Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Гизатуллина А.А.
Троценко Ю.Ю.
при секретаре Залимовой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Габбасова В.Б. на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2012 года, которым постановлено:
Габбасову В.Б. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального района Учалинский район РБ об обязании восстановить в льготном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ... года как ветерана боевых действий, отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Габбасов В.Б. обратился в суд с иском к администрации Муниципального района Учалинский район РБ о восстановлении нарушенных жилищных прав.
Свои требования истец мотивировал тем, что является участником боевых действий в Республике Афганистан, с составом семьи из четырех человек состоял в первоочередном списке на улучшение жилищных условий по ОАО "Учалинский ГОК" с ... года.
Постановлением главы администрации г.Учалы и Учалинского района РБ от ... года ему, как ветерану боевых действий, была предоставлена квартира, расположенная по адресу: ... общей площадью 41,0 кв.м. В данное время он проживает в этой квартире. Вместе с ним проживают его жена Габбасова Л.А., дочери Габбасова Ю.В. ... годар., Лиза ... годар. и сын Габбасов А.В. ... годар.
После предоставления квартиры он продолжал состоять в списке граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по ОАО "УГОК", ежегодно проходил перерегистрацию вплоть до ... года. После введения в действие ЖК РФ полномочия, по ведению списков граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и порядок предоставления субсидий были переданы в ведение администрации MP Учалинский район. ОАО "УГОК" передал данные списки также в администрацию города. В последующем он был исключен из списков граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ... года. На каком основании и по какой причине ему не известно. Какого либо решения или постановления не было. В ... года он вновь обратился с заявлением на имя главы администрации о восстановлении его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С ... года он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Истец полагает, что ответчик незаконно исключил его из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ... года. Иного жилья не имеет, в списках владельцев земельных участков под строительство жилого дома не числится. Субсидии, положенные ему как ветерану боевых действий, он не получал.
Просит обязать администрацию муниципального района Учалинский район РБ восстановить его в льготном списке граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, вставшего на учет до ... года, путем постановки на учет с ... года, то есть с момента исключения.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, Габбасов В.Б. обратился в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, указав, что субсидией положенной ему как ветерану боевых действия установленной федеральным законом "О ветеранах" он обеспечен не был. Считает, что ответчик незаконно исключил его из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ... года, в связи с чем он подлежит восстановлению в указанных списках.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного суда РБ представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ Курбанова А.Ф. возражала против апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ Курбанову А.Ф., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов:
1) ветераны Великой Отечественной войны,
2) ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий),
3) ветераны военной службы,
4) ветераны государственной службы,
5) ветераны труда.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах", предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
Так, п.3 ч.1 ст.16 ФЗ "О ветеранах", предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. настоящего Федерального закона.
Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 23.2. N 5-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ), в соответствии с которым с 1 января 2004 г. в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принимавших участие в боевых действиях и контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации начали действовать дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов боевых действий, в том числе первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако, согласно с п. 2 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
С учетом положений статей 1 и 6 Закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса РФ N 189-ФЗ от 29.12.2004г., ст.6 Жилищного кодекса РФ, учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г. осуществлялся на основании статей 30,31 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялось по месту работы, а по желанию - также и по месту их жительства. В соответствии со ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривалось в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме.
В силу положений ст.6 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ N 189-ФЗ от 29.12.2004г. с 1 марта 2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Статьями 49-59 ЖК РФ установлены порядок принятия на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, основания и порядок предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов по договорам социального найма, данный Жилищный кодекс введен в действие с 01 марта 2005г. Законом РФ N 189-ФЗ от 29.12.2004г. и положения вышеуказанных статей не распространяются на действующие до введения в действие Жилищного кодекса РФ жилищные взаимоотношения.
В силу п."к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с п.1 ст.29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Такая же норма содержится в п.п."а" п.7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984г. N335 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. N34, от 23 июля 1993 г. N726, от 28 февраля 1996 г. N 199).Как предусмотрено в ст.40 ЖК РСФСР, жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (ст.38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1989г.).
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992г. "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Жилое помещение, предоставляемое нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы, но не менее девяти квадратных метров на одного человека, кроме случаев предоставления жилых помещений одиноким гражданам (ст.33 ЖК РБ).
Судом 1 инстанции установлено, что Габбасов В.Б. был принят на учет нуждающихся в жилье согласно решению профкома Учалинского ГОК на основании его заявления и с ... года состоял в первоочередном списке на улучшение жилищных условий по ОАО "Учалинский ГОК".
В соответствии с постановлением администрации г.Учалы и Учалинского района РБ за N... от ... года "Об утверждении списков граждан на получение жилой площади освобожденный для повторного заселения", администрация г.Учалы и Учалинского района РБ утвердила списки граждан на предоставление жилой площади освободившейся для повторного заселения по АОЗТ "Учалинский ГОК" и Габбасову В.Б. предоставлена квартира по адресу: ..., состоящему в первоочередном списке, как выполнивший интернациональный долг в ДРА, с составом семьи из четырех человек.
Таким образом, в ... года Габбасову В.Б. была представлена квартира в переделах норм, установленных действующими в тот период ЖК РСФСР и ЖК РБ.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что исключение Габбасова В.Б. из числа граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, произведено в соответствии с нормами, действовавшего на то время жилищного законодательства, в связи с чем не имеется и оснований для восстановления истца в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с ... года.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Габбасова В.Б., - без удовлетворения.
Председательствующий Н.М. Мухаметова
Судьи А.А. Гизатуллин
Ю.Ю. Троценко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.