Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Тельцовой Е.В.
при секретаре Шпагиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Лукашовой С.Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Лукашова С.Б. работала в период с 22 октября 1989 года по 17.03.1991 года в должности руководителя кружков в ...... районном Дворце пионеров, с 18 марта 1991 года по 31 августа 1991 года в должности старшей пионервожатой в ...... средней школе, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет с 15 апреля 1989 года по 01 сентября 1989 года, на курсах повышения квалификации с 10 января 2005 года по 15 января 2005 года, с 28 марта 2005 года по 02 апреля 2005 года, с 02 июня 2008 года по 20 июня 2008 года.
Лукашова С.Б. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) г. Владимира Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и ее назначении с даты возникновения права 02.11.2011 года.
Определением суда от 03.04.2012 принят отказ от требований в части включения периода работы с 22 октября 1989 года по 17.03.1991 года в должности руководителя кружков в ...... районном Дворце пионеров, производство по делу в данной части прекращено. Истец уточнила дату возникновения права на пенсию 01 апреля 2012 года.
Представитель ответчика Белева О.Ю. исковые требования не признала, указав, что такая должность как "старший пионервожатый" не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781; включение в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске без содержания не предусмотрено постановлением Правилами от 11.07.2002 года N 516. Поскольку, без включения этих периодов работы льготный стаж истца составляет 24 года 07 месяцев 09 дней вместо требуемых 25 лет, досрочная пенсия назначена быть не может.
В судебном заседании дополнительно указала, что истцом не представлено доказательств нахождения не в административном отпуске, а в отпуске по уходу за ребенком. Предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до трех лет возможно только с 01.12.1989 года
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу пункта 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
В судебном заседании установлено, что 12.10.2011 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Лукашова С.Б. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Владимира Владимирской области с соответствующим заявлением. Однако решением от 03.11.2011 N 1400 истцу отказано в досрочном назначении пенсии по указанным выше причинам.
Суд не может признать данный отказ обоснованным.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7),также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права надосрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а такжеиной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными,особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились,согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.
Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов,не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требованийч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 (п.3) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (далее - Список N 463), а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067 (далее -Список N 1067).
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Списками N 463, 1067 и 781 должность "старший пионервожатый", действительно, не предусмотрена.
Вместе с тем, в спорные периоды действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397.
Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение), утвержденном тем же постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:
а)выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
Согласно пункту 2 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качествештатных пионервожатых.
В силу пункта 4 Положения, время работы, указанной в пункте 1.2.3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением N 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Отказ ответчика засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся: педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в должности старшейпионервожатой (вожатой) в связи с неприменением нормативного акта, действующего в период работы их работы, порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19, 39 и 55 Конституции РФ.
Приказом N 66 от 22.03.1991 года истец принята с 18.03.1991 года в порядке перевода на должность старший пионервожатый в ...... среднюю школу, приказом по 98 от 27.08.1991 переведена с должности старший пионервожатый на должность учителя начальных классов с 01.09.1991 года.
Таким образом, работая старшим пионервожатым с 18 марта 1991 года по 31 августа 1991 года, Лукашова С.Б. была уверена в том, что данный период будет включен ей в педагогический стаж, и эта уверенность основывалась на действующем законодательстве.
Отсюда следует, что отказ ответчика включить указанный период в льготный стаж по причине отсутствия наименований должности в последующих Списках (N 781) не может быть принят во внимание. Период работы истца с 18 марта 1991 года по 31 августа 1991 года в должности старшей пионервожатой в Шатковской средней школе должен быть включен ей в льготный стаж.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Вместе с тем, в пункте 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", указано на установление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и двух лет, с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Суд также учитывает, что пункт 7 Разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, предусматривающий, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах,не содержит и каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно информации архивного отдела администрации городского округа ...... от 28.07.2011 N 06-08-143-Л истец работала в должности учителя начальных классов школы N ...... Промышленного РОНО ...... с 15.08.1986 года. В лицевых счетах по зарплате школы за 1987 - 1988 годы имеется запись о декретном отпуске с 09.12.1987 года по 14.10.1988 года; за 1988 - 1989 имеется запись приказа N 16 от 23.03.1989 года о предоставлении отпуска без содержания с 15.04.1989 года по 01.09.1989 года; за 1989 - 1990 годы о декретном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 09.01.1990 года по 01.09.1990 года; об увольнении с 23.07.1990 года в связи с переездом на новое место жительства в другой город.
Указано, что приказы школы за 1986 - 1990 годы в архив на хранение не поступали.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что истец в спорный период находилась именно в отпуске по уходу за ребенком ...... года рождения. Довод истца о том, что она вынуждена была вернуться ухаживать за ребенком, который часто болел, суд находит убедительным, поскольку в последующем она оформила дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет с 15 апреля 1989 года по 01 сентября 1989 года подлежит включению в льготный стаж.
Несмотря на то, что пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516,курсы повышения квалификации прямо не предусмотрены, период нахождения на таких курсах, по мнению суда, также не следует исключать из льготного стажа.
Из Постановления N 516 от 11.07.2002 года не следует, что приведенный перечень периодов,включаемых в льготный стаж, являетсяисчерпывающим, так как категорического запрета на включение других периодов Постановление не содержит.
За работником в этот период сохраняется место работы, выплачивается полная ставка заработной платы (должностной оклад), работники подлежат социальному страхованию.
Повышение квалификации входит в функциональные обязанности любого педагогического работника и неразрывно связано с трудовой функцией.
Прохождение курсов повышения квалификации - обязанность педагогов, осуществляется на основании указаний Управления образования и приказа руководителя учреждения и отказ от прохождения таких курсов является нарушением трудовой дисциплины.
Кроме того, после прохождения курсов педагогические работники выполняли объем преподавательской работы (педагогической или учебной нагрузки) путем отработки нормы рабочего времени или выполняли учебную программу в другой отрезок времени, не совпадающий с периодом обучения на курсах повышения квалификации, и им выплачивалась полностью ставка заработной платы (должностной оклад).
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым включить в льготный стаж Лукашовой С.Б. периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 10 января 2005 года по 15 января 2005 года, с 28 марта 2005 года по 02 апреля 2005 года, с 02 июня 2008 года по 20 июня 2008 года.
Согласно уточняющей справке МБОУ г Владимира "Средняя общеобразовательная школа N ......" N 30 от 02.04.2012 истец по настоящее время работает учителем начальных классов, периодов, подлежащих исключению из специального стажа, не имеет.
При таких обстоятельствах, специальный стаж работы Лукашовой С.Б. на 15.08.2010 года составит более 25 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с указанной даты.
В силу
статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию ...... рублей в возврат государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лукашовой С.Б. удовлетворить.
Включить Лукашовой С.Б. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с 18 марта 1991 года по 31 августа 1991 года в должности старшей пионервожатой в ...... средней школе, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет с 15 апреля 1989 года по 01 сентября 1989 года, на курсах повышения квалификации с 10 января 2005 года по 15 января 2005 года, с 28 марта 2005 года по 02 апреля 2005 года, с 02 июня 2008 года по 20 июня 2008 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Лукашовой С.Б. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты возникновения права - с 01 апреля 2012 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Лукашовой С.Б. ...... рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Тельцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.