Фрунзенский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Баторшиной Н.Х.
при секретаре Кожевниковой О.А.
с участием истца Петрова А.А.
представителя ответчика Жуковой А.Н. (по доверенности N 5 от 10.01.2012г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Петрова А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Владимире о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Петров А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Владимире о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что 23 мая 2012 года решением N 1499 УПФР в г. Владимире ему было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа летной работы. УПФР в г. Владимире при расчете специального стажа для назначения досрочной пенсии в связи с летной службой незаконно исключило период трудовой деятельности с 01.02.1998г. по 23.05.1998г. в должности бортового механика самолета АН-24 летной службы в ЗАО Авиакомпании " ......". Как усматривается из трудовой книжки, начиная с 1997 года и по 28.10.2011г. он проходил летную службу в должности бортового механика самолета. Его работа была основной и носила постоянный характер. Считает, что УПФР в г. Владимире незаконно исключило период работы с 01.02.1998г. по 23.05.1998г. бортмехаником самолета Ан-24 летной службы в ЗАО Авиакомпании " ......", так как в вышеуказанные период времени он осуществлял транспортный налет на воздушном судне: в феврале 1998 года - 45 часов, в марте 1998 года - 10 часов 50 минут, в апреле 1998 года - 65 часов 55 минут, в мае 1998 года - 30 часов 40 минут (всего - 152 часа 25 минут). Данный факт подтверждается документально: летной и трудовой книжками, а также свидетельством бортмеханика от 27.02.1998г. Период летной службы составил с 16.07.1997г. по 28.10.2011г. (день обращения за назначением пенсии) более 25 лет, что дает ему право на досрочное назначение пенсии. В связи с этим просит суд обязать УПФР в г. Владимире включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период с 01.02.1998г. по 23.05.1998г. в должности бортмеханика самолета Ан-24 летной службы в ЗАО Авиакомпания " ......" и назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения - с 28.10.2011 года.
В судебном заседании истец Петров А.А. уточнил заявленные исковые требования, в связи с чем, просит суд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период с 01.02.1998г. по 23.05.1998г. в должности бортмеханика самолета Ан-24 летной службы в ЗАО Авиакомпания " ......" с учетом транспортного налета на воздушном судне - 152 часа 25 мин.; назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения - с 28.10.2011 года. При этом пояснил, что 28.10.2011г. он обратился в УПФР в г. Владимире с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с работой в летном составе гражданской авиации. Однако, решением УПФР в г. Владимире N 1499 от 23.05.2011г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием необходимого стажа летной работы. В его специальный стаж не был включен период с 01.02.1998г. по 23.05.1998г. в должности бортмеханика самолета Ан-24 летной службы в ЗАО Авиакомпания " ......". Начиная с 1997 года и по дату обращения в УПФР в г.Владимире (28.10.2011г.) он проходил летную службу в должности бортового механика самолета. Как усматривается из летной книжки, за спорный период он осуществил транспортный налет на воздушном судне - 152 часа 25 минут. Таким образом, он проработал в летном составе гражданской авиации 25 лет в должности бортмеханика самолета. Его вины в том, что работодателем в выписке из индивидуального лицевого счета не указаны сведения о налете на воздушных судах, нет.
Представитель ответчика - ведущий специалист-эксперт юридического отдела УПФР в г. Владимире Жукова А.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. При этом указала, что 28.10.2011 года Петровым А.А. было подано заявление в УПФР в г. Владимире о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 п. 1 пп. 13 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Но решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц УПФР в г. Владимире Владимирской области N 1499 от 23.05.2012г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием необходимого стажа летной работы. Период работы с 01.02.1998г. по 23.05.1998г. бортмехаником самолета Ан-24 летной службы в ЗАО Авиакомпания " ......" не включен в специальный стаж, так как в выписке из индивидуального лицевого счета за данный период отсутствуют сведения о налете на воздушных судах. По предоставленным документам, стаж летной работы, рассчитанной по налету часов, составил 24 года 10 месяцев, вместо требуемых 25 лет.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп.13 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
В судебном заседании установлено, что 28.10.2011 года Петров А.А. обратился в УПФР в г. Владимире с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц УПФР в г.Владимире Владимирской области решением N 1499 от 23.05.2012г. уведомила истца об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, исключив периоды работы истца: с 01.02.1998г. по 23.05.1998г. бортмехаником самолета Ан-24 летной службы в ЗАО авиакомпания " ......".
Суд не может согласиться с позицией УПФР г.Владимира по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного и инженерно-технического состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с указанными Правилами при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном и инженерно-техническом составе гражданской авиации, применяются Списки должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации и правила исчисления сроков выслуги для назначении пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459.
В силу подпункта "а" пункта 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г. N 537, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:
- каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги.
В соответствии с п. 2 указанных Правил, исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.
В судебном заседании установлено, что в период с 01.02.1998г. по 23.05.1998г. истец Петров А.А. работал в должности бортмеханика самолета Ан-24 летной службы в ЗАО Авиакомпания " ......", что подтверждается копией трудовой книжки N...., выданной 20.02.1985 года (л.д. 9-16), копией свидетельства бортмеханика N.... выданным 27.02.1998г. Как усматривается из указанных документов, с 1997 года по 28.10.2011г. (дата обращения с заявлением в УПФР в г.Владимире) истец Петров А.А. проходил летную службу в должности бортового механика самолета.
Документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. Согласно летной книжке бортмеханика Петрова А.А. (л.д. 30-47) транспортный налет на воздушном судне "Ан-24" в Авиакомпании " ......" составил в 1998 году: в феврале - 45 часов, в марте - 10 часов 50 минут, в апреле - 65 часов 55 минут, в мае - 30 часов 40 минут, всего в сумме - 152 часа 25 минут.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г. N 537, стаж летной работы Петрова А.А., рассчитанный по налету часов за период с 01.02.1998г. по 23.05.1998г. составил 7 месяцев.
Отсутствие подтверждения стажа летной работы со стороны работодателя в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица свидетельствует о невыполнении администрацией ЗАО "Авиакомпания " ......" обязанности по предоставлению сведений о характере работы с проведением отчислений. Риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ не может возлагаться на работника.
Кроме этого, установлено, что в настоящее время организация ЗАО Авиакомпания " ......", в которой проходила работа истца с 01.02.1998г. по 23.05.1998г. ликвидирована, документы в архивах отсутствуют. Согласно справке N 5-93 от 05.07.2012г., в ...... нет архива документов авиапредприятий и подтвердить работу Петрова А.А. в должности бортового механика в Авиакомпании " ......" в 1998 году не представляется возможным. Местонахождение архива Авиакомпании " ......" неизвестно. Указанное обстоятельство, как не зависящее от истца, не лишает его права на назначение льготной пенсии, на основании совокупной оценки всех доказательств.
Оценивая все обстоятельства дела, анализируя представленные доказательства, суд считает требования истца Петрова А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению. С учетом спорного периода стаж летной работы, рассчитанный по налету часов, составил 25 лет 5 месяцев.
Согласно статьи 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее даты возникновения права на нее и принимая во внимание наличие необходимого льготного стажа суд полагает возможным назначить Петрову А.А. досрочную пенсию в связи с летной службой с даты обращения - с 28.10.2011 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петрова А.А. удовлетворить.
Включить Петрову А.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи со службой в летном составе гражданской авиации период работы:
- с 01.02.1998г. по 23.05.1998г. в должности бортмеханика самолета Ан-24 летной службы в ЗАО Авиакомпания " ......" с учетом 152 час.25 мин. транспортного налета на воздушном судне;
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Владимире назначить Петрову А.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи со службой в летном составе гражданской авиации с 28.10.2011 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья Н.Х.Баторшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.