которое недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ.
Довод защиты об отсутствии у начальника УМИ г. Владимира обязанности по проведению торгов по продаже права на владение и пользование муниципальным имуществом непосредственно по истечении срока аренды "..." указанного имущества ввиду неустановления Федеральным законом "О защите конкуренции" срока для принятия такого решения не основан на требованиях ч.ч.1, 3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", исходя из которых владение и (или) пользование муниципальным имуществом может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения соответствующих договоров.
Направление ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день окончания действия договора аренды, УМИ г. Владимира во Владимирское УФАС заявления о предоставлении муниципальной преференции "..." путем передачи в безвозмездное пользование без проведения торгов на неопределенный срок катка-уплотнителя свидетельствует о фактических осведомленности и согласии УМИ г. Владимира на дальнейшее - по истечении срока аренды - использование данного объекта муниципального движимого имущества коммерческой организацией. В этой связи довод жалобы об удержании имущества арендатором против воли арендодателя и отсутствии обязанности по организации торгов не может быть принят судом во внимание. С учетом этого, а также неисполнения п.3.3 Положения об Управлении муниципальным имуществом г.Владимира суд не может признать надлежащим, добросовестным и своевременным исполнением требований нормативных актов направление ДД.ММ.ГГГГ УМИ г. Владимира в адрес "..." претензии о возврате имущества в трехдневный срок.
Законных оснований считать направление ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день окончания действия договора аренды, УМИ г. Владимира во Владимирское УФАС заявления о предоставлении муниципальной преференции "..." при отсутствии гарантий принятия компетентным государственным органом положительного решения достаточным основанием для оставления муниципального движимого имущества во владении и пользовании коммерческой организации не имеется. Объективных препятствий для заблаговременного обращения с таким заявлением в компетентный государственный орган судом не установлено.
Довод жалобы об отсутствии у УМИ г. Владимира обязанности по организации и проведению торгов по передаче имущества в аренду ввиду его закрепления за "..." на праве оперативного управления не может быть принят судом во внимание, поскольку согласно п.4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв.приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67, организатором конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", может являться как обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления, так и иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. В соответствии же с Положением об Управлении муниципальным имуществом г. Владимира Управление является исполнительно-распорядительным органом администрации города Владимира, осуществляющими полномочия по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности города Владимира, проводит торги на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, вправе заключать соответствующие договоры. Наличие таких полномочий подтверждается и письмом директора "..." начальнику УМИ г. Владимира Шишу Д.Н. о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды катка-уплотнителя от ДД.ММ.ГГГГ
Вопреки доводу жалобы диспозиция ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ не предусматривает обязательного наступления общественно опасных последствий в виде ограничения конкуренции, а предусматривает, в частности, возможность их наступления, создание которой подтверждается материалами дела.
Доказательств, опровергающих содержание постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N ### от ДД.ММ.ГГГГ, стороной защиты не представлено.
Использование заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области доказательств, полученных с нарушением закона, не установлено.
Суд не находит существенных нарушений процессуальных требований, которые являлись бы безусловным основанием для отмены состоявшегося решения и не позволили заместителю руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области подлежит изменению в части времени совершения административного правонарушения, поскольку по ДД.ММ.ГГГГ включительно муниципальное имущество - каток-уплотнитель находилось в правомерном пользовании "..." в соответствии с договором аренды ### от ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего административное правонарушение надлежит считать совершенным по истечении срока договора аренды - в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, что не ухудшает положение лица, в отношении которого вынесено постановление, и не влияет на квалификацию его действий.
Наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и является минимальным в ее пределах.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6; п.2 ч.1 ст.30.7; ст.30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N ### от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении начальника Управления муниципальным имуществом г. Владимира Шиша Д.Н. изменить.
Считать административное правонарушение совершенным в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N ### от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении начальника Управления муниципальным имуществом г. Владимира Шиша Д.Н. оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья "..." О.В.Назаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.