Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Шефер Л.В.,
судей: Троценко В.А., Уваровой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске 16 августа 2011 года дело по иску прокурора Кожевниковского района в интересах Суздорфа В.А. к Администрации Чилинского сельского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе представителя третьего лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. (по доверенности от 01.04.2011) на решение Кожевниковского районного суда Томской области от 14 июня 2011 года.
Заслушав доклад судьи Троценко В.А., рассмотрев материалы дела, выслушав представителя процессуального истца прокурора Дашевскую О.С., возражавшую против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кожевниковского района Томской области в интересах Суздорфа В.А., /__/ года рождения, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Администрации Чилинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма не ниже установленной социальной нормы, т.е. не менее 17 кв. м общей площади по месту постановки Суздорфа В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств областного бюджета. В иске указал, что Суздорф В.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ Администрация Чилинского сельского поселения 01.08.2000 поставила Суздорфа В.А. на учет, как нуждающегося во внеочередном получение жилья. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В июне 2006 года Суздорф В.А. закончил обучение в /__/, зарегистрирован по месту жительства в /__/ с 12.04.2011 по 31.12.2011 по месту пребывания в /__/, работает в /__/. Суздорф В.А. своего жилого помещения не имеет. 11.05.2011 Суздорф В.А. обратился в прокуратуру Кожевниковского района с заявлением о защите его жилищных прав. В результате неисполнения ответчиком обязанностей по предоставлению жилого помещения нарушены жилищные права Суздорфа В. А., гарантированные ему ст. 40 Конституции РФ и ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суздорф В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен. В письменном заявлении иск поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Глава Администрации Чилинского сельского поселения Гречко В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.
Представитель третьего лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. (по доверенности от 01.04.2011) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве иск не признала, т.к. за Суздорфом В.А. было закреплено жилое помещение по адресу: /__/, которое из-за пожара стало непригодным для проживания. Администрация Томской области не имеет возможности предоставить денежные средства для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, у которых имелось закрепленное жилое помещение, так как это будет не целевым использованием денежных средств.
Суд на основании ст. 40 Конституции РФ, п. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 1, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22.08.2004), ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28 - ОЗ "О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", ч. 1, ч. 4 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188 - ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" иск удовлетворил. Возложил на Администрацию Чилинского сельского поселения Кожевниковского района Томской области обязанность предоставить Суздорфу В.А., /__/ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 кв. метров общей площади, за счет средств областного бюджета.
В кассационной жалобе представитель третьего лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением процессуального и материального права. Администрация Томской области не имеет возможности предоставлять денежные средства для приобретения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, у которых имелось закрепленное жилое помещение, т.к. это является нецелевым использованием бюджетных средств. Постановлением Главы Администрации Кожевниковского района Томской области от 29.02.1996 N 90 "Об определении Суздорф В.А. в детское государственное учреждение" за ним было закреплено жилое помещение.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие истца Суздорфа В.А., представителя ответчика Администрации Чилинского сельского поселения, представителя третьего лица Администрации Томской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение судом постановлено правильно, в соответствии с законом. Кассационная жалоба представителя третьего лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. удовлетворению не подлежит по следующему основанию.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22.08.2004) лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1 ст. 8 вышеуказанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно п.1, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
Согласно Закону Томской области от 11.09.2007 N 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов. Согласно ч.1 и ч.4 ст.6 данного Закона Томской области обеспечение государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения. Согласно ч. 7 ст. 6 Закона N188-ОЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Суд установил, что мать Суздорфа В.А., /__/ года рождения, уроженца /__/, Суздорф В. Н., умерла /__/, что подтверждено свидетельством о её смерти от 25.12.1995.
Постановлением Главы Администрации Кожевниковского района от 29.02.1996 N 90 Суздорф В.А. определен в /__/ и за ним закреплена жилая площадь в /__/.
Согласно справке Отделения государственного пожарного надзора Кожевниковского района МЧС России /__/ от 31.05.2011 в /__/ по
/__/, в жилом доме Суздорфа А.А. 03.08.1999 произошел пожар, в результате чего уничтожен жилой дом и имущество в нём.
Решением Кожевниковского районного суда Томской области от 02.09.1999 отец Суздорфа В.А. Суздорф А. А. /__/ в отношении Суздорфа В..
Суд установил, что Суздорф В.А. с 01.08.2000 состоит на учете в Администрации Чилинского сельского поселения в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилья в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, п.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159 - ФЗ. Это подтверждено справкой Главы Чилинского сельского поселения от 29.04.2011 N 60.
Следовательно, на момент лишения родительских прав отца Суздорфа В.А., когда ребенок остался без попечения родителей и на момент постановки на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, Суздорф В.А. не имел закрепленного за ним жилого помещения и был поставлен на учет именно как ребенок, не имеющий матери, отец которого лишен родительских прав.
Суд установил, что с 01.09.2004 по 30.06.2006 Суздорф В.А. обучался в /__/, с 26.03.2007 работает в /__/, что подтверждено свидетельством об обучении, справкой работодателя /__/.
Суздорф В.А. зарегистрирован 02.03.2007 по месту жительства в /__/, работает и зарегистрирован по месту пребывания с 12.04.2011 по 31.12.2011 по адресу:
/__/.
Отсутствие у Суздорфа В.А. на праве собственности жилого помещения подтверждено выпиской Кожевниковского отделения ОГУП "ТОЦТИ" от 26.04.2011, выпиской из ЕГРП от 25.04.2011.
Суд установил, что согласно решению Совета Чилинского сельского поселения от 12.10.2007 N 111, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17,0 кв. метров общей площади на одиноко проживающего.
До настоящего времени ему жилое помещение не предоставлено. Судом сделан правильный вывод о том, что в соответствии с вышеуказанными Федеральными законами и Законами Томской области ответчик должен предоставить Суздорфу В.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления за счет средств областного бюджета и обоснованно удовлетворил иск прокурора.
Довод в жалобе представителя третьего лица об отсутствии возможности выделить денежные средства для приобретения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, у которых имелось закрепленное жилое помещение, т.к. это является нецелевым использованием бюджетных средств, не может быть принят судебной коллегией во внимание, т.к. у Суздорфа В.А. нет закрепленного за ним жилья, он был поставлен на учет не в связи с тем, что лишился жилья вследствие пожара, а как ребенок, оставшийся без попечения родителей и на момент постановки на учет не имевший закрепленного за ним жилого помещения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется, поэтому кассационная жалоба представителя третьего лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 366, абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кожевниковского районного суда Томской области от 14 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя третьего лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.