Собинский городской суд Владимирской области в составе:
Председательствующего Зеленовой Л.А.
при секретаре Кондратьевой Л.М.
с участием представителей истца Буниной А.И., Трутневой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кузьмичева И.Н. к администрации муниципального образования Копнинское сельское поселение о признании незаконными постановлений главы МО Копнинское сельское поселение от 04.03.2010 года и от 27.04.2011 года об утверждении протоколов заседания жилищной комиссии при администрации МО Копнинское с\п об отказе в постановке на очередь на улучшение жилищных условий, признании незаконными заключений межведомственной комиссии, возложении обязанности признать нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмичев И.Н. "..." года рождения имеет право на льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны, является инвалидом 1 группы по общему заболеванию. Заявитель проживает по адресу "..." принадлежащем ему доме, право собственности на который в Управлении Росреестра не зарегистрировано.
Кузьмичев И.Н. обратился в суд с указанными выше требованиями, указал, что постановлением Главы муниципального образования Копнинское сельское поселение Собинского района Владимирской области N 17 от 04.03.2010 года утвержден протокол жилищной комиссии администрации муниципального образования Копнинское сельское поселение от 03.03.2010 года N 10, согласно которому ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ. Он не согласен с отказом, так как не имеет в собственности несколько жилых помещений, проживает в доме без удобств, без водопровода, с печным отоплением, находясь в преклонном возрасте, он физически не в силах топить печь, считает, что его дом непригоден для проживания. Считает, что в соответствии с ФЗ "О ветеранах" участники войны должны обеспечиваться жильем независимо от их материального положения.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Бунина А.И. заявленные требования по существу поддержала, пояснила, что Кузьмичев И.Н. -её отец, является местным жителем, проживает в принадлежащем ему доме в "..." один, она приезжает к нему еженедельно, также еженедельно к нему приезжает сын. Она готовит для отца, меняет белье, забирает вещи в стирку, зимой они привозят отцу воду, поскольку колонка в деревне замерзает, приносят в дом дрова, печь приходится топить два раза в сутки из-за худых стен. Кузьмичев И.Н. зимой из дома выйти не может по состоянию здоровья, также не может дойти до туалета, который находится на улице. Они с братом не могут взять отца в свои квартиры, поскольку сами проживают в стесненных условиях. Также они не могут произвести ремонт дома отца, поскольку брат и ее муж являются инвалидами 1 группы. Отец получал от государства легковой автомобиль, другими льготами не пользовался. Отец построил дом в 1949 году, он покупал дом на вывоз у уезжавших в город селян, докупал к нему бревенчатый сарай, нового леса на доме не использовал, в то время это было невозможно.
Представитель истца Трутнева М.Ю. пояснила, что ответчик уклоняется от вывода о пригодности дома для проживания. В заключении от 03.03.2010 года и в заключении от 04.04.2011 года межведомственная комиссия сделала вывод о необходимости проведения капитального ремонта дома, при этом возможность осуществления ремонта ветераном в возрасте "..." лет никто не обсуждал. В акте обследования помещения от 03.03.2010 года было указано на необходимость ремонта всего цоколя, замены венцов по всему периметру, с южной стороны трех венцов, с остальных - по два венца, в акте обследования от 04.04.2011 года осталось указание на необходимость ремонта лишь части цоколя, указание на замену трех венцов с южной стороны, где находится жилая комната, отсутствует, при том, что указанные работы не проводились. В акте повторного обследования помещения указано, что передняя комната (зал, спальня) находится в нормативном состоянии при условии выполнения работ по замене: двух оконных блоков, кирпичного цоколя, окраске металлической кровли и оконных блоков. Условие ремонта невыполнимо для истца, тем более, что замена венцов по всему периметру также требуется. Следовательно, без капитального ремонта дома комната не может быть признана находящейся в нормативном состоянии.
В ходе судебного разбирательства истец изменил исковые требования, просил признать незаконным постановление главы муниципального образования Копнинское сельское поселение Собинского района Владимирской области от 04.03.2010 года N17 об утверждении протокола заседания жилищной комиссии при администрации МО Копнинское сельское поселение от 03.03.2010 года N4 об отказе в постановке на очередь на улучшение жилищных условий, заключение межведомственной комиссии от 03.03.2010 года, которым признано необходимым проведение капитального ремонта дома, от данных требований не отказывался, дополнительно просил признать незаконными постановление главы муниципального образования Копнинское сельское поселение Собинского района Владимирской области от 27.04.2011 года N8 об утверждении протокола заседания жилищной комиссии при администрации МО Копнинское сельское поселение от 27.04.2011 года N8 об отказе в постановке в очередь на улучшение жилищных условий, заключение межведомственной комиссии от 04.04.2011 года о необходимости проведения капитального ремонта дома NN, просил признать его нуждающимся в жилом помещении с учетом технического состояния дома, его статуса участника Великой Отечественной войны, возраста и состояния здоровья, которое не позволяет ему заниматься ремонтом дома.
Глава администрации муниципального образования Копнинское сельское поселение Голубев И.В., надлежаще уведомленный о дне судебного разбирательства в судебное заседание не явился, просил рассмотреть иск в его отсутствие, просил учесть ранее высказанную им позицию по иску. В судебном заседании 14.04.2011г., 17.05.2011 г. Голубев И.В. исковые требования не признал, пояснил суду, что жилой дом Кузьмичева не признан непригодным для проживания, для такого вывода необходимо привлечение специалистов и более детальное исследование, что связано с определенными затратами, на которые средств в бюджете МО не заложено. Объективно отсутствуют основания для признания Кузьмичева И.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Ч.4 ст.15 ЖК РФ предусматривает возможность признания жилого помещения непригодным для проживания.
Кузьмин И.Н. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о признании его дома непригодным для проживания и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Суду представлено свидетельство о праве собственности Кузьмичева И.Н. на земельный участок площадью 4320 кв.м. по адресу "..."., право собственности истца на дом не зарегистрировано. Согласно сведениям технического паспорта на жилой дом (л.д. 63 оборот) он принадлежит Кузьмичеву И.Н., общая площадь дома составляет 34,1 кв.м., год ввода в эксплуатацию 1949. Физический износ на 28.04.2011 года составил 60 процентов. Указанные сведения сторонами не оспариваются.
В соответствии с п. 7 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. постановлением правительства РФ N47 от 28.01.2006 г.), признание помещения жилым помещением, пригодным или непригодным для проживания ?осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
При этом согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии со ст.ст. 14,15,18,21 Федерального Закона от 12.01.1995г. "О ветеранах" и в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" за счет средств федерального бюджета имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, нуждающиеся в улучшении жилищных условий - инвалиды Великой отечественной войны; - участники Великой Отечественной войны; Граждане, проживающие в помещении, не соответствующем установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с заключением от 03.03.2010 года (л.д.18) межведомственная комиссия не пришла к выводу о пригодности или непригодности дома истца для проживания, лишь признала "необходимость проведения капитального ремонта дома "..." с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствие с установленными требованиями и после его завершения -процедуру оценки необходимо продолжить."
Приложением к заключению является акт обследования (л.д.21) в соответствии с которым межведомственная комиссия выявила несоответствия "фундамент,цоколь- требуется капитальный ремонт; стены - выполнение работ по смене венцов по всему периметру постройки в объеме:южная сторона-3 венца, в остальных стенах - 2 венца окладных; кровля, крыша - требуетсязамена кровельного покрытия в отдельных местах; мост, вход - требуется капитальный ремонт счастичной заменой элементов каркаса и полового покрытия из досок; дворовые постройки - капитальный ремонт стен забирки из бревен с заменой опорных столбов и частичным ремонтом балок-связей", для обеспечения безопасности и создания условий для постоянного проживания рекомендовано заменить электропроводку и дымоход отопительной печи.
По истечении предоставленного годичного срока межведомственная комиссия провела новое обследование 04.04.2011 года и пришла к тому же заключению, что и в 2010 году "о необходимости проведения капитального ремонта дома "..." с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствие с установленными требованиями и после его завершения -процедуру оценки необходимо продолжить."
В соответствии с приложенным к заключению актом обследования (л.д.48-50) жилой дом обследован более детально, по каждому жилому и нежилому помещению описаны недостатки, дополнительно установлена необходимость замены оконных блоков в передней комнате и кухне, в кухне смена дощатых полов с частичной заменой переводов из леса круглого, разборка печи с дымовой трубой и устройство вновь.
Из представленных документов следует, что состояние дома за истекший годулучшилось, в акте обследования 2011 года (л.д. 48) комиссия пришла к выводу, что передняя комната (зал, спальня) находится внормативном состоянии при условии выполнения работ: по замене 2-х оконных блоков, ремонту кирпичного цоколя по периметру дома, окраске металлической кровли с очисткой старой краски и элементов оконных заполнений. По другим помещениям вывода о пригодности их для проживания не содержится, как и в целом по дому. Вместе с тем требовавшиеся на март 2010 года работы по капитальному ремонту дома в виде замены трех венцов (опорные конструкции) по южной стороне (стена передней комнаты), замена кровельного покрытия в отдельных местах, капитальный ремонт моста с частичной заменой элементов каркаса (опорные конструкции) и полового покрытия из досок в акте обследования и заключении межведомственной комиссии от 04.04.2011 года не указаны как необходимые без указания причин исключения этих работ. Соответствие температурного режима в зимнее время п.15 Положения не проверялось. Степень повреждения опорных венцов не определена, инструментальное исследование не проводилось.
В соответствии с абз.2 п.47 Положения межведомственная комиссия может принять, как одно из возможных, решение "о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;".
В рассматриваемом споре обсуждение вопроса о возможности ремонта дома в документах межведомственной комиссии не отражено, вывод о пригодности жилого помещения для проживания межведомственной комиссией не сделан, между тем жилищная комиссия МО Копнинское с\п отказывает Кузьмичеву И.Н. в постановке на очередь ссылаясь на п.3 ст.51 ЖК РФ и выводы межведомственной комиссии, в случае несогласия рекомендует обращаться в проектно-изыскательские организации для проведения экспертизы.
Оценив представленные доказательства суд находит, что с учетом личности Кузьмичева И.Н., являющегося лицом преклонного возраста, состояния здоровья - "...", его статуса - участника Великой Отечественной войны, осуществление им капитального ремонта дома невозможно. Тем более комиссия делает такое предложение повторно, по истечении первого годичного срока, за который ветеран не смог произвести даже частичный ремонт своего дома. Указанные обстоятельства комиссией не обсуждались.
Достоверно установлено, что в доме Кузьмичева И.Н. отсутствует водоснабжение, туалет, требует замены электропроводка, высота потолков в жилых помещениях составляет 2,15 м, что не соответствует п.22.Положения.
В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Ответчик не доказал в судебном заседании, что принятое им решение об отказе Кузьмичеву И.Н. в признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обоснованно и соответствует закону, как этого требует ч.1 ст.249 ГПК РФ. Предложение ветерану организовать и оплатить экспертное исследование своего жилья за неимением средств на эти цели у органа местного самоуправления представляется суду неуместным.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 21.12.2009 г.) "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
На основании изложенного суд приходит к выводу о несоответствии закону обжалуемых истцом постановлений главы МО Копнинское сельское поселение от 04.03.2010 года N17, от 27.04.2011 года N8 об утверждении протоколов заседания жилищной комиссии при администрации МО Копнинское с\п об отказе в постановке на очередь на улучшение жилищных условий от 03.03.2010 года и от 27.04.2011 года, признании незаконными заключений межведомственной комиссии от 03.03.2010 года и от 04.04.2011 года о продолжении процедуры оценки дома после его капитального ремонта.
Суд полагает необходимым принять меры по восстановлению нарушенного права истца путем возложения обязанности поставить Кузьмичева И.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обеспечить жилым помещением вне очереди.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Кузьмичева И.Н. удовлетворить.
Признать не соответствующими закону:
- заключение межведомственной комиссии от 03.03.2010 года, заключение межведомственной комиссии от 04.04.2011 года о продолжении процедуры оценки дома после его капитального ремонта.
- постановление главы муниципального образования Копнинское сельское поселение Собинского района Владимирской области от 04.03.2010 года N17 об утверждении протокола заседания жилищной комиссии при администрации МО Копнинское сельское поселение от 03.03.2010 года N3 об отказе Кузьмичеву И.Н. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на очередь.
- постановление главы муниципального образования Копнинское сельское поселение Собинского района Владимирской области от 27.04.2011 года N8 об утверждении протокола заседания жилищной комиссии при администрации МО Копнинское сельское поселение от 27.04.2011 года N8 об отказе Кузьмичеву И.Н. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на очередь.
Признать Кузьмичева И.Н. "..." года рождения, проживающего "..." нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию муниципального образования Копнинское сельское поселение Собинского района Владимирской области поставить Кузьмичева И.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставить жилое помещение вне очереди.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.