Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
судьи Кондратьевой О.А.,
с участием помощника Суздальского межрайонного прокурора Власовой С.М.,
при секретаре Фокиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале Владимирской области гражданское дело по иску Суздальского межрайонного прокурора, действующего в интересах Лопатиной В. Е. к администрации г.Суздаля о признании незаконными действий администрации города Суздаля по снятию Лопатиной В. Е. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить Лопатиной В. Е. на семью из двух человек жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42 кв.м. в срок до 01 сентября 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Суздальский межрайонный прокурор, действуя в интересах Лопатиной В. Е. обратился в суд с иском к администрации г.Суздаля, с учетом уточненных требований просил признать незаконными действия администрации города Суздаля по снятию Лопатиной В. Е. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать предоставить Лопатиной В.Е. на семью из двух человек жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42 кв.м. в срок до 01 сентября 2012 года, в обоснование иска указал следующее. Суздальской межрайонной прокуратурой по заявлению Лопатиной В.Е. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что семья Лопатиной В.Е. с 23.03.1990г. состоит на очереди на улучшение жилищных условий. Семья Лопатиной В.Е. в составе двух человек зарегистрирована в муниципальной квартире по адресу: "...". Общая площадь квартиры составляет 28,7 кв.м. Всего в данной квартире зарегистрировано четыре человека. Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Лопатиной В.Е. менее учетной нормы (10 кв.м.). Постановлением и.о. главы г.Суздаля от 09.07.2009г. N347 Лопатина В.Е. признана малоимущей и оставлена в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за N45 в составе семьи 2 человек. Согласно списку граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного постановлением главы г.Суздаля от 26.08.2011г. N305 Лопатина В.Е. в составе семьи 2-х человек состояла в очереди под N6. В соответствии с п.21 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005г. N49-ОЗ, в декабре 2011 года жилищной комиссией администрации г.Суздаля проведена перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом проведена проверка обоснованности нахождения Лопатиной В.Е. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии от 27.12.2011г. N11 Лопатина В.Е. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой статуса малоимущего гражданина. Постановлением главы города Суздаля от 27.12.2011г. N499 утверждено данное решение жилищной комиссии. Прокурор Суздальского района полагает, что поскольку Лопатина В.Е. принята на учет до 1 марта 2005 года, в соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004г. N189-ФЗ, она имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилого помещения независимо от признания её малоимущей. Постановлением главы города Суздаля от 29.12.2011г. N501 утверждено решение комиссии по распределению квартир в муниципальном 54-квартирном доме, расположенном по адресу: "...", на основании которого гражданам предоставлены по договорам социального найма 22 квартиры во вновь выстроенном доме, при этом квартиры предоставлены гражданам, стоящим на очереди после Лопатина В.Е. Таким образом, действиями должностных лиц администрации города Суздаля грубо нарушены жилищные права Лопатина В.Е., что явилось основанием к обращению в суд с данным иском. Пунктом 4.1 решения Совета народных депутатов г.Суздаля от 19.02.2008г. N11 (в редакции решения Совета от 27.10.2011г. N83) установлена норма предоставления жилья на территории г.Суздаля в размере 42 кв.м. общей площади для двоих проживающих. Лопатина В.Е. состоит в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи 2-х человек, вследствие чего жилое помещение Лопатиной В.Е. и члену её семьи должно быть предоставлено общей площадью не менее 42 кв.м.
Помощник Суздальского межрайонного прокурора Власова С.М. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик администрации города Суздаля в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В ходе рассмотрения дела представитель ответчика администрации города Суздаля Алякринская Т.А. заявленные прокурором требования не признала в полном объеме, пояснив следующее.Полагает, что поскольку на момент рассмотрения спора в суде Лопатина В.Е. восстановлена в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производство по требованию прокурора о признании незаконными действий администрации г.Суздаля по снятию Лопатиной В.Е. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий должно быть прекращено. В остальной части в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав следующее. Поскольку Лопатиной В.Е. утрачен статус малоимущей, у администрации г.Суздаля отсутствует обязанность предоставить ей жилье по договору социального найма.
Третье лицо на стороне истца Лопатина В.Е. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Ст.ст.45, 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору, действующему в интересах гражданина обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Судом установлено, что Лопатина В.Е. с 23.03.1990г. в составе семьи из 2-х человек состоит на учете для улучшения жилищных условий, что подтверждено архивной выпиской из решения Исполнительного комитета Суздальского городского Совета народных депутатов Владимирской области от 23.03.1990г. N105/4 (л.д.9).
Лопатина В.Е. с сыном "Л", дочерью и внучкой зарегистрирована и проживает по договору найма жилого помещения, являющегося собственностью муниципального образования г.Суздаль, общей площадью 22,4 кв.м. (л.д.10,11, 14,15-16).
Постановлением администрации муниципального образования город Суздаль от 26.08.2011г. N305 утвержден список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в который Лопатина В.Е. в составе семьи 2-х человек внесена под номером 6, основания получения жилья- общие (л.д.20,21-25).
Постановлением администрации муниципального образования город Суздаль от 27.12.2011г. N499 утверждено решение жилищной комиссии администрации г.Суздаля от 27.12.2011г. N11, которым Лопатина В.Е. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего гражданина) (п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ) (л.д.18,19).
В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года), действовавшего на время принятия Лопатиной В.Е. на учет на улучшение жилищных нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
В силу ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяется на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязательствам, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004г. N189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Как следует из приведенных норм жилищного законодательства, действовавших и являвшихся основанием для наличия права Лопатиной В.Е. на получение жилого помещения по договору социального найма на 1990 год, таким основанием не являлась малоимущность, вследствие чего утрата либо наличие статуса малоимущей не может влиять на право Лопатиной В.Е. состоять на данном учете.
Также судом не установлено оснований для снятия Лопатиной В.Е. с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами п.п. 1,3-6 части 1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми в качестве оснований для снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрено: подача ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Указанных обстоятельств судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Исходя их приведенных норм законодательства, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о незаконности снятия Лопатиной В.Е. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 ст.56 ЖК РФ в связи утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, и признает обоснованными требования прокурора в части признания незаконными действий администрации города Суздаля.
Постановлением администрации муниципального образования город Суздаль от 13.02.2012г. N59 отменено решение жилищной комиссии от 27.12.2011г. N11 в части снятия Лопатиной В.Е с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.42). Постановлением от 02.03.2012г. N90 утвержден список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда города Суздаля по состоянию на 01.03.2012г., в котором Лопатина В.Е. состоит под N6 (л.д.43,44-62).
Суд не принимает доводы ответчика о необходимости прекращения производства по делу в данной части в связи с восстановлением на время рассмотрения дела в суде права Лопатиной В.Е состоять на учете в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку Суздальским межрайонным прокурором оспаривается законность действий администрации при вынесении постановления от 27.12.2011г.
Суд полагает, что позицию ответчика о наличии обязанности администрации города Суздаля предоставить жилые помещения по договору социального найма лишь малоимущим гражданам, как это установлено ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N131-ФЗ, нельзя признать основанной на законе.
В соответствии с п.3 ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Пунктом 5 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 25.03.2005г. N18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, пунктом 28 которых определено, что при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете, право на внеочередное или первоочередное предоставление жилых помещений, вне зависимости от уровня их доходов.
Поскольку учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, является одним из обязательных этапов по реализации органом местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений, внесение лица в такой учет (список) является признанием органом местного самоуправления за этим лицом права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, граждане, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете с целью последующей реализации этого права, возложенной на органы местного самоуправления, вне зависимости от уровня их доходов.
Постановлением администрации муниципального образования город Суздаль от 29.12.2011г. N501 утверждено решение комиссии по распределению квартир в муниципальном 54-х квартирном жилом доме по адресу: "..." от 29.12.2011г. N1, согласно которому квартиры в данном доме предоставлены в том числе гражданам, стоявшим в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях по очередности после "Т" (л.д.26,27-28).
Таким образом, незаконные действия администрации города Суздаля по исключению Лопатиной В.Е. 27.12.2011г. из данного списка повлекли нарушение реализации её права на получение жилого помещения по договору социального найма в декабре 2011 года.
Рассматривая требования Суздальского межрайонного прокурора в части предоставить Лопатиной В.Е. жилое помещение по договора у социального найма в срок до 01.09.2012г., суд полагает, что они направлены на устранение в полном объеме допущенного нарушения ответчиком прав Лопатиной В.Е. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Поскольку заявленная площадь жилого помещения соответствует норме предоставления жилья на территории города Суздаля для одиноко проживающих граждан, установленной Положением об обеспечении граждан, проживающих в городе Суздале, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями (решение Совета народных депутатов муниципального образования город Суздаль от 19.02.2008г. N11, в ред. от 27.10.2011г. N83), суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора в данной части.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика администрации г.Суздаля государственную пошлину в бюджет Суздальского района в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Суздальского межрайонного прокурора, действующего в интересах Лопатиной В. Е. - удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными действия администрации г.Суздаля Владимирской области по снятию Лопатиной В. Е. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию г.Суздаля Владимирской области предоставить Лопатиной В. Е. на семью из двух человек жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42 кв.м. в срок до 01 сентября 2012 года.
Взыскать с администрации г.Суздаля в доход Суздальского района Владимирской области государственную пошлину в сумме 200 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2012 года.
Председательствующий О.А.Кондратьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.