Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
судьи Матвеевой И.И.,
с участием прокурора Куликовой С.В.,
при секретаре Масловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале гражданское дело по иску Суздальского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кузиной Д. В., к администрации Суздальского района Владимирской области об обязании обеспечить жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Суздальский межрайонный прокурор, действующий в интересах Кузиной Д.В., обратился в суд с иском к администрации Суздальского района Владимирской области об обязании обеспечить Кузину Д.В. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
В обоснование иска указал, что Кузина Д.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она признана нуждающейся в жилом помещении и состоит на соответствующем учете. Закрепленного за ней жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности не имеет. Однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем, заявлен иск.
В судебном заседании помощник Суздальского межрайонного прокурора Куликова С.В. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.
Кузина Д.В., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась. В материалах дела имеется заявление Кузиной Д.В., в котором она просит прокурора обратиться в суд за защитой её прав и обязать администрацию Суздальского района обеспечить её жильем (л.д. 12).
Представитель ответчика - администрации Суздальского района Федулова Е.А., действующая по доверенности, иск не признала. Ссылалась на то обстоятельство, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Владимирской области. Расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Владимирской области как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Владимирской области. Администрация Суздальского района, которой администрацией Владимирской области делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств. Ввиду отсутствия таких денежных средств, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица - департамента образования администрации Владимирской области, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д.38), в суд не явился.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Суздальского района Владимирской области Федулова Е.В., по доверенности, возражала против иска, ссылаясь на отсутствие у администрации Суздальского района денежных средств для приобретения жилья Кузиной Д.В.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства и оценив их в совокупности, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Конституция Российской Федерации защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (п. "ж" ч.1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п.2 ст. 26.3 названного Закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу п.6 ст. 26.3 названного выше Закона, указанными государственными полномочиями законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут наделяться органы местного самоуправления с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Так, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 и ст. 57 ЖК РФ обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством возложена на органы местного самоуправления.
Законом Владимирской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28 декабря 2005 года N 201-ОЗ, органы местного самоуправления Суздальского района наделены отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки указанной категории граждан.
Согласно п.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 указанного закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Владимирской области; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для исполнения мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Пунктом 1 ч.2 ст. 5 названного Областного закона установлено, что органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Из анализа приведенных норм материального права следует, что обязанность по обеспечению указанной категории лиц жилым помещением возложена на органы местного самоуправления Суздальского района Владимирской области.
Из материалов дела усматривается, что Кузина Д.В., 14.03.1991 года рождения Л.д., является сиротой: её родители Кузнецова А.М. и Кузин В.Н. были лишены родительских прав в 1997 году (л.д. 10). Кузина Д.В. до совершеннолетия находилась на попечении органов опеки и попечительства администрации Суздальского района.
С 01.09.2008 года по 30.06.2009 года Кузина Д.В. обучалась в ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 21" пос. Садовый Суздальского района Владимирской области и находилась на полном государственном обеспечении; проживала и имела временную регистрацию в общежитии ОГОУ НПО "ПУ N 21" по адресу: Суздальский район, пос. Садовый, ул. Центральная, д. 4 а (л.д. 8).
20.02.2009 года Кузина Д.В. обратилась с заявлением в администрацию Суздальского района о представлении ей жилья в соответствии с Законом Владимирской области N 226-ОЗ от 3.12.2004 г. "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д. 11).
Согласно информации Управления образования администрации Суздальского района Кузина Д.В. числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в Суздальском районе в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д. 13-19).
Решением жилищной комиссии при администрации муниципального образования Павловское сельское поселение от 30.12.2011 г N 9 Кузина Д.В. признана нуждающейся в получении жилого помещения и поставлена на очередь на получение жилого помещения (л.д. 33).
Постановлением Главы муниципального образования Павловское сельское поселение от 30.12.2011 г N 401 Кузина Д.В. признана нуждающейся в получении жилого помещения и поставлена на очередь на получение жилого помещения (л.д. 34).
16.11.2011 года Кузина Д.В. обратилась в Суздальскую межрайонную прокуратуру с заявлением, в котором просила обратиться в суд в защиту ее прав, поскольку она является лицом из числа детей-сирот, собственного жилья не имеет, с 2009 года состоит на очереди на получение жилого помещения, однако до настоящего времени жилья не получила (л.д. 12).
Оценивая имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что у Кузиной Д.В. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку в 2009 году она окончила обучение в профессиональном училище N 21, а также была включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в Суздальском районе в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Поскольку обязанность по обеспечению указанной категории лиц жилым помещением возложена на органы местного самоуправления Суздальского района Владимирской области, суд полагает удовлетворить исковые требования прокурора о понуждении ответчика предоставить Кузиной Д.В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Вопросы финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированы Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007 года N 55.
Кроме того, Постановлением главы Суздальского района от 27.11.2007 года N 2175 утвержден Административный регламент администрации Суздальского района по исполнению переданных государственных полномочий Владимирской области по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем, доводы о том, что администрация Суздальского района Владимирской области является не надлежащим ответчиком по делу, суд считает не состоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Суздальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Суздальского района Владимирской области обеспечить Кузину Д. В. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2012 года.
Судья: подпись И.И. Матвеева
Верно.
Судья И.И. Матвеева
Секретарь с/з Е.В. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.