Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Глебовского Я.А.,
при секретаре Лепескиной В.С.,
с участием
прокурора: Логиновой Т.Н.
ответчика: ООО "СпецТехАвто": Минаков А.Б. по доверенности от 10.07.2012г. сроком до 31.12.2012г.
третьего лица: Управления Росприроднадзора по Владимирской области: Ильичева Л.И. по доверенности от 23.05.2011 сроком 3 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора к ООО "СпецТехАвто" о признании незаконной деятельности по приему и хранению нефтесодержащих отходов
УСТАНОВИЛ:
Владимирский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО "СпецТехАвто" о признании незаконной деятельности по приему и хранению нефтесодержащих отходов. Исковые требования основаны на ст.22, ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарной эпидемиологическом благополучии населения", ст.12 Федерального закона " Об отходах производства и потребления", ст.26 ст.76 ЗК РФ, ст.1064 ГК РФ ст.1082 ГК РФ и мотивированы тем, что с 27.07.2010г. ответчик размещал отходы на Камешковской городской свалке у д. ...... на основании договора аренды от 22.03.2004г. под размещение свалки ТБО на земельном участке площадью ...... га.
Предписанием УФАС по Владимирской области, вступившим в законную силу, предписано расторгнуть названный договор в срок до 27.04.2012г.
24.04.2012г. ответчик направил в адрес администрации Камешковского района уведомление о расторжении данного договора аренды, поэтому правовые основания для пользования данным земельным участком у ответчика отсутствуют.
По договору от 29.05.2012г. ответчик оказывает услуги ООО " ......" по временному хранению отходов производства и потребления на территории Камешковской городской свалки.
С 06.06.2012г. ООО " ......" начало завоз отходов производства (нефтесодержащий шлам и эмульсия, 3-4 класс опасности) на Камешковскую городскую свалку. В нарушение земельного законодательства ответчиком осуществлялось хранение отходов не на арендуемом участке, а на прилегающей территории - земельный участок площадью ...... га. Разрешительная документация на земельный участок под хранение нефтесодержащих отходов ООО " ......" у ответчика отсутствует.
Просит суд признать незаконной деятельность ООО "СпецТехАвто" по приему нефтесодержащих отходов ООО " ......" для последующего хранения на земельных участках с кадастровым номером ...... площадью ...... га и с кадастровым номером ...... площадью ...... га.
Обязать ООО "СпецТехАвто" привести земельный участок с кадастровым номером ...... площадью ...... га, на котором осуществлялось хранение нефтесодержащих шламов, в пригодное для использования состояние, организовав вывоз с него хранящихся отходов в срок до 15.09.2012г.
В судебном заседании прокурор иск поддержал по тем же основаниям.
Ответчик иск в части требований о признании незаконной деятельности ООО "СпецТехАвто" по приему нефтесодержащих отходов ООО " ......" для последующего хранения на земельных участках с кадастровым номером ...... площадью ...... га и с кадастровым номером ...... площадью ...... га. иск не признал, поскольку на основании лицензии общество имеет право на обращение отходов производства, в том числе с нефтешламами. В остальной части исковые требования считает обоснованными.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца- Управление Роспироднадзора по Владимирской области иск поддерживает, в письменном отзыве указав, что проведена проверка соблюдения ответчиком природоохранного законодательства по хранению нефтесодержащих отходов, в результате выявленных нарушений ответчик привечен к административной ответственности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.1065 ГК РФ:
1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В силу ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", (далее Федеральный закон N89-ФЗ):
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
В соответствии со ст.3 Федерального закона N89-ФЗ паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
Согласно ст.4 Федерального закона N89-ФЗ собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию.
Согласно ст.12 Федерального закона N89-ФЗ:
1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федерального закона N89-ФЗ:
3. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.
Согласно ст.28 Федерального закона N89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1. ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.76 ЗК РФ:
1. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В судебном заседании установлено, что ООО "СпецТехАвто" выдана лицензия от 29.09.2010г. сроком действия до 29.09.2015г. на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению отходов 1-4 классов опасности, в том числе всплывающая пленка из нефтеуловителей ( п.25 лицензии), шлам очистки от нефти ( п.26 лицензии), с указанием места осуществления деятельности - Камешковская городская свалка ТБО.
С 27.07.2010г. ответчик размещал отходы на Камешковской городской свалке у д. ...... на основании договора аренды от 22.03.2004г., договора о передаче прав и обязанностей от МУ РЭП Камешковского района ООО "СпецТехАвто" по договору аренды от 27.07.2010г. N ...... на земельном участке с кадастровым номером ...... площадью ...... га, под размещение свалки ТБО, что следует из договора аренды от 22.03.2004 N ......, дополнительного соглашения от 01.06.2010г., договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 27.07.2010г.
Предписанием УФАС по Владимирской области от 13.03.2012г., вступившим в законную силу предписано расторгнуть названный договор в срок до 27.04.2012г.
24.04.2012г. ответчик направил в адрес Администрации Камешковского района уведомление о расторжении данного договора аренды. Таким образом, договор аренды данного земельного участка расторгнут, доказательства наличия иных договорных отношений по пользованию данным земельным участком с разрешенным использованием под хранение ТБО суду не представлены, поэтому правовые основания для пользования данным земельным участком у ответчика отсутствуют.
По договору от 29.05.2012г. ответчик оказывает услуги ООО " ......" по временному хранению отходов производства и потребления на территории Камешковской городской свалки, д. ......, что следует из условий договора от 29.05.2012г. по указанию услуг по временному хранению отходов N .......
С 05.06.2012г. ООО " ......" завезло отходы производства (паспорта отходов на нефтесодержащий шлам и эмульсия, 3-4 класс опасности) не на Камешковскую городскую свалку, а на прилегающий земельный участок площадью ...... га, ООО "СпецТехАвто" осуществляло их хранение на земельном участке с кадастровым номером ...... площадью ...... га., что следует из объяснений генерального директора ООО "СпецТехАвто", акта прокурорской проверки от 18.06.2012г., журнала учета движения музоровозов полигона ТБО, акта проверки Управления Росприроднадзора по Владимирской области от 16.07.2012г. за нарушение п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ согласно которому запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. За нарушения в области земельного законодательства ответчик постановлением Управления Росприроднадзора по Владимирской области от 10.07.2012г. привлечен к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ в виде штрафа.
В нарушение земельного законодательства ответчиком осуществлялось хранение отходов на прилегающей территории - земельный участок с кадастровым номером ...... площадью ...... га. Разрешительная документация на земельный участок под хранение нефтесодержащих отходов ООО " ......" у ответчика отсутствует в настоящее время.
Таким образом суд приходит к выводу, что в нарушении ст.26 ЗК РФ правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровым номером ...... площадью ...... га и с кадастровым номером ...... площадью ...... га. у ответчика отсутствуют, доказательств обратного суду не представлено в силу ст.56 ГПК РФ, поэтому ответчик не вправе использовать данные земельные участки для хранения нефтесодержащих отходов.
Вместе с тем исковые требования прокурора о признании незаконной деятельности ООО "СпецТехАвто" по приему нефтесодержащих отходов от ООО " ......" не подлежат удовлетворению, поскольку такой вид деятельности разрешен обществу в соответствии с выданной лицензией и не нарушает чьих- либо прав.
Таким образом, требования Владимирского природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в части. Следует признать незаконной деятельность ООО "СпецТехАвто" по хранению нефтесодержащих отходов ООО " ......" на земельных участках с кадастровым номером ...... площадью ...... га и с кадастровым номером ...... площадью ...... га.
В части требований о признании незаконной деятельности ООО "СпецТехАвто" по приему нефтесодержащих отходов от ООО " ......" Владимирскому природоохранному прокурору отказать.
В силу ст.206 ГПК РФ следует обязать ООО "СпецТехАвто" привести земельный участок с кадастровым номером ...... площадью ...... га на котором осуществлялось хранение нефтесодержащих шламов, в пригодное для использования состояние, организовав вывоз с него хранящихся отходов в срок до 15.09.2012г.
В соответствии со ст.ст. 98,103 ГПК РФ с ООО "СпецТехАвто" в доход соответствующего бюджета (местный бюджет г. Владимира) подлежит взысканию государственная пошлина в сумме ...... руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить в части.
Признать незаконной деятельность ООО "СпецТехАвто" по хранению нефтесодержащих отходов ООО " ......" на земельных участках с кадастровым номером ...... площадью ...... га и с кадастровым номером ...... площадью ...... га.
Обязать ООО "СпецТехАвто" привести земельный участок с кадастровым номером ...... площадью ...... га на котором осуществлялось хранение нефтесодержащих шламов, в пригодное для использования состояние, организовав вывоз с него хранящихся отходов в срок до 15.09.2012г.
В части требований о признании незаконной деятельности ООО "СпецТехАвто" по приему нефтесодержащих отходов от ООО " ......" Владимирскому природоохранному прокурору отказать.
Взыскать с ООО "СпецТехАвто" в доход соответствующего бюджета (местный бюджет г. Владимира) государственную пошлину в сумме ...... руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья ...... Я.А. Глебовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.