Судья Фрунзенского районного суда г. Владимира Лаврентьев С.Б.,
с участием законного представителя физического лица Паниной И.В., представившей удостоверение Номер, выданное УМЮ РФ по Владимирской области 25.01.2003, имеющей регистрационный Номер в реестре адвокатов Владимирской области и ордер Номер от 19.07.2012, адвокатская палата Владимирской области, адвокатский кабинет,
должностного лица государственного инспектора Фрунзенского района г. Владимира по пожарному надзору Барабошкина А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире жалобу Кутеповой Л.С.,
на постановление государственного инспектора Фрунзенского района г. Владимира по пожарному надзору Барабошкина А.И. Номер от 14 марта 2012 г., которым Кутепова Л.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с применением административного наказания в виде административного штрафа в размере 17 000 руб..
Проверив представленные материалы, заслушав законного представителя Панину И.В., должностное лицо инспектора Барабошкина А.И.,
УСТАНОВИЛ:
На основании протокола об административном правонарушении N Номер от 01 марта 2012 г. Кутепова Л.С. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст.20. 4 КоАП РФ, поскольку, в период с 10 час. 00 мин. 02 февраля 2012 г. до 17 час. 00 мин. 10 февраля 2012 г. в помещениях ООО "Спектр - Инфо" в г. Владимире, ул. Усти - на - Лабе, д. 8, нарушила требования "Правил пожарной безопасности в РФ" (ППБ 01-03), утвержденных и введенных в действие приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС, ликвидации стихийных бедствий N 313 от 18.06.2003 и зарегистрированных Министерством юстиции 27.06.2003 за N 4838.
Постановлением государственного инспектора Фрунзенского района г. Владимира по пожарной безопасности Номер от 14 марта 2012 г. Кутепова Л.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 17 000 руб..
Не согласившись с принятым решением, Кутепова Л.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, указав, что нарушения требований пожарной безопасности, указанные в постановлении, не зафиксированы актом по результатам проверки от 10 февраля 2012 г.. Кроме того, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. Полагает, что за данное правонарушение её привлекли незаконно, чем нарушены её имущественные права. В соответствии с п. 2.2.2 договора субаренды с индивидуальным предпринимателем С. субарендатор обязан содержать арендуемое помещение в соответствии с требованиями пожарной безопасности. В соответствии с п. 2 договора субаренды нежилого помещения от 01.08.2011 с индивидуальным предпринимателем Т.., последний также обязан содержать арендуемое помещение в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Ни одно из помещений в д. 8 по ул. Усти-на-Лабе, г. Владимира ООО "Спектр-Инфо" не занимает и деятельности там не ведет. Полагает, что вынесенным постановлением нарушены имущественные права, ущемлены законные права, в том числе и на предоставление возражений и квалифицированную юридическую защиту, поскольку в акте проверки соблюдения организацией ООО "Спектр-Инфо" противопожарных требований от 10 февраля 2012 г. нарушения, отмеченные в постановлении об административном правонарушении Номер от 01.03.2012, не зафиксированы. Просит восстановить срок для подачи жалобы, поскольку обжалуемое постановление ею получено 07.06.2012, признать его незаконным и отменить.
В судебном заседании законный представитель физического лица подтвердила доводы, изложенные в жалобе, указав, что акт проверки, имеющийся в материалах дела отличается от аналогичного акта проверки, который имеется у Кутеповой Л.С.. Последний акт заверен печатью государственного пожарного надзора и подписью инспектора Барабошкина А.И.. Кроме этого, указанная проверка проводилась с грубым нарушением ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)". Количество нарушений, отмеченных в акте проверки, имеющегося у инспектора и представленного в суд, больше количества нарушений, отмеченных в акте проверки, имеющегося у Кутеповой Л.С.. В подтверждение доводов об отсутствии организации ООО "Спектр-Инфо" в д. 8 по ул. Усти-на-Лабе и наличии там других организаций, представила фотографии фасада указанного дома.
Должностное лицо инспектор отдела надзорной деятельности по Фрунзенскому району г. Владимира Барабошкин А.И. с доводами заявителя не согласился и пояснил, что в результате проверки требований пожарной безопасности, в помещениях ООО "Спектр-Инфо", в г. Владимир, ул. Усти-на-лабе, д. 8 выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные в протоколе об административном правонарушении Номер от 01.03.2012.
Акт проверки, имеющийся у заявителя Кутеповой Л.С., официально ей не направлялся. По результатам проверки, выявившей нарушения в помещениях указанной организации, он решил привлечь должностное лицо - директора ООО "Спектр-Инфо", поскольку, на двери висела табличка с наименованием этой организации.
Выслушав доводы участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив материалы дела об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.
Из представленных в суд материалов следует, что 03.11.2011 на территории и в помещениях ООО "Спектр - Инфо" по адресу г. Владимир, ул. Усти-на-Лабе, д. 8, была проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой были выявлены факты нарушения требований "Правил пожарной безопасности в РФ" (ППБ 01-03), утвержденных и введенных в действие приказом Министра РФ по делам ГО и ЧС, ликвидации стихийных бедствий N 313 от 18.06.2003, которые отражены в соответствующем акте.
Так, согласно акту проверки N 4 от 10.02.2012, выявленные нарушения выразились в следующем: на окнах в торговом зале аптеки установлены глухие металлические решетки (основание ППБ 01-03, п.40); в организации отсутствует распорядительный документ, устанавливающий соответствующий противопожарный режим (ППБ 01-03 п. 15); в помещениях не вывешены информационные таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026-2001 (основание ППБ 01-03 п.3,13, ГОСТ Р 12.4.026-2001, в торговых залах и в офисном помещении (без естественного освещения) отсутствуют системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре (ППБ 01-03 п.3, СНиП 41-01-2003 п. 8.2, СНиП 31-06-2009 п. 7.2); в помещениях, не имеющих оконных проемов и шахт дымоудаления, складируется горючий материал (основание ППБ 01-03 п. 160); на видных местах в помещении магазина "Инструменты" не вывешен план эвакуации людей в случае пожара (ППБ 01-03 п.п.3,16; ГОСТ Р 12.2.143-2009; на путях эвакуации лестница, расположенная в торговом зале магазина "Инструменты", не оборудована ограждениями с перилами (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п. 6.28); над поверхностью проступей лестницы, расположенной в торговом зале магазина "Инструменты", проходит трубопровод, выступающий из плоскости стен на высоте менее 2,2 м (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п.п. 6.30, 6.32); отсутствует техническая документация с показателями пожарной опасности на строительные материалы, применяемые для отделки торговых залов и путей эвакуации (основание ФЗ N 123-ФЗ ст. 134); показатели пожарной опасности строительных материалов, применяемых для отделки торговых залов и путей эвакуации превышают допустимые значения (основание ФЗ N 123-ФЗ ст. 134); не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию (основание ППБ 01-03 п. 96); не обеспечена раздельная передача извещений о пожаре, неисправности состоянии технических средств в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (основание ППБ 01-03 п.3; НПБ 88-2001 п. 12.48); места размещения первичных средств пожаротушения не обозначены знаками пожарной безопасности, выполненными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4026-2001 (основание: "Правила пожарной безопасности в РФ" (ППБ 01-03) пункты 3,27; ГОСТ Р 12.4.026-2001); не обеспечена фиксация огнетушителей, установленных на полу, для предотвращения их падения при случайном воздействии (основание: ППБ 01-03 п.п. 3,108, прил.3 п. 19; ФЗ N 123-ФЗ ст. 4,5,6,52, глава 16,88; СП 9.13130.2009 п. 4.2.7); не ведется техническое обслуживание первичных средств пожаротушения организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (основание: ППБ 01-03 п.п. 3,108, прил.3, п. 17; ФЗ N 123-ФЗ ст. 4,5,6,52, глава 16, 88; СП 9.13130.2009 п. 4.3; постановление Правительства от 30.12.2011 N 1225); пути эвакуации не в полном объеме оборудованы знаками пожарной безопасности, выполненными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026-2001 (основание ППБ 01-03 п.п.3,51; ГОСТ Р 12.4026-2001); складские помещения не отделены от торговых залов и коридоров соответствующими противопожарными преградами (основание ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п.5.14, 7.4); в складских помещениях установлены штепсельные розетки (основание: ППБ 01-03 п. 508); для складских помещений не определены категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (основание: ППБ 01-03 п. 33); в помещениях организации хранятся и реализуются легковоспламеняющиеся и горючие вещества (основание ППБ 01-03 п.3; СНиП 31-06-2009. 6.66; СНиП 2.08.02-89 п. 1.73; СНиП 31-01-2003 п.4.10.4.11); на дверях складских помещений не обозначены категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (основание ППБ 01-03 п.33); руководитель организации и лица ответственные за обеспечение пожарной безопасности не обучены по программе пожарно-технического минимума (основание ППБ 01-03 п.3; НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" п.п. 31,32). Было выписано предписание по устранению нарушений и направлено заказным письмом.
Определением Номер от 10 февраля 2012 г. государственным инспектором Фрунзенского района г. Владимира по пожарному надзору Барабошкиным А.И. было возбуждено административное дело о нарушении требований пожарной безопасности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и принято решение о проведении административного расследования.
По итогам проведенного административного расследования в отношении директора ООО "Спектр - Инфо" Кутеповой Л.С. был составлен протокол от 01 марта 2012 г. Номер об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанного протокола было вынесено обжалуемое заявителем постановление.
Согласно постановлению Номер от 14 марта 2012 г., Кутепова Л.С., как директор ООО "Спектр - Инфо", привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение следующих требований пожарной безопасности:
- в торговых залах и в офисном помещении (без естественного освещения) отсутствуют системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре (ППБ 01-03 п. 3);
- в помещениях, не имеющих оконных проёмов и шахт дымоудаления, складируется горючий материал (ППБ 01-03 п. 160);
- на путях эвакуации лестница, расположенная в торговом зале магазина "Инструменты" не оборудована ограждениями с перилами (ППБ 01-03 п. 3);
- над поверхностью проступей лестницы, расположенной в торговом зале магазина "Инструменты", проходит трубопровод, выступающий из плоскости стен на высоте менее 2,2 м. (ППБ 01-03 п. 3);
- не проводится техническое обслуживание и планово - предупредительный ремонт автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуаций людей при пожаре специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию (ППБ 01-03 п. 96);
- не обеспечена раздельная передача извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств, в помещение с персоналом ведущим круглосуточное дежурство (ППБ 01-03 п. 3);
- пути эвакуации не в полном объеме оборудованы знаками пожарной безопасности, выполненными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026-2011 (ППБ 01-03 п. 3.51).
За указанные нарушения Кутепова Л.С. подвергнута штрафу в размере 17 000 рублей.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с исполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из решения Номер от 30.05.2009 Кутепова Л.С. назначена директором ООО "Спектр - Инфо".
Согласно договора аренды нежилого помещения Номер от 15 мая 2011 г. ООО "Спектр - Инфо" в лице директора Кутеповой Л.С. арендует у Кутеповой Л.С. нежилое помещение общей площадью 196,3 кв.м. по адресу г. Владимир, ул. Усти - на - Лабе, д. 8, срок аренды с 15.05.2011 по 10.05.2012.
Согласно договора субаренды нежилого помещения от 01.08.2011 арендодатель ООО "Спектр - Инфо" в лице директора Кутеповой Л.С. сдает во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 71,2 кв. м., находящеся в здании, расположенном по адресу г. Владимир, ул. Усти - на - Лабе, д. 8 под магазин индивидуальному предпринимателю Т. (срок действия договора с 01.08.2011 по 15.05.2012).
Согласно договора субаренды нежилого помещения от 05.08.2011 арендодатель ООО "Спектр - Инфо" в лице директора Кутеповой Л.С. сдает во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 77 кв. м., находящееся на первом этаже здания, расположенного по адресу г. Владимир, ул. Усти - на - Лабе, д. 8 индивидуальному предпринимателю Кутеповой Л.С. (срок действия договора до 10 мая 2012 г.).
Согласно договора субаренды нежилого помещения от 10.08.2011 арендатор в лице индивидуального предпринимателя Кутеповой Л.С. передает во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 77 кв. м., находящееся на первом этаже здания, расположенного по адресу г. Владимир, ул. Усти - на - Лабе, д. 8 индивидуальному предпринимателю А. для размещения аптечного пункта (срок действия договора до 10 мая 2012 г.).
В данных договорах оговорена обязанность субарендатора содержать помещение в полной исправности и санитарном состоянии в соответствии с санитарными требованиями, обеспечивать пожарную, электрическую и иную безопасность.
При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п. 38 указанных Правил).
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности может возлагаться на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. Таким лицом может являться арендатор помещения в случае, если стороны в договоре аренды урегулировали вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо иного, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Поскольку, арендодатель и арендатор в договоре субаренды урегулировали вопрос об обязанностях в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.
В материалы дела не представлено доказательств освобождения от обязанностей соблюдения правил пожарной безопасности индивидуального предпринимателя Т., индивидуального предпринимателя Кутеповой Л.С., индивидуального предпринимателя А. и возложения на директора ООО "Спектр - Инфо" Кутеповой Л.С. указанных обязанностей.
Оспариваемое постановление не содержит данных о наличии причинной связи между совершением ООО "Спектр - Инфо" противоправных действий (бездействий), связанных с несоблюдением противопожарного законодательства, и выявленными нарушениями.
В качестве документов по делу государственным инспектором по пожарному надзору и заявителем представлены два акта проверки N 4 ООО "Спектр-Инфо" от 10 февраля 2012 г. отдела надзорной деятельности по Фрунзенскому району г. Владимира. Оба документа заверены печатью и подписью инспектора. Нарушения, отмеченные в акте проверки у заявителя, в постановлении по делу об административном правонарушении не указаны. В одном акте отмечено 10 нарушений, в другом - 22.
Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении директора ООО "Спектр-Инфо" Кутеповой Л.С. рассмотрено не полно и не объективно, сведения о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Кутеповой Л.С. удовлетворить.
Постановление инспектора Фрунзенского района г. Владимира по пожарному надзору Барабошкина А.И. Номер от 14 марта 2012 г. в отношении Кутеповой Л.С. отменить, за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток.
Судья С.Б. Лаврентьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.