Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Черновой С.В.
при секретаре Воиновой Е.А., с участием помощника прокурора Селивановского района Соловьева Я.В., представителей ответчиков МО "данные изъяты" Бондиной О.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, МОУ "данные изъяты" Рябовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации Муниципальному общеобразовательному учреждению "данные изъяты" муниципальному образованию "данные изъяты" о возложении обязанности оборудовать здание школы специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и о финансировании указанных работ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в Селивановский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, после изменения исковых требований, к муниципальному образованию "данные изъяты" о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещение МОУ "данные изъяты" и к Муниципальному общеобразовательному учреждению "данные изъяты"" в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение МОУ " "данные изъяты" по адресу: "адрес" соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" путем оборудования входа в здание указанного учреждения - пандусом. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой были выявлены нарушения закона в сфере обеспечения прав инвалидов на благоприятную среду жизнедеятельности. При осмотре здания МОУ "данные изъяты" являющегося объектом инфраструктуры и относящегося к общественным, установлено, что входы в здание не оборудованы пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, отсутствие которых ограничивает возможность инвалидов, использующих кресла-коляски, вести независимый образ жизни и участвовать во всех сферах жизни. Данное образовательное учреждение является муниципальным образовательным учреждением, собственником указанного здания является муниципальное образование "данные изъяты", на которое должна быть возложена обязанность по финансированию данного вида работ.
В судебном заседании прокурор Соловьёв Я.В. поддержал измененные исковые требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что срок выполнения требований обусловлен тем, что в бюджете "данные изъяты" на 2012 год финансовые средства на выполнение указанных работ не были запланированы.
Представитель ответчика директор Муниципального общеобразовательного учреждения "данные изъяты" Рябова Н.В. в судебном заседаниине возражала против иска в части оборудования входа в здание школы пандусом, но пояснила, что в настоящее время нет необходимости в проведении указанных работ, так как в школе среди обучающихся дети - инвалиды отсутствуют.
Представитель ответчика главный специалист, юрисконсульт МУ "Центр хозяйственного обслуживания системы образования" администрации "данные изъяты" Бондина О.А. в судебном заседании с иском прокурора согласилась, но пояснила, что денежные средства на финансирование работ по оборудованию входов в общеобразовательные учреждения района бюждетом на 2012 год не предусмотрены, в связи с чем в муниципальную программу "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в "данные изъяты" на 2012 -2015 годы" вносятся изменения и дополнения.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Пунктом 3.9 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73 в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Согласно п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
Согласно договору N от ДД.ММ.ГГГГ передачи и закрепления в пользование на праве оперативного управления имущества муниципальной собственности "данные изъяты" Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации "данные изъяты" Муниципальному общеобразовательному учреждению "данные изъяты" передано в пользование на праве оперативного управления (доля 99/100) здание школы общей площадью 3043,5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
В судебном заседании установлено, что Муниципальным общеобразовательным учреждением "данные изъяты" до настоящего времени ни один из входов в здание не оборудован пандусом. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником прокурора Селивановского района, согласно которому ни один вход в здание указанного учреждения не оборудован пандусами и другими устройствами для беспрепятственного доступа инвалидов.
Согласно Уставу муниципального общеобразовательного учреждения "данные изъяты" является муниципальным учреждением "данные изъяты", учредителем которого является муниципальное образование "данные изъяты"
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, помимо прочего, формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.
Таким образом, отсутствие денежных средств не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения для соблюдения обязанностей, возложенных федеральным законодателем.
Довод представителей ответчиков о том, что в настоящее время среди обучающихся в данном учреждении среди обучающихся отсутствуют дети-инвалиды, в связи с чем на данный момент в оборудовании входа в здание учреждения пандусом нет необходимости, суд находит основанным на неверном толковании действующего законодательства, поскольку появление инвалидов или гражданина с ограниченными возможностями передвижения не может быть исключено в будущем, учитывая, что обращение в суд заявлено прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В материалах дела имеется постановление главы "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N, которым внесены изменения в долгосрочную целевую программу "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в "данные изъяты" на 2012 - 2015 годы", утвержденную постановлением главы "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N, и исключен пункт п. 19, согласно которому на 2012 год были запланированы работы по установке наружных пандусов в МОУ "данные изъяты"
Кроме того, в качестве источников финансирования программы указаны средства областного бюджета, что не соответствует долгосрочной целевой программе Владимирской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов во Владимирской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Губернатора Владимирской области от 01.04.2011 N 263, которой выделение денежных средств на нужды "данные изъяты" не предусмотрено.
Также в материалах дела имеется сообщение Финансового управления администрации "данные изъяты", согласно которому на 2012 год в районном бюджете по указанной программе средства на оснащение мест общего пользования специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в образовательных учреждений не предусмотрены, для МОУ "данные изъяты" будут учтены при формировании бюджета на период 2013 и плановый период 2014 - 2015 годов. Данные обстоятельства ставят под сомнение реальное исполнение целевой программы "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в "данные изъяты" на 2012 - 2015 годы".
Анализ законодательства и доказательств, исследованных в судебном заседании, позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования прокурора Селивановского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному образованию "данные изъяты" в срок до 01 марта 2013 года профинансировать работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МОУ "данные изъяты" в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" путем оборудования входа в указанное учреждение пандусом и к Муниципальному общеобразовательному учреждению "данные изъяты" о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2013 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещения МОУ "данные изъяты" в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" путем оборудования входа в указанное учреждение пандусом подлежат удовлетворению.
Срок для выполнения требований суд считает разумным, учитывая наличие средств в бюджете и сроки его планирования, а также объем работ, которые надлежит выполнить для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению "данные изъяты", Муниципальному образованию "данные изъяты" о возложении обязанности оборудовать здание школы специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и о финансировании указанных работ удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование "данные изъяты" в срок до 01 марта 2013 года профинансировать ремонтные работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МОУ "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" путем оборудования входа в указанное здание пандусом.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение "данные изъяты" в срок до 01 сентября 2013 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание МОУ "данные изъяты" расположенное по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" путем оборудования входа в указанное здание пандусом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья С.В. Чернова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.