Дело N 2-256/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Юрьев-Польский 2 мая 2012 года
Юрьев - Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего - судьи Бакрина М.Ю., при секретаре Гогиной Т.Ю., с участием прокурора Стигеевой К.С., представителя ответчика - Селиверстова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Владимирского природоохранного прокурора к сельскохозяйственному производственному кооперативу (далее СПК) "Шихобалово" об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 1 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Владимирского природоохранного прокурора обратился в суд с иском к СПК "Шихобалово" об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 1 февраля 2013 года.
В обоснование исковых требований указано, что основным видом деятельности СПК "Шихобалово" является сельскохозяйственное производство. В собственности СПК "Шихобалово" имеются нежилые помещения, расположенные в одноименном населенном пункте и в "адрес", которые используются хозяйством под размещение животноводческих ферм, механической мастерской, площадки зернотока. В "адрес" имеются 4 фермы и 2 животноводческих комплекса, в "адрес" - одна ферма. Фермы и животноводческие комплексы оборудованы вытяжными вентиляциями, являющимися источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку в производственном процессе от жизнедеятельности животных образуются и поступают в атмосферу: аммиак, метан, пыль меховая и пр.. В помещении мастерской размещается сварочный пост и кузница, первый оборудован вытяжной вентиляцией, являющейся источником выброса оксидов железа и марганца. Кузница оборудована кузнечным горном, работающим на угле, выброс загрязняющих веществ происходит через дымовую трубу, а именно в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: оксиды азота и углерода. Площадка зернотока в "адрес" оборудована четырьмя зерносушильными комплексами (КЗС), в процессе эксплуатации которых в атмосферу через дымовые трубы поступают загрязняющие вещества: оксиды азота и углерода. Каждый КЗС оборудован вытяжной вентиляцией, через которую в атмосферу выбрасывается пыль зерновая. При проведении в декабре 2011 года проверки установлено, что СПК "Шихобалово" осуществляет свою деятельность в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании прокурор Стигеева К.С. исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика Селиверстов О.В. иск признал, пояснив, что для получения разрешения необходимо произвести замеры на КЗС, а это возможно лишь по окончании уборки.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований - Управления Росприроднадзора по Владимирской области в судебное заседание не прибыл, представлен отзыв с просьбой удовлетворить иск и рассмотреть дело без их участия, срок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предлагается установить до ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии с их предписанием.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, надлежит придти к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц или Российской Федерации.
Осуществление СПК "Шихобалово" деятельности в отсутствие указанной выше разрешительной документации ведет к причинению вреда окружающей среде и нарушению прав граждан.
Тем самым также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Поэтому, предусмотренные законом основания для обращения прокурором в суд с рассматриваемым иском, наличествуют.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с ч.4 указанной статьи Закона, выбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источников допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.марта 2000 года N "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ), согласно п.8 того же Положения, обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Проведенной Владимирской природоохранной прокуратурой проверкой и в суде было установлено, что в собственности СПК "Шихобалово", занимающегося сельскохозяйственным производством, имеются нежилые помещения, которые используются хозяйством под размещение животноводческих ферм, механической мастерской, площадки зернотока. Фермы и животноводческие комплексы оборудованы вытяжными вентиляциями, являющимися источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку в производственном процессе от жизнедеятельности животных поступают в атмосферу: аммиак, метан, пыль меховая и пр.. В помещении мастерской размещается сварочный пост и кузница, первый оборудован вытяжной вентиляцией, являющейся источником выброса оксидов железа и марганца. Кузница оборудована кузнечным горном, работающим на угле, вследствие чего через дымовую трубу в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: оксиды азота и углерода. Площадка зернотока оборудована четырьмя КЗС, в процессе эксплуатации которых через дымовые трубы в атмосферу поступают загрязняющие вещества: оксиды азота и углерода, а также через вытяжную вентиляцию в атмосферу выбрасывается пыль зерновая. СПК "Шихобалово" осуществляет свою деятельность при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно приказу председателя СПК "Шихобалово" от ДД.ММ.ГГГГ ответственным за негативное воздействие на окружающую среду назначен "данные изъяты" Селиверстов О.В.
Из объяснения последнего видно, что при эксплуатации вышеуказанных объектов осуществляется выброс в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ, разрешения на выброс которых в СПК "Шихобалово" не имеется.
Постановлением государственного инспектора отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Владимирской области от 22 декабря 2011 года в связи с данными нарушениями "данные изъяты" СПК "Шихобалово" Селиверстов О.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
11 января 2012 года председателю СПК "Шихобалово" Владимирским природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства, в котором указывалось на недопустимость деятельности в отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Между тем, в настоящее время СПК "Шихобалово" по - прежнему осуществляет свою сельскохозяйственную производственную деятельность в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, приведенный анализ позволяет прийти к выводу о том, что иск и.о. Владимирского природоохранного прокурора является обоснованным.
Определяя предельный срок для получения ответчиком разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ до 1 февраля 2013 года, как об этом просит автор искового заявления, суд учитывает его разумность и достаточность для выполнения комплекса мероприятий, необходимых для получения такого разрешения, в том числе о которых пояснял и представитель ответчика, а также то, что он не лишает ответчика возможности получить данное разрешение в более короткое время.
В связи с этим иск и.о. Владимирского природоохранного прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать СПК "Шихобалово" получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 1 февраля 2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение месяца.
Судья: М.Ю. Бакрин
Решение вступило в законную силу 05 июня 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.