Судья Суздальского районного суда Владимирской области Семенов В.Р..,
с участием старшего помощника Суздальского межрайонного прокурора Шарикова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Суздальского межрайонного прокурора на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N А-658-04/2011 от 13 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ в отношении директора МУ "Павловское" Булкина Н. В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N А-658-04/2011 от 13 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ прекращено производство по делу в отношении должностного лица директора МУ "Павловское" Булкина Н. В. в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
От Суздальского межрайонного прокурора поступил протест на указанное выше постановление, в котором указано, что Суздальской межрайонной прокуратурой проведена проверка обоснованности применения процедур по размещению заказов муниципальным учреждением "Павловское" (далее МУ "Павловское"), по результатам которой выявлены нарушения законодательства, регулирующего порядок размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. В частности, отмечено, что в нарушение требований Закона, минуя процедуру размещения заказов для муниципальных нужд, директором МУ "Павловское" Булкиным Н.В. заключен договор на выполнение работ для муниципальных нужд на сумму, превышающую установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами.
Считает, что в действиях директора МУ "Павловское" Булкина Н.В. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, выразившегося в принятии должностным лицом заказчика, уполномоченного в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Полагает, что должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление о прекращении производства по делу, не дана надлежащая оценка позиции, отраженной в постановлении прокурора, а также решении суда, из которых следует, что заключение договора без определенной суммы и указания срока за который она подлежит оплате исполнителю, является нарушением Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и влечет ответственность по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, в связи с чем просит постановление УФАС по Владимирской области от 13 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении N А-658-04/2011 отменить и дело направить на новое рассмотрение в УФАС по Владимирской области.
Старший помощник Суздальского межрайонного прокурора Шариков А.М. в судебном заседании доводы протеста поддержал, наставил на его удовлетворении, пояснил, что проверка проводилась по жалобе одного из субъектов. Проверкой установлено, что на основании решения Совета народных депутатов МО Павловское сельское поселение для обеспечения нужд была создана некоммерческая организация МУ "Павловское". Но вместо того, чтобы выполнять свои обязанности, на основании постановления главы муниципального образования Павловское сельское поселение N 223 от 25 июля 2011 года МУ "Павловское" заключает с ООО "Шторм" договор N 2 на оказание возмездных услуг. По данному договору ООО "Шторм" получает прибыль 3% за счет средств бюджета Павловского сельского поселения. Договор заключен на неопределенный срок, не определены фиксируемые суммы оплат и порядок оплаты. ООО "Шторм" не было единственным поставщиком. Наоборот, из документов следует, что единственным поставщиком услуг было МУ "Павловское".
Полагает, что постановление должностного лица УФАС в отношении Булкина Н.В. не основано на материальном праве, так как ответственность по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ наступает с момента принятия решения и не требует превышения каких-то сумм. Так как событие - заключение договора было, считает невозможно прекратить дело за отсутствием события административного правонарушения.
Представитель УФАС по Владимирской области Миронов Д.В. не согласился с доводами протеста, указал, что в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при выполнении работ, оказании услуг для государственных или муниципальных нужд не должны превышать сумму установленного Центральным Банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. На основании указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" предельно допустимая сумма на заключение договоров на оказание одноименных услуг в течение одного квартала составляет 100 000 руб. На основании приведенных законов считают, что любой договор можно заключать без проведения торгов, если сумма не превышает 100 000 рублей. Администрацией представлены доказательства, подтверждающие, что на дату вынесения прокурором постановления, сумма по договору не превышала 100 000 рублей. Полагают, что прокурором не представлено доказательств, что сумма при заключении договора превышала 100 000 рублей.
Учредителем ООО "Шторм" является администрация муниципального образования Павловское сельское поселение. Из объяснений заказчика следует, что другой организации, кроме ООО "Шторм" способной оказать услуги по водоснабжению и водоотведению не было. Других документов не было представлено, поэтому пришли к выводу, что оказание услуг по водоснабжению и водоотведению подпадает под сферу действия п.2 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Представитель директора МУ "Павловское" Булкина Н.В. - Демидов А.В. в судебном заседании поддержал позицию УФАС по Владимирской области.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, уполномоченному рассмотреть дело в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Часть 1 ст.7.29 КоАП РФ предусматривается административную ответственность за принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее в настоящей статье и статьях 7.30 - 7.32 настоящего Кодекса также - размещение заказа) с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации (ч.ч.1,2 ст.1 Закона).
В соответствии со ст.3 указанного Закона под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на товарных биржах. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 вышеуказанного Федерального закона, указанием Банка России от 20.06.2007 N 1843-У (ред. от 28.04.2008) "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" предельно допустимая сумма на заключение договоров на оказание одноименных услуг между юридическими лицами в период с 22.07.2007 г. по одной сделке без размещения муниципального заказа составляет 100 000 руб.
На основании распоряжения Главы муниципального образования Павловское сельское поселение Суздальского района N 50-а от 31.12.2010 г "О назначении директора муниципального учреждения "Павловское" Булкин Н. В. является должностным лицом - директором муниципального учреждения "Павловское" (л.д.77), созданного в соответствии с решением Совета народных депутатов муниципального образования Павловское сельское поселение от 12.02.2011 г. N 9, единственным учредителем которого является администрация муниципального образования Павловское сельское поселение (п.1.2 Устава). Учреждение создано в целях эксплуатации инженерных инфрастуктур, водоснабжения и водоотведения, а также по размещению заказов для муниципальных нужд и в иных целях, содержится на счет средств бюджета и является некоммерческой организацией (п.п. 1.6, 1.9, 2.1 Устава МУ "Павловское").
МУ "Павловское" на основании постановления главы муниципального образования Павловское сельское поселение от 25.07.2011 г. N 223 (л.д.94) заключило 01.08.2011г. договор N 2 возмездного оказания услуг с ООО "Шторм" (л.д.105-108), учредителем которого также является администрация муниципального образования Павловское сельское поселение, с целью организации на территории поселения тепло-, водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом. Договор согласован главой муниципального образования Павловское сельское поселение Абубекировым И.К., что подтверждается его подписью и печатью администрации муниципального образования.
Согласно пункту 1.2 указанного договора исполнителю переданы функции заказчика по техническому обслуживанию муниципального имущества согласно приложению к договору.
Пунктом 1.8 указанного договора определены функции исполнителя, в том числе обеспечение технического обслуживания имущества, обеспечение технологических процессов тепло-, водоснабжения и водоотведения, производство и подача коммунальных ресурсов- тепловой энергии для горячего водоснабжения, отопления, питьевой воды и оказания услуг водоотведения с потребителями и абонентами, прием электрической энергии и газа с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с пунктом 4.1 договора заказчик выплачивает исполнителю вознаграждение в размере 3% от фактически собранных исполнителем денежных средств от потребителей, абонентов, заказчиков за оказанные услуги. Указанный договор действует до 31.12.2011 г. и ежегодно продлевается на следующий календарный год на тех же условиях без дополнительного оформления, если ни одна из сторон не направит другой письменного уведомления о расторжении или изменении договора (п.п.6.1,6.2).
Таким образом, должностным лицом директором муниципального учреждения "Павловское" Булкиным Н.В. был заключен договор на выполнение работ для муниципальных нужд на сумму, превышающую установленный Центральным Банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, без определения общей суммы их стоимости, без размещения заказов путем запроса котировок или путем проведения торгов.
Постановлением Суздальского межрайонного прокурора от 28 октября 2011 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ в отношении директора муниципального учреждения "Павловское" Булкиным Н. В., дело направлено для рассмотрения руководителю Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (л.д.68-71).
В соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При вынесении обжалуемого постановления N А-658-04/2011 от 13 апреля 2012 года заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, поскольку на момент вынесения постановления Суздальского межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Булкина Н.В. (28 октября 2011 г.) размер выплат по вышеуказанному договору ООО "Шторм" не превысил 100 000 рублей. Также в обжалуемом постановлении приведен вывод о том, что само оказание услуг по водоснабжению и водоотведению подпадает под сферу действия п.2 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов.
Полагаю, что вывод заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области о том, что размере выплат по вышеуказанному договору ООО "Шторм" не превысил 100 000 рублей, нельзя признать обоснованным, сделанным на основании представленных доказательств.
В материалах дела об административном правонарушении N А-658-04/2011, копии которого приобщены к материалам дела Суздальского районного суда (л.д.25-114а), отсутствует расчет размера выплат по договору N 2 от 01.08.2011 г., заключенному с ООО "Шторм". Имеющиеся в материалах дела сведения об объеме начисленных и уплаченных денежных средств от населения за оказанные услуги по воде и водоотведению, представленные ООО "Шторм" (л.д.81) не могут быть приняты судом в качестве доказательства, поскольку представляют собой таблицу, из которой не представляется возможным уяснить, в каком объеме, по каким тарифам были произведены выплаты ООО "Шторм", что включено в "услуги по воде и водоотведению", указанные в справке ООО "Шторм".
Исходя из приведенных норм ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ст.ст.1,3,10,55), прихожу к выводу, что в сфере оказания услуг для муниципальных нужд, регулируемой указанным Законом, обязательным условием договора, заключенного между заказчиком - муниципальным образованием и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) является цена/стоимость договора и период/срок, на который заключается договор, исходя из которых возможно определить, является ли цена договора предельно допустимой суммой на заключение договоров на оказание одноименных услуг в течение одного квартала.
Исходя из данного обстоятельства, полагаю, что заключение директором МУ "Павловское" договора N 2 от 1 августа 2011 г. без определения указанной суммы и указания срока, за который она подлежит оплате исполнителю, также является нарушением Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и влечет ответственность по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ.
Статья 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривает случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Пункт 2 части 2 данной статьи предусматривает размещение заказчиком заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "Шторм" является единственным поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также доказательства предоставления таких услуг непосредственно данным юридическим лицом, с установлением им цен (тарифов) на предоставляемые услуги.
В материалах дела имеется решение Совета народных депутатов муниципального образования Павловское сельское поселение Суздальского района N 56 от 25 ноября 2009 года о закреплении права оперативного управления муниципальной собственностью за муниципальным учреждением "Павловское" (л.д.91).
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела должностным лицом, осуществлявшим производство по делу об административном правонарушении не были выполнены предусмотренные ст. 26.11 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления должностного лица.
В связи с тем, что срок привлечения директора муниципального учреждения "Павловское" Булкина Н.В. к административной ответственности на момент рассмотрения протеста прокурора не истек, дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Протест Суздальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N А-658-04/2011 от 13 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ в отношении директора муниципального учреждения "Павловское" Булкина Н. В. - отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ в отношении директора муниципального учреждения "Павловское" Булкина Н. В. направить руководителю Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области на новое рассмотрение.
Решение вступает в силу со дня его принятия.
Судья: подпись
Верно
Судья В.Р. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.