Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
Председательствующего: Таратановой Л.Л.
Судей: Фархутдиновой Г.Р. Сафина Ф.Ф.
с участием прокурора: Крупновой А.И.
При секретаре: Гареевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Клявлиной И.Х. на решение Салаватского городского суда РБ от 21 февраля 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Клявлиной И. Х. к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании распоряжения N...-к от ... года незаконным, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - отказать.
Заслушав доклад председательствующей судьи Верховного суда РБ Таратановой Л.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клявлина И.Х. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование своих доводов указала, что она работала с мая 2010 года в качестве специалиста 1 категории Администрации городского округа г Салават РБ, в ее должностные обязанности входило лишение родительских прав ограничение в родительских правах, определение места жительства ребенка. За время работы под руководством Труновой Т.Я. каких-либо замечаний не получала. С февраля 2011 года отделом стала руководить 3.3. Абдуллина. В адрес истца стали поступать постоянные замечания. В начале июня 2011 года по ранее утвержденному графику истец должна была уйти в отпуск, однако, на основании док ладной записки начальника 3.3. Абдуллиной истцу было отказано в отпуске, связи со служебной необходимостью. Однако, все специалисты находились на своих местах, и истца можно было заменить. После того, как истец написала повторное заявление о предоставлении отпуска, истцу предоставили отпуск в 2 не дели. После ее выхода из отпуска, в первый же день поменяли должностные инструкции истца, без ее согласия и объяснений. На следующий день истца выселил из ее кабинета без объяснений. Далее последовали докладные записки, о том, что истец не выполняет свои должностные инструкции. На основании докладной записки начальника отдела опеки и попечительства 3.3. Абдуллиной истцу был объявлен выговор. Истец пыталась оспорить выговор и написала заявление с просьбой разобраться, вынесено решение, что выговор вынесен на законных основаниях. Позже истца неоднократно вызывали к заместителю глав Администрации городского округа города Салават СВ. Рахматуллину, где путем запугивания, психологического и морального воздействия требовали, чтобы истец написала заявление об уходе. После чего истцу вменили нарушение Федерального закона о муниципальной службе и Распоряжением главы Администрации городского округа г. Салават РБ 05.08.2011 истец уволена по инициативе работодателя по п.3 ч.1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ. Истец Клявлина И.Х. считает увольнение незаконным и не обоснованным, просит восстановить ее на работе в должности специалиста 1 категории отдела опеки и попечительства Администрации городского округа ... РБ. Взыскать с Администрации городского округа г. Салават РБ в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула ...., компенсацию морального вреда в сумме ...
При рассмотрении дела истец Клявлина И.Х. уточнила свои исковые требования и просила восстановить ее на работе на муниципальную должность специалиста 1 категории отдела опеки и попечительства администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан с 06 августа 2011 года, признав распоряжение ответчика от ... года N...-к незаконным. Взыскать с ответчика в ее пользу заработанную плату за время вынужденного прогула с ... года по день восстановления на работе, моральный вред в размере ... руб., взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с обращением в суд, за услуги представителя - адвоката Салаватского специализированного филиала ....
Решением Салаватского городского суда РБ от ... года исковые требования Клявлиной И.Х. к Администрации городского округа ...лики Башкортостан о признании распоряжения N...-к от ... года незаконным, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - удовлетворены частично. Признано распоряжение главы администрации городского округа ... Республики Башкортостан N...-к от ... года незаконным. Клявлина И.Х. восстановлена в должности специалиста 1 категории отдела опеки и попечительства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан. Взыскано с Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан в пользу Клявлиной И.Х. в счет оплаты времени вынужденного прогула сумму ... компенсации морального вреда сумму ....; судебные расходы в сумме ...., итого сумма в размере ....; в доход государства государственная пошлина в сумме ... руб. В остальной части иска отказано.
Кассационным определением Верховного суда РБ от 15.12.2011 указанное решение суда отменено и направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела, суду рекомендовано проверить степень тяжести совершенного проступка и обсудить вопрос о возможности заключения мирового соглашения между сторонами.
Суд вынес приведенное выше решение.
Апелляционное представление прокурора отозвано до начала слушания дела.
В апелляционной жалобе настаивается на заявленных требованиях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Клявлина И.Х., представителя Администрации ГО г. Салават РБ- Усманову Г.И., заслушав заключение прокурора Крупновой А.И., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия полагает об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы- без удовлетворения.
В силу ст. 84.1 ТК РФ, прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись.
В соответствии с п. 14 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях установленных ТК РФ и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
Частью 1 статьи 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, N6 которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и граждане обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона, устанавливающей ограничения, связанные с муниципальной службой, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, в частности, в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с пунктом 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, рудовой договор с муниципальным служащим может быть, также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных о дела, статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007N 25-ФЗ "О муниципальной
службе в РФ", муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Судом установлено, что Клявлина И.Х. распоряжением главы Администрации от ... года N...-к принята на должность муниципальной службы специалистом 1 категории отдела опеки и попечительства Администрации городского круга города Салават Республики Башкортостан, (л.д.13) З "О Трудовой договор N... с Клявлиной И.Х. заключен ... года, что подтверждается так же записью в трудовой книжке и копией трудового договора (л.д.5-7, 15-21).
Специалист 1 категории включен в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденный законом Республики Башкортостан от 23.12.2005 года N259-3 "О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в РБ", перечень муниципальных должностей муниципальной службы городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденный решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от17.04.2007 года N 1-20/269 "Об утверждении перечня муниципальных должностей муниципальной службы городского округа город Салават Республики Башкортостан". В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами и со ст.8 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ", ст. 6 Закона Республики Башкортостан "О муниципальной службе в РБ" специалист 1 категории муниципальной службы относится группе младших должностей муниципальной службы.
... года в адрес главы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан Гильманова Ф.Ф. принесен протест прокурора города Салават N5д-239-11 от 19.07.2011 "Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе", в котором сообщалось о нарушении специалистом 1 категории отдела опеки и попечительства Администрации Клявлиной И.Х. законодательства о муниципальной службе, которое выразилось в отсутствии в ее справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сведений о наличии у нее в банках каких-либо банковских счетов. Прокуратурой установлено, что Клявлиной И.Х. в Салаватском отделении N... Сбербанка России ОАО принадлежали следующие банковские счета N... остаток денежных средств, на котором на момент проведения проверки составлял ... коп., N... остаток денежных средств, на котором на момент проведения проверки составлял ...., N... остаток денежных средств, на котором на момент проведения проверки составлял ... коп., N... остаток денежных средств, на котором на момент проведения проверки составлял ...
27.07.2011 года Клявлиной И.Х. было предложено представить письменное объяснение по факту подачи неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
29.07.2011 Клявлина И.Х. извещена о проведении служебной проверки, что подтверждается ее подписью.
Объяснения по существу Клявлиной И.Х. были предоставлены 29.07.2011 года. В своем объяснении Клявлина И.Х. пояснила, что неуказанные в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего Республики Башкортостан вклады не были указаны ею по той причине, что работники отдела по работе с кадрами ей пояснили, что этого делать не нужно, и данный факт могут подтвердить другие специалисты отдела опеки и попечительства.
По результатам проведенной служебной проверки ... года комиссией составлена справка ... года, результаты которой рассмотрены в присутствии заместителя прокурора города Салават Серова Я.К.
Комиссия по проверке и заместитель прокурора города Салават Серов Я.К. предложили расторгнуть трудовой договор со специалистом 1 категории отдела опеки и попечительства Клявлиной И.Х. за несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой (предоставление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), а именно, непредставление в. разделе 3 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего Республики Башкортостан сведений о банковских счетах в Салаватском отделении Сбербанка России ОАО: N..., остаток денежных средств, на котором на момент проведения проверки составлял ... коп.; N... остаток денежных средств на котором на момент проведения проверки составлял ... N..., остаток денежных средств на котором на момент проведения проверки составлял ... коп.; N..., остаток денежных средств на котором на момент проведения проверки составлял ... коп.
С указанной справкой истец Клявлина И.Х. ознакомлена под роспись в день увольнения ... что подтверждается ее подписью на данной справке.
На основании справки по результатам служебной проверки от 29.07.2011 года Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан распоряжением главы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 05.08.2011 N112-к с Клявлиной И.Х. расторгнут трудовой договор N207 от 20.05.2010 на основании п. 3 ч.1 ст. 19, ч. 1 ст. 27 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и п. 14 ст. 81 ТК РФ (л.д. 14).
Согласно п. 3 ч.1 ст. 19 Закона помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя), в частности, в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 этого Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
По смыслу этого положения закона под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей.
Обязанность муниципального служащего, предусмотренная ч. 1 ст. 15 Закона, является условием пребывания на муниципальной службе, на что указывают положения ст. 13 Закона, устанавливающей ограничения, связанные с муниципальной службой, при несоблюдении которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе.
В связи с этим неисполнение соответствующей обязанности, а также ее ненадлежащее исполнение (например, предоставление указанных сведений с нарушением срока, установленного законом) может быть основанием для дисциплинарной ответственности муниципального служащего.
Согласно ч. 3 ст. 27 ФЗ "О муниципальной службе" порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Вместе с тем, по смыслу положений ст. ст. 13 и 15 ФЗ "О муниципальной службе" в их взаимосвязи, наступление соответствующего срока (30 апреля года, следующего за отчетным) не прекращает обязанность муниципального служащего по представлению соответствующих сведений, в связи с чем работодатель после этого срока вправе требовать от него исполнения этой обязанности, отказ от которого создает основания для расторжения трудового договора независимо от времени первого обнаружения факта несоблюдения данного ограничения.
Согласно положению содержащейся в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Такой подход обусловлен тем, что обязанность по предоставлению соответствующих сведений относится к числу антикоррупционных мер, что следует из ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 6 того же Закона к мерам по профилактике коррупции отнесено установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В силу ст. 19 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Статья 13 данного Закона предусматривает, что муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно ст. 15 Закона муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно ст. 8 ФЗ N273-Ф3 "О противодействии коррупции" от 25.12.2008, невыполнение муниципальным служащим обязанности по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, является правонарушением, влекущим освобождение муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 8 Закона РБ "О муниципальной службе в Республике Башкортостан", гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что к истцу было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с должности муниципальной службы специалиста 1 категории отдела опеки и попечительства Администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан.
Доводы истца и ее представителя о нарушении работодателем порядка увольнения не основаны на законе.
В соответствии с требованиями п. 1-2 ст. 193 ТК РФ до применения взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух дней письменное объяснение не предоставлено, составляется соответствующий акт. Непредставление объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
То есть, действительно, закон обязывает работодателя до применения к работнику взыскания, путем получения от работника письменного объяснения выяснить обстоятельства дисциплинарного правонарушения, а работнику предоставляет право объясниться с работодателем по этому поводу. Однако не предоставление работником объяснения, тем более - отказ работника от его предоставления, не препятствует применению взыскания.
Более того, сам по себе факт увольнения без получения от работника объяснения при наличии самого факта дисциплинарного правонарушения не является основанием к признанию увольнения незаконным, поскольку это не предусмотрено трудовым законодательством, которое в соответствующих правовых нормах императивно устанавливает - какие нарушения процедуры увольнения являются основанием для признания увольнения незаконным. Неполучение объяснения таковым основанием не является.
Таким образом, доводы истца и ее представителя о том, что у Клявлиной И.Х. работодатель не истребовал объяснение по результатам проведенной проверки, в распоряжении от 05.08.2011 N112-К о расторжении с истицей трудового договора и ее увольнении отсутствуют основания прекращения (расторжения) трудового договора (увольнений), также отсутствуют ссылки на документы, подтверждающие конкретные факты совершения работником виновных действий (акты, докладные записки, другие документы) суд считает не состоятельными по следующим основаниям.
Как видно из содержания распоряжения главы Администрации городского округа ... Республики Башкортостан N...-К от ... года в распоряжении в качестве основания увольнения истца приведена справка по результатам служебной проверки от ... года. Полный текст справки по результатам служебной проверки к распоряжению прилагается (л.д.14, л.д. 31).
Истец Клявлина И.Х. с полным текстом справки ознакомлена, о чем имеется ее подпись в справке (л.д. 33).
В связи с изложенным полагать, что в распоряжении главы администрации от ... года отсутствуют основания прекращения трудового договора, а также ссылки на документы, подтверждающие конкретные факты совершения работником виновных действий не представляется возможным.
Кроме того, в материалах дела имеется объяснение истицы Клявлиной И.Х. по факту нарушения ею положений ст. 19 Федерального Закона "О муниципальной службе в РФ" N25-ФЗ от 02.03.2007 года - несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой (л.д. 56).
... года Клявлина И.Х. извещена о проведении служебной проверки, что подтверждается ее подписью.
Из материалов дела, следует, что ... года Клявлиной И.Х. было предложено представить письменное объяснение по факту подачи неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Указанные доказательства, представленные ответчиком в подтверждение соблюдения процедуры увольнения истца, в ходе судебного разбирательства стороной истца не опровергнуты. В связи с чем у работодателя имелись все основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, и нарушения требований ст. 193 ТК РФ в действиях работодателя не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, было установлено, что при поступлении -на работу Клявлина И.Х. совершила те же нарушения и не отразила наличие денежных средств на своих счетах. В связи с чем, ею нарушены требования пп.9 п.1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 "О муниципальной службе в Российской Федерации". Указанные обстоятельства были приняты во внимание работодателем при принятии решения о расторжении трудового договора с Клявлиной И.Х.
Довод истца о давлении на нее со стороны работодателя в связи с неприязненным отношением и с целью увольнения истца не может быть признан состоятельным для отмены решения суда при доказанности наличия оснований для увольнения работника по инициативе работодателя.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы- без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского городского суда РБ от 21 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Клявлиной И.Х. - без удовлетворения
Председательствующий Таратанова Л.Л.
Судей: Фархутдинова Г.Р.
Сафин Ф.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.