Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Тельцовой Е.В.
при секретаре Шпагиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Смирновой С.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова С.Н. работала в период с 08.12.1986 по 21.05.1988 в должности медсестры анестезиологического отделения ...... ЦРБ, с 06.06.1988 по 04.12.1993 в должности медсестры гинекологического отделения палатной в отделенческой больнице ......, с 19.11.1997 по 31.08.2003 в должности фельдшера медвытрезвителя ......, с 01.09.2003 по 30.11.2008 в должности фельдшера медицинской части медицинского вытрезвителя ......, с 01.12.2008 по 23.12.2010 в должности фельдшера (служащего) медицинской части медицинского вытрезвителя, с 24.12.2010 по 31.07.2011 в должности фельдшера (служащего) ......, с 01.08.2011 по 03.10.2011 в должности фельдшера автохозяйства ...... ......, с 14 октября 2002 года по 14 ноября 2002 года, с 01 октября 2007 года по 16 ноября 2007 года находилась на курсах повышения квалификации.
Смирнова С.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) с учетом уточнений и дополнений исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с 08.12.1986 по 21.05.1988 в должности медсестры анестезиологического отделения в ...... ЦРБ, с 06.06.1988 по 04.12.1993 в должности медсестры гинекологического отделения палатной в отделенческой больнице ...... в льготном полуторном исчислении, остальных - в календарном исчислении, за исключением нахождения в отпуске по уходу за ребенком и назначении досрочной трудовой пенсии с 03 октября 2011 года. Также просила включить в страховой стаж период работы с 01 апреля 2011 года по 03 октября 2011 года в должности фельдшера автохозяйства .......
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Белева О.Ю. (по доверенности) исковые требования не признала, указала, что специальный стаж работы истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет менее 30 лет и соответственно пенсия не может быть назначена по следующим основаниям:
- Период работы истца в должности медсестры анестезиологического отделения и медсестры отделения реанимации, медсестры палатной гинекологического отделения не может быть засчитан в льготный стаж, так как должности "медсестра отделения", "палатная медицинская сестра" не поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 года (далее - Список N 781). Указала, что перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, льготное исчисление стажа возможно лишь операционным медицинским сестрам, старшим операционным медицинским сестрам отделений хирургического профиля стационаров,
- Периоды работы фельдшером медвытрезвителя, медицинской части медвытрезвителя, автохозяйства не включены в специальный стаж, поскольку указанные учреждения не являются учреждениями здравоохранения и не поименованы в Списке N 781. Кроме того, с 01.11.1999 года не подтверждена занятость на полную ставку, период работы с 01 апреля 2011 года по 03 октября 2011 года в должности фельдшера автохозяйства ...... не включен и в страховой стаж.
Определением суда от 16.03.2012 года привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - УМВД России по г. Владимиру. Представитель УМВД России по г. Владимиру Легаева И.В. (по доверенности) поддержала требования в части включения периодов работы в медвытрезвителе. Относительно работы фельдшером автохозяйства не смогла представить документы, подтверждающие наличие в штатном расписании медицинского подразделения.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы?, имущественного и должностного положения?, а также других обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
В судебном заседании установлено, что 03.10.2011 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Смирнова С.Н. обратилась в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением. Однако решением УПФР в г. Владимире от Дата Номер ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по вышеуказанным основаниям.
В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с особыми условиями труда.
Истолкование названных норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1 и ч.2 статьи 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Согласно пункту 9 статьи 30 указанного Федерального закона, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсийи действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На день вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" действовал Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066.
Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываютсяпериоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464 (далее -Список N 464),периоды работы после 01.11.1999 года - в соответствии со Списком и правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 (далее -Список N 1066).
Истец просит включить в льготный стаж периоды работы до 01.11.1999 года, согласно Списку N 464.
В соответствии с пунктом 1 Списка N 464 в медицинский стаж включается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. Ни наименований должностей врачебного и среднего медицинского персонала, ни перечня лечебно-профилактических учреждений Список N464 не содержит.
Больница значится в Перечне учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года N 395 (далее - Номенклатура учреждений), то есть является лечебно-профилактическим учреждением.
Должности врачей и среднего медицинского персонала поименованы в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённой приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 N377 (далее Номенклатура должностей N377), среди которых значатся должности "медицинская сестра палатная", "медицинская сестра (медбрат)", "врач-интерн", "заведующий (руководитель структурных подразделений, учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.).
Кроме того, пунктом 2 Постановления N 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапииследующим образом: один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Гинекологическое отделение согласно номенклатуре должностей N377 относится к отделениям хирургического профиля, отделение реанимации, также как и анестезиологическое не верно поименованы работодателем, что не может влиять на права истца на включение спорных периодов в специальный стаж.
Таким образом, периоды работы с 08.12.1986 по 21.05.1988 в должности медсестры анестезиологического отделения в ...... ЦРБ, с 06.06.1988 по 04.12.1993 в должности медсестры гинекологического отделения палатной в отделенческой больнице ...... подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, так как согласно Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР N 464 от 06.09.1991 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" один год работы в должностях среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров считать за один год и 6 месяцев без уточнения названия занимаемой должности. Характер работы истца полностью соответствовал требованиям, предъявляемым к медицинскому персоналу отделений хирургического профиля, а также реанимации и интенсивной терапии.
Медвытрезвитель не входит в число лечебных учреждений. Тем не менее, периоды работы истца с 19.11.1997 по 31.08.2003 в должности фельдшера медвытрезвителя ......, с 01.09.2003 по 30.11.2008 в должности фельдшера медицинской части медицинского вытрезвителя ......, с 01.12.2008 по 23.12.2010 в должности фельдшера (служащего) медицинской части медицинского вытрезвителя не могут быть исключены из льготного стажа.
Такое наименование лечебного учреждения "медицинский вытрезвитель" не указано ни в Списках 464, 1066, 781, ни в Приказе Минздрава РФ от15.10.1999 года N 377, ни в Приказах МВД РФ, утверждающих номенклатуру учреждений здравоохранения МВД России.
Вместе с тем, Приказ МВД СССР от 30.05.1985 года N 106 "Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел"; Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медвытрезвитель (приложение к Положению), в которых указано об оказании доврачебной помощи доставляемых в вытрезвитель лиц, обязательном первичном осмотре фельдшером и повторном осмотре после полного вытрезвления; Положение о фельдшерском здравпункте медицинского вытрезвителя, где сказано об организации структурного подразделения медицинского вытрезвителя - фельдшерского здравпункта, предназначенного для медицинского обслуживания граждан, доставляемых на вытрезвление, основными задачами которого являются:
- Медико-санитарное обслуживание граждан, доставляемых на вытрезвление,
- Диагностика степеней алкогольного опьянения,
- Взаимодействие с учреждениями органов здравоохранения в борьбе с заболеваниями, имеющими социальное и эпидемиологическое значение и др. Главные направления деятельности здравпункта определяются Приказами МВД СССР, указаниямимедицинского управления УВД области, приказаниями начальника медицинского медвытрезвителя,
а также информация ...... об организации структурного подразделения "медчасть" при медвытрезвителе, что свидетельствует о выполнении Приказа МВД России от ......, от ......, от ......, приказа УВД ...... от ...... о введении штатного расписания УВД ...... и подведомственных ему подразделений, свидетельствуют о том, что Смирнова С.Н. фактически работала фельдшером в фельдшерском здравпункте медицинского вытрезвителя при .......
Такое наименование лечебного учреждения как "фельдшерский здравпункт" поименовано во всех Списках (1066, 781) и в приказе Минздрава РФ от 15.10.1999 года N 377.
Отсутствие в медицинском вытрезвителе ...... структурно выделенного подразделения - фельдшерского здравпункта до 2005 года свидетельствует о невыполнение Приказа МВД СССР от 30.05.1985 года и не может быть поставлено в вину истцу.
Медико-санитарное обслуживание граждан, доставляемым в медвытрезвитель, должно было оказываться им в фельдшерском здравпункте. Поскольку медицинская помощь таким лицам оказывалась в том числе и фельдшером Смирновой С.Н., а отсутствиеструктурно выделенного (по документам) подразделения (фельдшерского здравпункта) не может являться основанием для ущемления пенсионных прав истца, тем более, что в настоящее время этот недостаток ...... устранен и медвытрезвитель выделен, как структурное подразделение со своими штатами и Положением о медицинском вытрезвителе .......
Трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения, ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в зависимостиот вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Кроме того, обязанность по организации выделения структурного подразделения - фельдшерского здравпункта, согласно Приказу МВД СССР от 30.05.1985 года N 106, лежит на работодателе. Поэтому не приведение статуса фактически существующего структурного подразделения в соответствие с Приказами МВД СССР, указаниями медицинского управления ...... не может являться основанием для отказа по включению в льготный стаж периодов работы Смирновой С.Н. с 19.11.1997 по Дата в должности фельдшера медвытрезвителя ......, с 01.09.2003 по 30.11.2008 в должности фельдшера медицинской части медицинского вытрезвителя ......, с 01.12.2008 по 23.12.2010 в должности фельдшера (служащего) медицинской части медицинского вытрезвителя.
Также установлено, что истец с 14 октября 2002 года по 14 ноября 2002 года, с 01 октября 2007 года по 16 ноября 2007 года находилась на курсах повышения квалификации, которые исключены из стажа.
Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 517. В силу пункта 3 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пунктом 5 указанных Правил среди периодов, которые не включаются в стаж работы, периоды нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации не поименованы. В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Период повышения квалификации подлежит зачету в стаж для назначения досрочной пенсии, так как повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Статьей 54 Основ РФ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (с изменениями и дополнениями) установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической лечебной деятельности после подтверждения своей квалификации на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и ассоциаций, и должны подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании указанного положения медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат. Повышение квалификации является как для медицинского работника, так для работодателя, и правом, и обязанностью. Ранее действующим Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 N 1397, предусматривалось включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.
Таким образом, суд считает, что повышение квалификации медицинского работника, проведенное в период действия указанного постановления, также является основанием, дающим право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Вместе с тем, довод ответчика об исключении из специального стажа периодов работы истца с 24.12.2010 по 31.07.2011 в должности фельдшера (служащего) автохозяйства ......, с 01.08.2011 по 03.10.2011 в должности фельдшера автохозяйства ......, по мнению суда, заслуживает внимания.
Так, согласно пункту 2 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, по смыслу названных норм, досрочная трудовая пенсия по старости назначается при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения.
Автохозяйство учреждением здравоохранения не является, подчиняется ...... .......
В разделе "Наименование учреждений" Списков отсутствует такое наименование учреждения как автохозяйство.
Номенклатурами учреждений здравоохранения, утвержденными приказами Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 N 395, Министерства здравоохранения РФ от 03.06.2003 и Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627, управления внутренних дел также не поименованы.
Довод истца о том, что фактически осуществляла лечебную деятельность в соответствии с должностными инструкциями, приказами МВД РФ, не может быть принят судом, поскольку деятельность по проведению медицинских осмотров (предрейсовым) является лицензированной, работодатель представил лицензию на осуществление доврачебной медицинской помощи по лечебному делу, что предоставляет право оказывать данные услуги только изолятору временного содержания по адресу: ....... Приказом МВД России от 02.10.2006 N 777 предусмотрено при отсутствии в штате должности по организации деятельности по автотранспортному обеспечению возложение соответствующих функций на других лиц. Однако деятельность по автотранспортному обеспечению ...... не относится к лечебной или иной по охране здоровья населения.
Таким образом, Смирнова С.Н. выполняла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении, работа в котором не дает право на досрочное назначение пенсии по старости, соответственно, необходимые условия для включения указанных периодов работы в специальный стаж и назначения ей трудовой пенсии по старости отсутствуют.
Что касается отсутствия сведений персонифицированного учета в пенсионном фонде, суд принимает во внимание расписку Пенсионного фонда о принятии уточняющих сведений, заявление представителя ответчика о поступлении указанных сведений в персучет и отсутствие возражений по включению этого периода работы в страховой стаж и считает возможным включить в страховой стаж период работы истца с 01 апреля 2011 года по 03 октября 2011 года в должности фельдшера автохозяйства .......
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смирновой С.Н. удовлетворить частично.
Включить Смирновой С.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы:
- с 08 декабря 1986 года по 21 мая 1988 года в должности медсестры анестезиологического отделения в ...... ЦРБ,
- с 06 июня 1988 года по 04 декабря 1993 года в должности медсестры гинекологического отделения палатной в отделенческой больнице ......
в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев,
- с 19 ноября 1997 года по 31 августа 2003 года в должности фельдшера медвытрезвителя ......, без учета нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 04 февраля 2000 года по 29 февраля 2000 года,
- с 01 сентября 2003 года по 30 ноября 2008 года в должности фельдшера медицинской части медицинского вытрезвителя ......
- с 01 декабря 2008 года по 23 декабря 2010 года в должности фельдшера (служащего) медицинской части медицинского вытрезвителя,
- с 14 октября 2002 года по 14 ноября 2002 года, с 01 октября 2007 года по 16 ноября 2007 года нахождения на курсах повышения квалификации
в календарном исчислении.
Включить Смирновой С.Н. в страховой стаж период работы с 01 апреля 2011 года по 03 октября 2011 года в должности фельдшера автохозяйства .......
В удовлетворении остальной части исковых требований Смирновой С.Н. о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Тельцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.