Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Куприянова А.В.,
с участием помощника прокурора Судогодского района Трифонова А.В.,
представителя третьего лица генерального директора ООО "Арсенал-Энерго" Каменского В.Е.,
при секретаре Барышниковой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Судогде Владимирской области гражданское дело по иску прокурора Судогодского района Владимирской области Степановой Т.В., действующей в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Вяткинское сельское поселение" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место складирования отходов;
УСТАНОВИЛ:
13.06.2012 года прокурор Судогодского района Владимирской области Степанова Т.В., действующая в интересах неопределенного круга граждан, обратилась в Судогодский районный суд с иском к администрации муниципального образования "Вяткинское сельское поселение" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место складирования отходов у здания котельной в деревне Вяткино Судогодского района.
Мотивируя исковые требования, Степанова Т.В, указала, что прокуратурой района проведена проверка исполнения земельного и природоохранного законодательства на территории муниципального образования Вяткинское сельское поселение.
В ходе проверки на территории котельной в деревни Вяткино Судогодского района выявлено место складирования строительных и бытовых отходов. Указанная котельная находится в собственности муниципального образования Вяткинское сельское поселение на основании постановления Главы Судогодского района от 25.02.2010 N 249.
Какие-либо разрешительные документы на указанное место размещения отходов администрацией муниципального образования не представлены, в связи с чем свалка отходов является незаконной и подлежит ликвидации.
По данному факту 12.01.2012 прокурором района внесено представление Главе муниципального образования Вяткинское сельское поселение Маркову Т.А., однако до настоящего времени свалка отходов муниципальным образованием не устранена.
Ссылаясь на ст.42 Конституции РФ, ст.8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которых каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; прокурор района обратился за судебной защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц: жителей деревни Вяткино, а также лиц, пребывающих на его территории.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение для участия в судебном заседании не прибыл, муниципальное образование было надлежащим образом извещено о дате, месте и времени судебного разбирательства, что объективно подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки 20.06.2012 года.
В соответствии со ст.167 ч.4 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В отсутствии сведений от представителя администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение о причинах неявки в судебное заседание, суд признает данную причину неуважительной, в связи с чем у суда отсутствуют основания для отложения судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель прокурора Судогодского района Трифонов А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил суд их удовлетворить, подтвердив доводы, отраженные в исковом заявлении.
Дополнительно Трифонов А.В. указал, что свалка отходов строительных материалов образовалась у здания котельной деревни Вяткино во время проведения её реконструкции. Какие-либо разрешительные документы на временное складирование производственных и бытовых отходов в данном месте на момент прокурорской проверки в администрации муниципального образования отсутствовали. В настоящее время на месте складирования строительных отходов граждане оставляют бытовые отходы, что угрожает эпидемиологической безопасности граждан муниципального образования.
Представитель третьего лица ООО "Арсенал-Энерго" Каменский В.Е. исковые требования прокурора Судогодского района признал и не оспаривал обстоятельств образования места складирования отходов строительных материалов после начала реконструкции здания котельной, образования в данном месте места складирования гражданами бытовых отходов, дополнительно указав, что инвестирование и реконструкция котельной ООО "Арсенал-Энерго" в настоящее время приостановлено из-за отказа администрации муниципального образования заключить долгосрочный договор аренды.
Суд, выслушав мнения сторон, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 11 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, прокурором Судогодского района Владимирской области проведена проверка территории муниципального образования Вяткинское сельское поселение, в ходе которой при обследовании территории у здания котельной деревни Вяткино обнаружена свалка производственных (строительные материалы) и бытовых отходов.
Указанные обстоятельства объективно подтверждены актом от 30.05.2012 года и фототаблицей к нему.
Бытовые и промышленные отходы складируются навалом, обеззараживание бытовых отходов не производится. Запахи и гниение отходов способствует расплоду насекомых, грызунов, которые являются источниками инфекционных, паразитарных заболеваний среди населения и бродячих животных. Территория свалки находится в непосредственной близости от жилого сектора в промышленной зоне, что создает угрозу заболевания граждан и возникновения пожара.
В силу постановления N 249 от 25.02.2010 года Главы Судогодского района Владимирской области котельная деревни Вяткино принадлежит ответчику.
В ответе на представление прокурора Судогодского района от 12.01.2012 года Глава администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Марков Т.А. не оспаривал наличие несанкционированной свалки на территории котельной деревни Вяткино.
Таким образом, имеются нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности, установленных ст.38 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Принимая во внимание то, что требования прокурора района направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и в защиту прав жителей Вяткинского сельского поселения на благоприятную окружающую среду, суд признает данные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Оценивая собранные доказательства, с учетом размеров образовавшейся несанкционированной свалки суд признает срок на ликвидацию места складирования бытовых и производственных отходов в течение двух недель после вступления решения в законную силу разумным, а требование прокурора района в данной части обоснованным.
Таким образом, исковые требования прокурора Судогодского района Владимирской области Степановой Т.В., действующей в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Вяткинское сельское поселение" подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Судогодского района Владимирской области Степановой Т.В., действующей в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Вяткинское сельское поселение" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место складирования отходов удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место складирования отходов с территории котельной, расположенной в деревне Вяткино Судогодского района Владимирской области, и организовать вывоз всех отходов производства и потребления с указанного места.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.
Судья А.В.Куприянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.