Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Тельцовой Е.В.
при секретаре Шпагиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Тимофеевой М.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеева М.А. работала с 03.05.1983 года по 31.10.1986 года работы в должности медсестры отделения ...... областном госпитале ......; с 04.08.1987 года по 05.10.1988 года работы в должности врача-интерна в пульмонологическом отделении в медико-санитарной части п/о " ......"; с 14.02.1994 года по 26.02.1994 года, с 05.01.1999 года по 01.03.1999 года, с 01.03.2004 года по 30.04.2004 года находилась на курсах повышения квалификации.
Тимофеева М.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее - УПФР) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии (с учетом уточнения) с даты обращения 19 октября 2011 года.
Представитель ответчика Жукова А.Н. (по доверенности) исковые требования не признала, указала, что специальный стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет менее 30 лет и соответственно пенсия не может быть назначена по следующим основаниям:
- Период работы в должности врача-интерна не включен в специальный стаж, так как в соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка N 781 право на досрочное назначение пенсии по старости имеют врачи-специалисты всех наименований. Документов, подтверждающих занятие в данный период вакантной штатной должности врача-специалиста, не представлено;
- Период работы в должности медсестры отделения ИОВ-2 не включен в специальный стаж, т.к. такая должность как "медсестра отделения" не поименована разделом "Наименование должностей списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781
- Включение в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
В судебном заседании установлено, что 19.10.2011 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Тимофеева М.А. обратился в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако решением УПФР в г. Владимире от 10.12.2011 года N 1321 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по вышеуказанным основаниям.
Суд не может признать данный отказ обоснованным.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.
Истолкование названных норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1 и ч.2 статьи 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Согласно пункту 9 статьи 30 указанного Федерального закона, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсийи действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На день вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" действовал Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066.
Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываютсяпериоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464 (далее -Список N 464),периоды работы после 01.11.1999 года - в соответствии со Списком и правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 (далее -Список N 1066).
Истец просит включить в льготный стаж периоды работы до 01.11.1999 года, согласно Списку N 464.
В соответствии с пунктом 1 Списка в медицинский стаж включается работа врачей и среднего медицинского персоналанезависимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.
Список N 464не содержитконкретных наименований врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала.
Перечень должностей среднего медицинского персонала приведен в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ 15.10.1999 года N 377 (далее - Номенклатура N 377), в которой значатся должности "медицинская сестра", "медицинская сестра процедурной" и "старшая медицинская сестра".
Несмотря на это, в штатных расписаниях лечебных учреждений медицинские сестры именовались по-разному, то есть работодатель произвольно переименовывал название должности "медсестра", включая в наименование место работы (отделение, процедурная).
В письме Минздрава РФ от 17.05.2002 года N 2510/4920-02-32 "О досрочных трудовых пенсиях" указано, что в соответствии с требованиями Минтруда России, предъявляемыми к процедуре установления тождественности (письмо Минтруда России от 12.07.2000 N 4952-ЮЛ), органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации необходимо представить в Минздрав России ходатайство об установлении тождественности наименований должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, применявшихся до введения в действие Списков, наименованиям должностей врачей и средних медицинских работников, учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, предусмотренным в Списках, утвержденных Постановлением Правительства N 1066 (в редакции Постановления N 130) и Постановлением Совмина РСФСР N 464.
Вместе с тем тождественность не устанавливается, если переименование было произведено в произвольном порядке, т.е. на основании решений администрации органов (или учреждений) субъектов Российской Федерации, атакже в случаях произвольного или ошибочного изменения наименований должностей или структурных подразделений (например, вместо "медицинская сестра по массажу" - "массажистка"; вместо "офтальмологическое отделение" - "глазное отделение").
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о произвольном изменении работодателем наименования должности "медсестра" как "медсестра отделения", причем установление тождественности наименования указанных должностей должности "медсестра", в данном случае не требуется.
Таким образом, периоды работы Тимофеевой М.А. с 03.05.1983 года по 31.10.1986 года работы в должности медсестры отделения ...... областном госпитале ...... подлежит включению в специальный стаж.
В соответствии с пунктом 1 Списка N 464 в медицинский стаж включается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. Ни наименований должностей врачебного и среднего медицинского персонала, ни перечня лечебно-профилактических учреждений Список N464 не содержит.
Должности врачей и среднего медицинского персонала поименованы в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённой приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 N377 (далее Номенклатура должностей N377), среди которых значатся должности "медицинская сестра (медбрат)", "врач-интерн", "заведующий (руководитель структурных подразделений, учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.). Должность врача-интерна в Номенклатуре от 27.08.1999 прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" интернатура - это первичная годичная послевузовская подготовка (специализация).
Согласно приказу Минздрава СССР от 16 августа 1972 N 669 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)", установлено, что врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры.
Из приказа больницы N 462 от 05.08.1987 следует, что истец принята на работу с 04.08.1987 на должность врача - интерна в пульмонологическое отделение постоянно на 1 ставку. В трудовой книжке - произведена запись о зачислении на должность врача-интерна по терапии с 04.08.1987 года. На момент поступления на работу истец имела диплом врача по специальности терапевт.
Приказом Минздрава СССР от 16 августа 1972 N 669 было установлено, что на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Также отмечалось, что заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе пенсионный, отчислялись страховые взносы.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что период прохождения интернатуры в количестве 1 год 2 месяца 2 дня подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Также установлено, что истец с 14.02.1994 года по 26.02.1994 года, с 05.01.1999 года по 01.03.1999 года, с 01.03.2004 года по 30.04.2004 года находилась на курсах повышения квалификации, которые исключены из стажа.
Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 517. В силу пункта 3 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пунктом 5 указанных Правил среди периодов, которые не включаются в стаж работы, периоды нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации не поименованы. В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Период повышения квалификации подлежит зачету в стаж для назначения досрочной пенсии, так как повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Статьей 54 Основ РФ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (с изменениями и дополнениями) установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической лечебной деятельности после подтверждения своей квалификации на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и ассоциаций, и должны подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании указанного положения медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат. Повышение квалификации является как для медицинского работника, так для работодателя, и правом, и обязанностью. Ранее действующим Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 N 1397, предусматривалось включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.
Таким образом, суд считает, что повышение квалификации медицинского работника, проведенное в период действия указанного постановления, также является основанием, дающим право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
При таких обстоятельствах, льготный стаж работы Тимофеевой М.А. составит более 30 лет на дату обращения 19 октября 2011 года, поэтому суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с указанной даты.
В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины ...... рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тимофеевой М.А. удовлетворить.
Включить Тимофеевой М.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды:
- с 03.05.1983 года по 31.10.1986 года работы в должности медсестры отделения ...... областном госпитале ......;
- с 04.08.1987 года по 05.10.1988 года работы в должности врача-интерна в пульмонологическом отделении в медико-санитарной части п/о " ......";
- с 14.02.1994 года по 26.02.1994 года, с 05.01.1999 года по 01.03.1999 года, с 01.03.2004 года по 30.04.2004 года нахождения на курсах повышения квалификации.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Тимофеевой М.А. досрочную трудовую пенсию по старости связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения - с 19 октября 2011 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Тимофеевой М.А. ...... рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Тельцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.