Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Галиева В.А.
Фархутдиновой Г.Р.
с участием прокурора Ишбулатовой Е.И.
при секретаре Тарасовой Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 марта 2012 г., которым постановлено:
иск прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника удовлетворить.
Признать бесхозным скотомогильник, расположенный по адресу, Галиакберовский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ в д. Галиакберово с правой стороны от автодороги д. Галиакберово-д. Ямаш.
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозного недвижимого имущества ? скотомогильника, расположенный по адресу, Галиакберовский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ в д. Галиакберово в правой стороны от автодороги д. Галиакберово-д. Ямаш.
Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильник, расположенный по адресу, Галиакберовский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан в д. Галиакберово с правой стороны от автодороги д. Галиакберово-д. Ямаш в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5м с устройством вала из вынутого грунта, устроить над ямой на высоте 2,5 м навес длиной 6 м, шириной 3 м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества-скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника. Требования мотивированы тем, что на территории сельского поселения Галиакберовский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ в д. Галиакберово, с правой стороны от автодороги д. Галиакберово-д.Ямаш находится эксплуатируемый скотомогильник. Скотомогильник фактически являются бесхозными, порядок их использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Республики Башкортостан.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что действующее законодательства позволяет муниципальным образованиям иметь в собственности скотомогильники; суд, придя к выводу об отнесении бесхозяйных скотомогильников к республиканской собственности, должен был возложить обязанность по принятию их на учет и обустройству, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а не на Правительство Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Ишбулатову Е.И., представителя Управления ветеринарии Республики Башкортостан - Махмутову Л.А., представителя ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Башкортостан - Янгирову А.А., представителя Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан - Шагимуратову Г.И., просивших в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия находит, решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в ходе проведения прокуратурой Бурзянского района Республики Башкортостан проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установлено, что на на территории сельского Бурзянский район РБ в д. Галиакберово, с правой стороны от автодороги д. Галиакберово-д. Ямаш находится эксплуатируемый скотомогильник.
В нарушение п.п.5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, территория скотомогильников не огорожены глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован. Яма не выложена из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала с выведением выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки.
В нарушении требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильники расположенные на территории сельского поселения Старомунасиповский сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, отсутствует (л.д. 5-7)
Установлено, что вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества (л.д. 8-9).
Судом установлено, что имеющееся на территории муниципального образования места захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального района не состоят.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований истца, поскольку скотомогильники (биотермические ямы) - это имущество, имеющее своим первичным назначением не предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в общем, а имущество необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. На основании вышеизложенных норм действующего законодательства, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидацию болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных никак не отнесено к вопросам местного значения уровня поселений и муниципальных районов. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Республики Башкортостан о том, что суд, придя к выводу об отнесении бесхозяйных скотомогильников к республиканской собственности, должен был возложить обязанность по принятию их на учет и обустройству, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а не на Правительство Республики Башкортостан, являются необоснованными, поскольку Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 12 июля 2007 г. N УП-335, осуществляет права собственности земельных ресурсов и государственного учета имущества, принадлежащего Республике Башкортостан, и ведет Реестр госимущества Республики Башкортостан, и, исполняет возложенные на указанное Министерство функции в пределах полномочий, предоставленных Правительством Республики Башкортостан, которое в соответствии со ст. 12 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 г. N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" управляет и распоряжается государственной собственностью Республики Башкортостан в соответствии с законами Республики Башкортостан, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республики Башкортостан в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; принимает меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил доказательства, правильно применил нормы права и вынес законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: В.А. Галиев
Г.Р. Фархутдинова
Справка: судья Сиражитдинова И.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.