Фрунзенский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Баторшиной Н.Х.
при секретаре Кожевниковой О.А.
с участием истца Люлиной Л.Ю.
представителя ответчика Жуковой А.Н.
(по доверенности N 5 от 10.01.2012г. на срок по 31.12.2012г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Люлиной Л.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Владимире о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Люлина Л.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Владимире о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что решением УПФР в г. Владимире N 515 от 14 мая 2012 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Не включены в специальный стаж периоды работы: с 01.01.1986г. по 31.03.1986г. в должности заведующей здравпунктом ...... N..... в больнице ...... г. Владимира, с 01.04.1986г. по 31.11.1993г. в должности заведующей здравпунктом ...... N....., с 01.01.1994г. по 31.01.1999г. в должности заведующей здравпунктом ...... N....., с 01.01.2001г. по 31.12.2004г. в должности фельдшера здравпункта в ...... поликлинике ...... (с 05.04.1991г. - ...... поликлиника), с 07.08.1984г. по 25.08.1984г. - период нахождения в административном отпуске, с 12.08.2002г. по 17.08.2002г. - период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. С решением УПФР в г. Владимире об отказе в установлении пенсии она не согласна. По состоянию на 14.05.2012 года ее трудовой стаж составил 30 лет 7 дней. При определении права на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения следует руководствоваться Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и утвержденным Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464, периоды работы после 01.11.1999г. - в соответствии со Списком и правилами, утвержденными Постановлением правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066. Список N 464 не содержит конкретных наименований должностей среднего медицинского персонала, а также номенклатуры лечебно-профилактических учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Периоды ее работы с 01.01.1986г. по 31.03.1986г., с 01.04.1986г. по 30.11.1993г., с 01.01.1994г. по 31.01.1999г., с 01.01.2001г. по 31.12.2004г. подпадают под действие вышеуказанных Списков и Постановлений (Список 464 и Список 1066). Начиная работать "заведующей здравпунктом", в последствие название должности иногда менялось на "фельдшер". Функциональные обязанности и фельдшера и заведующей здравпункта оставались одни и те же. Ее медицинская деятельность регулировалась одной и той же должностной инструкцией, как правило на одном здравпункте имелась одна ставка или фельдшера или заведующей здравпунктом, должность заведующей здравпунктом не являлась административной должностью, всегда эту должность занимали лица из среднего медицинского персонала с соответствующими должностными обязанностями. На включении периодов нахождения в административном отпуске и в отпуске без сохранения заработной платы она не настаивает. Просит суд обязать УПФР в г. Владимире включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, периоды работы: с 01.01.1986г. по 31.03.1986г. в должности заведующей здравпунктом ...... N..... в Больнице ...... г. Владимира; с 01.04.1986г. по 30.11.1993г. и с 01.01.1994г. по 31.01.1999г. в должности заведующей здравпунктом ...... N.....; с 01.01.2001г. по 31.12.2004г. в должности фельдшера здравпункта в ...... поликлинике ...... (с 05.04.1991г. - ...... поликлиника); назначить досрочную трудовую пенсию с 14.05.2012 года.
В судебном заседании истец Люлина Л.Ю. в судебном заседании уточнила заявленные исковые требования, в связи с чем, просит суд обязать УПФР в г.Владимире включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, периоды работы: с 01.01.1986г. по 31.03.1986г. в должности заведующей здравпунктом ...... N..... в Больнице ...... г. Владимира; с 01.04.1986г. по 30.11.1993г. и с 01.01.1994г. по 31.01.1999г. в должности заведующей здравпунктом ...... N.....; с 01.01.2001г. по 31.12.2004г. в должности фельдшера здравпункта ...... поликлиники ...... (с 05.04.1991г. - ...... поликлиника), за исключением периода с 12.08.2002г. по 18.08.2002г. - нахождение в отпуске без сохранения заработной платы; назначить досрочную трудовую пенсию с 14.05.2012 года.
В обосновании исковых требований суду пояснила, что 27.04.2012г. она обратилась в УПФР в ...... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением N 515 от 14.05.2012г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, с которым она не согласна. В спорные периоды ее работы действовали Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066. Начиная работать "заведующей здравпунктом", в последствие название должности иногда менялось на "фельдшер". Функциональные обязанности и фельдшера и заведующей здравпункта оставались одни и те же. Ее медицинская деятельность регулировалась одной и той же должностной инструкцией, как правило на одном здравпункте имелась одна ставка или фельдшера или заведующей здравпунктом, должность заведующей здравпунктом не являлась административной должностью, всегда эту должность занимали лица из среднего медицинского персонала с соответствующими должностными обязанностями. Фактически в спорные периоды она осуществляла обязанности фельдшера, что подтверждают штатные расписания, за заведование ей производили доплату. Кроме того, она повышала свою квалификацию медицинского работника по специальности "лечебное дело" в сроки, предусмотренные законодательством (один раз в 5 лет).
Представитель ответчика - ведущий специалист-эксперт юридического отдела Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Владимире Владимирской области - Жукова А.Н. в судебном заседании, исковые требования, с учетом уточнений, не признала. При этом пояснила суду, что 27.04.2012г. Люлиной Л.Ю. было подано заявление в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Владимире Владимирской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Рассмотрев документы Люлиной Л.Ю., представленные для назначения досрочной трудовой пенсии, решением от 14.05.2012г. N 515 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При оценке пенсионных прав специальный стаж истца составил 13 лет 08 дней вместо требуемых 30 лет. Периоды работы с 01.01.1986г. по 31.03.1986г. в должности заведующей здравпунктом ...... N..... в Больнице ...... г. Владимира, с 01.04.1986г. по 30.11.1993г. и с 01.01.1994г. по 31.01.1999г. в должности заведующей здравпунктом ...... N....., с 01.01.2001г. по 31.12.2004г. в должности фельдшера здравпункта в ...... поликлинике ...... (с 05.04.1991г. - ...... поликлиника) не включены в специальный стаж, так как такие должности как "заведующий здравпунктом", "фельдшер здравпункта" не поименованы разделом "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно пп. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что 27.04.2012г. Люлиной Л.Ю. было подано заявление в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Владимире Владимирской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц УПФР в г.Владимире Владимирской области решением N 515 от 14.05.2012г. уведомила истца об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д. 9), так не включены в специальный стаж периоды работы: с 01.01.1986г. по 31.03.1986г. в должности заведующей здравпунктом ...... N..... в Больнице ...... г. Владимира; с 01.04.1986г. по 30.11.1993г. и с 01.01.1994г. по 31.01.1999г. в должности заведующей здравпунктом ...... N.....; с 01.01.2001г. по 31.12.2004г. в должности фельдшера здравпункта ...... поликлиники ...... (с 05.04.1991г. - ...... поликлиника).
Суд не может согласиться с позицией УПФР г.Владимира по следующим основаниям:
Постановлением Конституционного Суда РФ N 2-П от 29.01.2004г. установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ, могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсии указанной категории лиц, действовавшие на 31.12.2001г. до вступления в силу Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.1991г. Также определено, что нормы Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии и ее досрочное получение, на которое рассчитывало застрахованное лицо, до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшее на 31.12.2001 года. До введения в действие Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 досрочная трудовая пенсия по старости (пенсия за выслугу лет) назначалась по Правилам и Спискам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066. Пунктом 3 Постановления N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464, а периоды работы после 01.11.1999г.- в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066.
В соответствии со "Списком профессий и должностей?.", утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, Список N 464 не содержит конкретных наименований врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала и в соответствии с указанным Списком в медицинский стаж включается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности.
Согласно трудовой книжке N....., выданной 31.03.1982 года (л.д. 10-13), истец Люлина Л.Ю. работала: с 01.01.1986г. по 31.03.1986г. в должности заведующей здравпунктом ...... N..... в Больнице ...... г. Владимира; с 01.04.1986г. по 30.11.1993г. и с 01.01.1994г. по 31.01.1999г. в должности заведующей здравпунктом ...... N.....; с 01.01.2001г. по 31.12.2004г. в должности фельдшера здравпункта ...... поликлиники ...... (с 05.04.1991г. - ...... поликлиника).
Действительно, ни в Списке N 781, ни в Номенклатуре должностей медицинского персонала, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года N 377 (далее - Номенклатура должностей) не поименована должность "заведующий здравпунктом", "фельдшер здравпункта". Вместе с тем, в указанном Списке и Номенклатуре должностей поименованы должности: "заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра)", "заведующий (фельдшерским) здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)", "заведующий медпунктом - фельдшер (медицинская сестра)". Приказами Министерства Здравоохранения СССР N 900 от 26.09.1978г. и N 999 от 11.10.1982 года штатные нормативы предусматривали наименование должности руководителя фельдшерско-акушерского пункта как "заведующий (фельдшер, акушерка)", а в медицинских пунктах - "заведующий медицинским пунктом", при этом, согласно Положения о допуске к осуществлению профессиональной деятельности - для занятия должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом и медпунктом предусматривало обязательное среднее медицинское образование по специальности и квалификации "фельдшер", данные требования также предъявлялись и для иного среднего медицинского персонала.
В судебном заседании установлено, что истец Люлина Л.Ю. имеет специальность (профессию) фельдшера, свидетельства и соответствующий сертификат о подтверждении квалификационной категории "лечебное дело", что подтверждается имеющимися в материалах дела документами: удостоверение N..... от 17 мая 1993 года, выданное Люлиной Л.Ю. в том, что она прошла цикл усовершенствования по специальности "фельдшер здравпункта" на курсах повышения квалификации работников со средним медицинским образованием (л.д. 18); удостоверение, выданное 13.12.2000г. Люлиной Л.Ю. - фельдшеру ...... N..... о подтверждении первой квалификационной категории по специальности "лечебное дело" (л.д. 19); свидетельство рег. N....., выданное Люлиной Л.Ю. согласно которому в период с 24.05.2001г. по 24.06.2001г. истец повышала свою квалификацию во ...... по циклу "лечебное дело" (л.д. 20); удостоверение N....., выданное Люлиной Л.Ю. 28.11.2005г., согласно которому истцу присвоена высшая квалификационная категория по специальности "лечебное дело" (л.д. 20); свидетельство о повышении Люлиной Л.Ю. в период с 18.10.2004г. по 02.12.2004г. квалификации по специальности "лечебное дело" (л.д. 21); сертификат N..... от 22.06.2001г., согласно которому Люлиной Л.Ю. присвоена квалификация "лечебное дело" (л.д. 22-23); удостоверение N..... от 28.10.2010г. выданное Люлиной Л.Ю. о подтверждении высшей квалификационной категории по специальности "лечебное дело" (л.д. 25).
Согласно копии приказа N 42 по Больнице ...... г. Владимира от 01.04.1982 года (л.д. 41) истец Люлина (Варварина) Л.Ю. молодой специалист, окончившая ...... в 1982 году - фельдшерское отделение, была принята в больницу химического завода для работы в должности заведующей здравпунктом ...... N 30 с 01.04.1982г. На основании приказа N 42 от 19.03.1984г. (л.д. 43) Люлиной Л.Ю. - фельдшеру поликлиники ...... предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы; на основании приказа N 77 от 29.05.1984 года (л.д. 44) Люлина Л.Ю. - фельдшер поликлиники ...... приступила к работе после отпуска по уходу за ребенком.
Из представленных документов усматривается, что истец Люлина Л.Ю. с 1982 года по настоящее время работает в системе здравоохранения. В периоды работы в должностях заведующей здравпунктом, фельдшера здравпункта, Люлина Л.Ю., имея медицинское образование, осуществляла деятельность по охране здоровья населения. Функциональные обязанности фельдшера и заведующей здравпункта оставались одни и те же, что подтверждается копиями должностных обязанностей заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера (л.д. 14-15) и должностных обязанностей фельдшера (л.д. 16-17). В обязанности фельдшера и заведующего здравпунктом входит: оказание помощи врачам в проведении медицинских осмотров студентов и в выполнении всех назначенных после медицинского осмотра рекомендаций; ведение, установленной Министерством здравоохранения, документации; осуществление медицинского контроля за организацией питания, гигиеническими условиями обучения и воспитания студентов, соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима, организацией трудового обучения студентов, проведением под контролем врача профилактических прививок, наблюдением за бывшими в контакте с инфекционными больными студентами, проведением совместно с врачами амбулаторного приема больных, проведением лечения под контролем врача больных студентов и другие обязанности. Фактически Люлина Л.Ю. исходя из должностных обязанностей и осуществляемой ею работы являлась заведующей здравпунктом-фельдшером.
Как следует из уточняющей справки N 258 от 02.02.2012 года, выданной ГБУЗ ВО " ......" (ранее больница ......) Люлина Л.Ю. работала с 01.04.1982г. в Больнице ...... в фельдшерском здравпункте ...... N..... заведующей здравпунктом-фельдшером; с 29.05.1984г. в Больнице ...... в фельдшерском здравпункте ...... N..... заведующей здравпунктом-фельдшером, с 31.03.1986г. в медсанчасти ВХЗ в фельдшерском здравпункте ГПТУ N..... заведующей здравпунктом-фельдшером (л.д. 39-40). Согласно уточняющей справке N 2 от 06.02.2012г., выданной ГБУЗ ВО " ......" (справка о переименовании учреждения (л.д. 52)), Люлина Л.Ю. работала с 01.04.1986г. по 04.04.1991г. в ...... поликлиники ...... заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером, с 05.04.1991г. по 31.01.1999г. в МУЗ " ......" заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером, с 01.02.1999г. по 05.07.2007г. в МУЗ " ......" фельдшером, с 06.07.2007г. по 19.01.2007г. в МУЗ " ......" заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером, с 20.01.2012г. по настоящее время в ГБУЗ ВО " ......" заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером (л.д. 36-38).
В соответствии с тарификационными списками за 1993-1998г.г. истец Люлина Л.Ю. была тарифицирована в должности "фельдшер, заведующая здравпунктом", за 1999-2008г.г. - в должности "фельдшер", за 2009-2012г.г. - в должностях "заведующая фельдшерским здравпунктом - фельдшер" и "фельдшер" (л.д. 54-96). Пунктом 8 Порядка составления штатного расписания учреждения здравоохранения, утвержденным приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996г. N 16, прямо предусмотрено, что наименование структурных подразделений и должностей вносятся в штатное расписание в соответствии с номенклатурой врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке. Аналогичная норма содержалась и в ранее действующем Порядке, утвержденным приказом Минздрава СССР от 22.07.1982 г. N 715. Установленным порядком утверждена лишь Номенклатура должностей N 377, однако в ней не поименованы должности "заведующий здравпунктом", "фельдшер здравпункта". Несмотря на это, в штатных расписаниях лечебных учреждений указывалась должность "заведующий здравпунктом", то есть работодатель произвольно переименовывал название должностей (штатные расписания за 1994-1999г.г. по ...... (л.д. 105-124), в последствие в штатные расписания была внесена должность "заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер". Согласно штатным расписаниям за 1982-1986г.г. по Больнице ...... была предусмотрена должность в ...... N..... "заведующий здравпунктом фельдшер" (л.д. 97-104).
Таким образом, Люлина Л.Ю. в спорные периоды с 01.01.1986г. по 31.03.1986г. в должности заведующей здравпунктом ...... N..... в Больнице ...... г. Владимира; с 01.04.1986г. по 30.11.1993г. и с 01.01.1994г. по 31.01.1999г. в должности заведующей здравпунктом ...... N.....; с 01.01.2001г. по 31.12.2004г. в должности фельдшера здравпункта ...... поликлиники ...... (с 05.04.1991г. - ...... поликлиника) - за исключением периода с 12.08.2002г. по 18.08.2002г., осуществляла лечебную деятельность, при этом фактически исполняла обязанности фельдшера. Полное наименование должности должно быть указано как "заведующая (фельдшерским) здравпунктом - фельдшер". Некорректное наименование работодателем должности истца не может быть расценено как обстоятельство, исключающее отнесение указанной должности к среднему медицинскому персоналу и не может быть основанием к отказу о включении указанных периодов в специальный стаж истца, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
Таким образом, с учетом указанных спорных периодов работы Люлиной Л.Ю. специальный стаж истца по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составил требуемые 30 лет ( 30 лет 1 день), и учитывая, что в силу статьи 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее даты возникновения права на нее и принимая во внимание наличие необходимого льготного стажа, суд полагает возможным назначить Люлиной Л.Ю. досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента возникновения права на нее - с 14.05.2012г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Люлиной Л.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Владимире о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить.
Включить Люлиной Л.Ю. в специальный стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы:
- с 01.01.1986г. по 31.03.1986г. в должности заведующей здравпунктом ...... N..... в Больнице ...... г. Владимира;
- с 01.04.1986г. по 30.11.1993г. и с 01.01.1994г. по 31.01.1999г. в должности заведующей здравпунктом ...... N.....;
- с 01.01.2001г. по 31.12.2004г. в должности фельдшера здравпункта ...... поликлиники ...... (с 05.04.1991г. - ...... поликлиника),
за исключением периода с 12.08.2002г. по 18.08.2002г. - нахождение в административном отпуске без сохранения заработной платы.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Владимире назначить Люлиной Л.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 14.05.2012г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья Н.Х.Баторшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.