Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Тельцовой Е.В.
при секретаре Шпагиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Сердюковой Н.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Сердюкова Н.И. работала в период с 21 марта 1983 года по 19 ноября 1984 года в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ комитета ВЛКСМ педагогического института ......, с 06 октября 1992 года по 31 августа 1993 года находилась в отпуске по уходу за ребенком; с 31 марта 2003 года по 05 апреля 2003 года находилась на курсах повышения квалификации.
Сердюкова Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) г. Владимира Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и ее назначении с даты обращения - 18 апреля 2011 года.
В судебном заседании Сердюкова Н.И. и ее представитель по устному ходатайству Звездкина М.В. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика Белева О.Ю. исковые требования не признала, указав, что такая должность как "заведующий сектором учета членов ВЛКСМ", в также учреждение как "райком ВЛКСМ" не поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781; отпуск по уходу за ребенком - включается только до 05.10.1992 года; включение в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено постановлением Правилами от 11.07.2002 года N 516.
Поскольку без включения этих периодов работы льготный стаж истца составляет 22 года 05 месяцев 10 дней вместо требуемых 25 лет, досрочная пенсия назначена быть не может.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу пункта 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
В судебном заседании установлено, что 18.04.2011 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Сердюкова Н.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Владимира Владимирской области с соответствующим заявлением. Однако решением от 03.06.2011 года N 544 истцу отказано в досрочном назначении пенсии по указанным выше причинам.
Суд не может признать данный отказ обоснованным.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7),также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права надосрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а такжеиной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными,особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились,согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.
Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов,не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требованийч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 (п.3) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (далее - Список N 463), а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 (далее -Список N 1067).
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Списками N 463, 1067 и 781 действительно не предусмотрены ни должность "секретарь" ни наименование учреждения "райком ВЛКСМ".
Вместе с тем, в указанный период (1983-1984 годы) действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.
Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение), утвержденного тем же постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:
а)выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
В силу пункта 4 Положения, время работы, указанной в п.1.2.3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением N 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Отказ ответчика засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимсявыборной и другой ответственной работой в партийных и комсомольских органах в связи с неприменением нормативного акта, действующего в период работы их работы, порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19, 39 и 55 Конституции РФ. Таким образом, работая в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ комитета ВЛКСМ педагогического института ...... в период с 21 марта 1983 года по 19 ноября 1984 года Сердюкова Н.И. была уверена в том, что данные периоды будут включены ей в педагогический стаж и эта уверенность основывалась на действующем законодательстве.
Отсюда следует, что отказ ответчика включить указанный период в льготный стаж по причине отсутствия наименований должности и учреждения в последующих Списках (N 781) не может быть принят во внимание и, учитывая, что спорный период составляет менее 1/3 всего льготного стажа, период работы истца в период с 21 марта 1983 года по 19 ноября 1984 года заведующей сектором учета членов ВЛКСМ комитета ВЛКСМ педагогического института ...... должен быть включен ей в льготный стаж.
Таким образом, Сердюкова Н.И., имея стаж работы в должностях, в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3), имеет право на зачет вышеуказанного периода работы в специальный стаж, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В Постановлении N 516 прямо не сказано об исключении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком из льготного стажа; кроме того, не указано, является ли приведенный перечень периодов, включаемых в льготный стаж, исчерпывающим.
Пенсионное право тесно связано с правом трудовым. В силу части 5 статьи 256 ТК РФ, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности(за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях). Часть 5 статьи 167 утратившего силу КЗоТ РФ, также содержала норму об изъятии периодов отпуска по уходу за ребенком из специального стажа женщины при назначении пенсии на льготных условиях. Однако данное положение появилось в Кодексе законов о труде РФ лишь 6 октября 1992 года,до этой даты период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включался женщинам в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию. Истица же находилась в отпуске по уходу за ребенком ранее указанной даты, следовательно, учитывая статью 54 Конституции, в силу которой Закон, ухудшающий положение граждан обратной силы не имеет, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком (19.09.1990 года рождения) с 06.10.1992 года по 31.08.1993не должен исключаться из льготного стажа.
Данный вывод суда также подтверждается Постановлением Минтруда РФ от 22.05.96 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости лет в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", применяющемся в части, не противоречащей Федеральному закону "О трудовых пенсиях в РФ". В пункте 21 указанного Постановления прямо предусмотрено, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда,включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации". При этом приведенная норма не противоречит Федеральному закону "О трудовых пенсиях в РФ" и иным нормативно-правовым актам в данной сфере.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым включить в льготный стаж Сердюковой Н.И. период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком ( ...... года рождения) с 06.10.1992 года по 31.08.1993.
Несмотря на то, что пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516,курсы повышения квалификации прямо не предусмотрены, период нахождения на таких курсах, по мнению суда, также не следует исключать из льготного стажа.
Из Постановления N 516 от 11.07.2002 года не следует, что приведенный перечень периодов,включаемых в льготный стаж, являетсяисчерпывающим, так как категорического запрета на включение других периодов Постановление не содержит.
За работником в этот период сохраняется место работы, выплачивается полная ставка заработной платы (должностной оклад), работники подлежат социальному страхованию.
Повышение квалификации входит в функциональные обязанности любого педагогического работника и неразрывно связано с трудовой функцией.
Прохождение курсов повышения квалификации - обязанность педагогов, осуществляется на основании указаний Управления образования и приказа руководителя учреждения и отказ от прохождения таких курсов является нарушением трудовой дисциплины.
Кроме того, после прохождения курсов педагогические работники выполняли объем преподавательской работы (педагогической или учебной нагрузки) путем отработки нормы рабочего времени или выполняли учебную программу в другой отрезок времени, не совпадающий с периодом обучения на курсах повышения квалификации, и им выплачивалась полностью ставка заработной платы (должностной оклад).
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым включить в льготный стаж Сердюковой Н.И. периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 31 марта 2003 года по 05 апреля 2003 года.
При таких обстоятельствах, специальный стаж работы Сердюковой Н.И. на 18.04.2011 года составит более 25 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с указанной даты.
В силу
статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию ...... рублей в возврат государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сердюковой Н.И. удовлетворить.
Включить Сердюковой Н.И. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды:
- работы в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ комитета ВЛКСМ педагогического института ...... с 21 марта 1983 года по 19 ноября 1984 года,
- нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 31 августа 1993 года;
- нахождения на курсах повышения квалификации с 31 марта 2003 года по 05 апреля 2003 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Сердюковой Н.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения с 18 апреля 2011 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Сердюковой Н.И. ...... рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Тельцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.