Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Тельцовой Е.В.
при секретаре Шпагиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" о признании незаконной деятельности по приему и хранению нефтесодержащих отходов,
УСТАНОВИЛ:
Владимирский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" о признании незаконной деятельности по приему и хранению нефтесодержащих отходов. Исковые требования мотивированы тем, что при проведении проверки выявлены нарушения эксплуатации ООО "СпецТехАвто" комплекса по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. ...... (далее Комплекса). По договору аренды от Дата Номер под размещение бытовых отходов ответчику в аренду предоставлен земельный участок площадью 294191 кв.м. ( ......). В силу ...... рабочего проекта, указанный комплекс предназначен для приема твердых бытовых отходов (далее ТБО). Однако в нарушение требований проекта, ООО "СпецТехАвто" заключил договор с ООО " ......" на оказание услуг по временному хранению отходов производства и потребления 3-4 классов опасности на территории Комплекса. Указал, что прием ООО "СпецТехАвто" на комплексе по переработке и захоронению ТБО у д. ...... отходов производства 3 класса опасности, не предусмотренных проектом, может повлечь нарушения в области охраны окружающей среды и санитарно эпидемиологического благополучия населения. Просил суд признать незаконной деятельность ООО "СпецТехАвто" по приему нефтесодержащих отходов от ООО " ......" для последующего хранения их на земельном участке с кадастровым номером ......; обязать ответчика привести земельный участок с кадастровым номером ......, на котором осуществляется хранение нефтесодержащих шламов, в пригодное для использования состояние, организовав вывоз с него хранящихся отходов.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по изложенным в иске по основаниям, уточнил срок вывоза отходов - до 01 октября 2012 года.
Представитель ответчика Минаков А.Б.(по доверенности) исковые требования не признал, поскольку на основании лицензии общество имеет право на обращение с отходами переработки нефти и нефтепродуктов. Принятые отходы нефтепереработки завезены не для захоронения, а временно складированы на период подготовки к использованию после обезвреживания. После обезвреживания, проведенного по договору с ООО " ......", продукты нефтепереработки будут использованы для пересыпки ТБО на полигоне. Считает, что действующим законодательством не установлено ограничений на осуществление деятельности по приему и временному складированию отходов нефтепереработки 3 и 4 класса опасности (на срок не более 6 месяцев) предприятием, обладающим соответствующей лицензией. Просил в иске отказать (л.д. 43).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росприроднадзора по Владимирской области Рыбина В.В. (по доверенности) иск прокурора поддержала, указав на выявленные нарушения в деятельности ответчика по размещению нефтешлама на полигоне для размещения ТБО. Прием ООО "СпецТехАвто" на комплексе по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. ...... отходов производства 3 класса опасности, не предусмотренных проектом, может повлечь нарушения в области охраны окружающей среды и санитарно эпидемиологического благополучия населения (л.д. 41-42).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Киселева Г.Н. (по доверенности) поддержала исковые требования. Пояснила, что при проведении повторной проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства ООО "СпецТехАвто" при эксплуатации полигона ТБО у д. ...... установлено, что на полигон приняты отходы с превышением токсичности смеси промышленных отходов с бытовыми по сравнению с токсичностью бытовых отходов; количество принятых отходов не согласовано с органами Роспотребнадзора; отходы складированы отдельно от твердых бытовых отходов; в программе производственного контроля не предусмотрен контроль проб поверхностных вод, отбор проб грунтовых и поверхностных вод на гельминтские и бактериологические показатели; лабораторный контроль качества почвы проводится не в полном объеме (л.д. 102-103).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В силу статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
статья 4
Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
статья 9
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию.
статья 12
4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
статья 14
3. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.
статья 28
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.05.2001 года N 16 введены в действие санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СП 2.1.7.1038-01 (далее Правила).
Согласно пункту 2.4 Правил, на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).
На основании пунктов 8.3, 8.4 Правил промышленные отходы 4 и 3 класса опасности могут приниматься в ограниченном количестве при условии складирования совместно с бытовыми.
При этом вопрос о количестве указанных отходов, принимаемых на полигон твердых бытовых отходов, решается организацией эксплуатирующей полигон, по согласованию с территориальным ЦГСЭН и утверждается в установленном порядке. Санитарно-эпидемиологическое заключение о совместном хранении и захоронении промышленных отходов и ТБО выдается территориальным ЦГСЭН на основе анализов лабораторий, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В судебном заседании установлено, что ООО "СпецТехАвто" является победителем торгов по реализации "Комплекса по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. ......", что подтверждается протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах торгов от 03.06.2010. По условиям конкурса победитель обязуется содержать и обеспечивать эксплуатацию и использование социально-значимого объекта в соответствии с его целевым назначением; производить переработку и захоронение твердых бытовых отходов только после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 14-16).
В связи с чем, 16.08.2010 между администрацией ...... и ООО "СпецТехАвто" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ...... для использования целях строительства "Комплекса по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. ......" сроком по 15.02.2033 года. По условиям договора арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 17-19).
ООО "СпецТехАвто" выдана лицензия от 18.11.2011 года на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности с указанием перечня отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность с конкретными видами обращения с отходами. Срок действия не ограничен (л.д. 69-91).
По договору от 05.06.2012 года (пункт 1) ответчик оказывает ООО " ......" услуги по временному хранению отходов производства и потребления III-IV классов опасности в местах осуществления деятельности, определенных лицензиями на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (л.д. 13).
Установлено, что с 14.07.2012 года ООО " ......" завезло отходы производства в виде нефтесодержащего шлама и эмульсии на территорию Комплекса, а ООО "СпецТехАвто" осуществляет хранение указанных отходов производства, в то время как по проекту ( ...... ......) Комплекс предназначен для приема твердых бытовых отходов, указанных в перечне (л.д. 23-25).
Согласно справке руководителя Управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 17.07.2012, составленной в присутствии прокурора, генерального директора ООО "СпецТехАвто" и других, на момент проверки объекта в южной части Комплекса подготовлена отдельная карта площадью примерно 15м*30м и глубиной около 3-4 метров, оборудован узел загрузки, организована дорога с твердым покрытием. В теле карты размещены отходы, содержащие нефтепродукты, обладающие ярко выраженным запахом дизельного топлива, на вид грязно-серые и маслянистые. Отходы размещаются непосредственно на геомембране, пленка не имеет защитного слоя из грунта или глины. Из представленной фото таблицы также усматривается наличие отмеченных нарушений и не опровергается объяснениями генерального директора ООО "СпецТехАвто" по данному факту (л.д. 22, 25-30).
За нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и строительства с учетом значительной степени общественной опасности совершенных нарушений, создающих потенциальную опасность наступления вредных последствий ответчик и его генеральный директор привлечены к административной ответственности, предусмотренной соответственно статьей 6.3 и частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях в виде штрафа.
Довод ООО "СпецТехАвто" о соответствии кодов ввезенных отходов производства выданной им лицензии опровергается имеющимися в материалах дела паспортами опасного отхода на шлам нефтеотделительных установок, всплывающую пленку из нефтеуловителей, шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефти, коды которых отсутствуют в представленной лицензии (л.д. 20, 21, 69-91,92).
Доказательств невозможности соблюдения ответчиком установленных требований проектной документации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Анализируя в совокупности приведенные выше доказательства во взаимосвязи их формы и содержания, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком требований проектной документации в части приема и дальнейшего хранения отходов производства 3 класса опасности, не предусмотренных проектом и лицензией.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Следует признать незаконной деятельность ООО "СпецТехАвто" по приему нефтесодержащих отходов от ООО " ......" для последующего хранения их на земельном участке с кадастровым номером ......
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует обязать ООО "СпецТехАвто" привести земельный участок с кадастровым номером ......, на котором осуществляется хранение нефтесодержащих шламов, в пригодное для использования состояние, организовав вывоз с него хранящихся отходов в срок до 01 октября 2012 года (с учетом ухудшения погодных условий).
Доводы представителя ответчика о возможности проведения мероприятий по обезвреживанию принятых нефтесодержащих отходов для дальнейшего использования суд не может принять во внимание, поскольку доказательств возможности проведения мероприятий по обезвреживанию отходов в кратчайшие сроки суду не представлено. Кроме того ответчик не имеет лицензии не только на обезвреживание (суду не представлено лицензии и на иную организацию, осуществляющую данную деятельность), но и на прием указанных отходов.
В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ООО "СпецТехАвто" в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере .......
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" по приему нефтесодержащих отходов от общества с ограниченной ответственностью " ......" для последующего хранения их на земельном участке с кадастровым номером 33 ......
Обязать общество с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" привести земельный участок с кадастровым номером ......, на котором осуществляется хранение нефтесодержащих шламов, в пригодное для использования состояние, организовав вывоз с него хранящихся отходов в срок до 01 октября 2012 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ......
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Тельцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.