Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Синяковой Т.П.,
судей: Мурованной М.В., Черемисина Е.В.,
при секретаре Сутягиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Щукина А.А. к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Чаинском районе Томской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии
по апелляционной жалобе ГУ-ОПФР в Чаинском районе Томской области на решение Чаинского районного суда Томской области от 16.03.2012.
Заслушав доклад судьи Черемисина Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щукин А.А. ( /__/ г.р.) обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР в Чаинском районе Томской области о признании незаконным решения указанного пенсионного органа N125449 от 15.02.2012. Просил обязать ответчика включить в льготный трудовой стаж период его работы в качестве /__/ по вывозке угля и породы из разреза в Березовской автобазе Автоуправления производственного объединения по добыче угля "Северокузбассуголь" с 31.05.1984 по 20.06.1995 и признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган 10.11.2011. В обоснование иска указал, что имеет необходимый трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии с момента обращения за назначением пенсии.
В судебном заседании Щукин А.А. и его представитель Перевозчикова В.А. поддержали требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Сафронов В.Л. иск не признал и пояснил, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лишь водители, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе. Право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникает с момента обращения с соответствующим заявлением и не может быть признано ранее, чем с момента первоначального обращения.
Обжалуемым решением суд частично удовлетворил исковые требования Щукина А.А. Признал незаконным решение ГУ-ОПФР в Чаинском районе Томской области N 125449 от 15.02.2012 в части невключения в льготный трудовой стаж периодов работы в Березовской автобазе Автоуправления производственного объединения по добыче угля "Северокузбассуголь" с 31.05.1984 по 20.06.1995 /__/ на вывозке угля и породы из разреза. Признал за Щукиным А.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости с 06.02.2012.
В апелляционной жалобе представитель ГУ-ОПФР в Чаинском районе Томской области просит решение суда отменить. Указывает, что право на досрочную трудовую пенсию возникает у истца по достижении им 55-летнего возраста, т.е. с 28.05.2012. В то время как суд назначил истцу пенсию с 06.02.2012.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит судебное решение подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права.
По общему правилу, предусмотренному ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 названного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях?" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Вышеприведенные положения подп. 2 п. 1 ст. 27 и подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях?" предусматривают самостоятельные основания для снижения пенсионного возраста. По каждому из этих оснований пенсионный возраст может быть снижен не более чем на пять лет по сравнению с базовым возрастом, предусмотренным в ст. 7 указанного Федерального закона.
В п. 2 ст.28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях?" установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Данная норма предусматривает возможность повторного снижения пенсионного возраста по сравнению с тем, который установлен в подпунктах 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях?".
При этом закон не допускает снижения пенсионного возраста, установленного в подпунктах 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях?" пропорционально времени, отработанному в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при наличии стажа работы менее 15 лет в районах Крайнего Севера и менее 20 лет в приравненных к ним местностях.
Судом установлено, что стаж работы истца с тяжелыми условиями труда, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии на основании подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях?", составляет более чем 12 лет 6 месяцев. Данный вывод ответчиком не оспаривается. В то же время из материалов дела следует, что стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 11 лет 01 месяц 29 дней. Доказательства наличия такого стажа в большем размере истцом не представлены.
С учетом изложенного истец не приобрел право на снижение пенсионного возраста, предусмотренного подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях?", поскольку не соответствует критериям, установленным в п. 2 ст. 28.1 данного Федерального закона.
Право на досрочную трудовую пенсию возникло у истца по достижении им 55-летнего возраста, т.е. с 28.05.2012.
Вывод суда о возникновении такого права по достижении истцом возраста 52 лет 4 месяцев и о назначении ему пенсии с 06.02.2012 основан на неправильном применении вышеприведенных норм материального права.
Кроме того, в резолютивной части решения имеются недостатки, которые могут быть исправлены судебной коллегией путем изменения судебного акта.
В мотивировочной части решения суд пришел к выводу о том, что период работы истца в качестве /__/ по вывозке угля и породы из разреза в Березовской автобазе Автоуправления производственного объединения по добыче угля "Северокузбассуголь" с 31.05.1984 по 20.06.1995 подлежит включению в специальный трудовой стаж на основании подп.2 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях?".
Таким образом, данное требование разрешено судом в мотивировочной части, однако вывод об этом в резолютивной части решения отсутствует, что требует внесения в нее соответствующих дополнений.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чаинского районного суда Томской области от 16.03.2012 изменить, дополнив резолютивную часть решения следующим абзацем:
"Обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Чаинском районе Томской области включить в специальный трудовой стаж Щукина А.А. в связи с работой с тяжелыми условиями труда период его работы с 31.05.1984 по 20.06.1995 в качестве /__/ по вывозке угля и породы из разреза в Березовской автобазе Автоуправления производственного объединения по добыче угля "Северокузбассуголь" (с 20.02.1990 - Березовская автобаза производственного объединения по добыче угля "Северокузбассуголь", с 14.02.1994 - Березовская автобаза акционерного общества открытого типа "Березовская автобаза", с 03.06.1994 - акционерное общество открытого типа "Березовская автобаза").
Это же решение отменить в части признания за Щукиным А.А. права на досрочную трудовую пенсию по старости с 06.02.2012.
Принять в этой части новое решение, которым обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Чаинском районе Томской области назначить Щукину А.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с 28.05.2012.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.