Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи О.П. Перегудовой,
при секретаре судебного заседания С.В. Романчук,
старшего помощника прокурора Г.В.Глуховой,
с участием лиц, согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах Михай Алексея Юрьевича к администрации Петушинского района Владимирской области и администрации Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петушинского района Владимирской области в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетнего Михай А.Ю. обратился в суд с исковым заявлением, уточнив который, просит обязать администрацию Петушинского района обеспечить вне очереди по договору социального найма Михай Алексея Юрьевича жилым помещением площадью не менее 26 квадратных метров, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Петушинского района проведена проверке исполнения жилищного законодательства в интересах детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Михай А.Ю. является ребенком-сиротой, состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Михай А.Ю. проживает в * 11.05.2010 года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Нагорного сельского поселения, как ребенок-сирота, не имеющий закрепленного жилого помещения. Несмотря на возникновение у Михай А.Ю. права с даты постановки на учет на предоставление ему благоустроенного жилого помещения, жилое помещение ему не предоставлено до настоящего времени. В связи с отсутствием жилья Михай А.Ю. 25.11.2011 года был помещен в ГКУСО Владимирской области "Петушинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в г.Костерево Петушинского района Владимирской области.
Согласно ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Михай А.Ю. относится к категории детей - сирот, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "Об дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",Михай А.Ю. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации Владимирской области. На основании изложенного, прокурор Петушинского района просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Глухова Г.В., истец Михай А.Ю. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Ответчик - администрация Петушинского района Владимирской области, извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направила, в письменном ходатайстве от 25.05.2012 года просит рассмотреть дело в отсутствие её представителя, не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора.
Ответчик - администрация Владимирской области, извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направила, в отзыве от 24.05.2012 года просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Третье лицо - Департамент образования администрации Владимирской области, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил, в отзыве от 24.05.2012 года просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Согласно представленного отзыва от 24.05.2012 года Департамент образования администрации Владимирской области, администрация Владимирской области считает требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Полагают, что администрация Владимирской области не является надлежащим ответчиком по данному иску, предметом которого является приобретение и предоставление жилого помещения детям, указанной категории. В соответствии с Законом Владимирской области от 25.12.2009 года N180-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 года" установлены объемы субвенций. Сумма субвенций, предоставляемой органам местного самоуправления для исполнения данного полномочия с разбивкой по территориям, установлена на год. Так, на плановый 2011 года в областном бюджете для реализации органами местного самоуправления области вышеуказанного полномочия в бюджете области предусмотрено 82 млн. рублей, дополнительно направлены 57 млн. рублей из средств федерального бюджета. МО Петушинский район в 2011 году установлена субвенция Законом Владимирской области N126-ОЗ в размере 20406,5 тыс. руб., которая своевременно доведена Департаментом образования администрации Владимирской области до получения в текущем году. Законом Владимирской области N122-ОЗ для МО Петушинский район установлена сумма 17.300 тыс. руб., которая департаментом образования администрации Владимирской области 12.01.2012 года доведена до получателей. Таким образом, администрация Владимирской области добровольно, в полном объёме и своевременно исполняет бюджетные обязательства. Обязанности администрации обрасти по распределению субвенций в бюджете субъекта РФ не только по каждому муниципальному образованию, но и по каждому конкретному лицу из числа детей, указанной категории Бюджетным кодексом РФ и законодательством Владимирской области в области бюджетных отношений, Федеральный закон от 21.12.1996 года N159-ФЗ не предусматривают. Доказательств того, что бюджетные обязательства ответчиком не исполняются истцом не представлено.
Представитель третьего лица - МУ "Управления образования администрации Петушинского района" Волкова Л.Д., действующая по доверенности от 27.01.2012 года в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель третьего лица - ГКУСО Владимирской области "Петушинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г.Костерево Петушинского района Ларина М.А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просит удовлетворить из в полном объёме.
Третье лицо - администрация Нагорного сельского поселения Петушинского района, и в судебное заседание своего представителя не направила, извещена, в письменном отзыве от 12.04.2012 года просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, оставляют решение спора на усмотрение суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В Конвенции ООН "О правах ребенка", общепризнанных нормах международного права и российском законодательстве закреплен приоритет интересов благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.
Статья 20 Конвенции гласит, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для обеспечения права на жилище.
Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации
В силу ст.5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как следует из ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N226-03 "О государственном обеспечении и государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма
Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.
Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
Согласно ст.2 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. N226-ОЗ полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Владимирской области. Расходы на государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в пределах средств, предусмотрены на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007 N 55 "О порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется в том числе за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области.
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 N 398 "О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения" департамент образования администрации области обеспечивает перечисление средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований, выделенных на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают целевое использование средств из областного бюджета, выделенных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Кроме того, органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля направляют в департамент образования администрации области сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Департамент образования на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому: формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-03 "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.
Судом установлено, что Михай Алексей Юрьевич, *, 06.04.2010 обратился в администрацию Нагорного сельского поселения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.90).
Постановлением главы Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области N221 от 11.05.2010 года Михай А.Ю. поставлен на учет нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий (л.д.89).
Постановлением главы Нагорного сельского округа от 24.05.2011 года N136 для временно проживания Михай А.Ю. выделено жилое помещение по адресу: *
Из акта обследования межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Нагорного сельского поселения от 24.05.2011 г. N143 от 06.02.2012 года жилого помещения следует, что жилой дом по адресу: * требует проведения капитального ремонта с заменой оконных и дверных блоков, замены полов, утепления капитальных стен, полный ремонт печи, замены потолочных балок. Согласно заключению межведомственной комиссии жилой дом пригоден для проживания, после проведения полного капитального ремонта (л.д.142-143).
Судом установлено, что сведения о зарегистрированном праве собственности на жилые помещения, расположенные в Петушинском районе за Михай А.Ю. отсутствуют (л.д.33,34).
Из справки администрации Петушинского района Владимирской области 07.02.2012 года следует, что на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения в 2011 из средств областного бюджета направлено - 12606,6 руб., из средств федерального бюджета - 7800,00 руб. соответственно (л.д.134).
Судом установлено, что Михай А.Ю. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение не предоставлено, 25.11.2011 года помещен в ГКУСО Владимирской области "Петушинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г.Костерево Петушинского района, где находится до настоящего времени.
При таких обстоятельствах в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "Об дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Михай А.Ю. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм, отвечающей санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации МО "Петушинский район".
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах Михай Алексея Юрьевича к администрации Петушинского района Владимирской области и администрации Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования "Петушинский район" Владимирской области обеспечить вне очереди по договору социального найма Михай Алексея Юрьевича благоустроенным жилым помещением площадью не менее 26 кв.м., отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: /подпись/
Мотивированное решение изготовлено: 29 мая 2012 года.
Судья: /подпись/.
Копия верна.
Судья Петушинского районного суда О.П.Перегудова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.