Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З. Ш.,
при секретаре судебного заседания - Хусаиновой Л. М.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.01.2009 N 9 "Об организации ведения мониторинга водных объектов на территории Республики Башкортостан",
УСТАНОВИЛ:
16 января 2009 года Правительством Республики Башкортостан принято постановление N 9 "Об организации ведения мониторинга водных объектов на территории Республики Башкортостан".
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2010 N 527 в названное постановление Правительства Республики Башкортостан внесены изменения.
Текст постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.01.2009 N 9 "Об организации ведения мониторинга водных объектов на территории Республики Башкортостан" опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" от 06.04.2009 N 7 (301), ст. 405.
Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании пункта 1 постановления Правительства от 16.01.2009 N 9 несоответствующим закону и недействующим.
В обоснование требований прокурор указал, что пунктом 1 постановления Правительства РБ от 16.01.2009 N 9 на территории Республики Башкортостан организовано проведение регулярных наблюдений (мониторинга) за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Башкортостан, а также водных объектов и гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Башкортостан и находящихся как в собственности Республики Башкортостан, так и муниципальных образований республики.
Между тем, в силу части 8 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 N 219 (в редакции от 14.11.2011 N 933) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга, организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований.
Прокуратурой республики 06.04.2012 в Правительство Республики Башкортостан принесен протест.
На основании изложенного, прокурор просил признать недействующим пункт 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.01.2009 N 9 "Об организации ведения мониторинга водных объектов на территории Республики Башкортостан".
В ходе судебного заседания от представителя Правительства Республики Башкортостан Ступина С. П., действующего на основании доверенностей от ... года N... с правом передоверия и от ... года N... в порядке передоверия, поступило ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с тем, что постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 июня 2012 года N 198 в оспариваемое прокурором Республики Башкортостан постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2009 года N 9 "Об организации ведения мониторинга водных объектов на территории Республики Башкортостан", внесены изменения и в новой редакции оспариваемый прокурором пункт не противоречит законодательству.
В обоснование заявленного ходатайства представитель Правительства Республики Башкортостан Ступин С. П. представил надлежащим образом заверенную копию постановления Правительства РБ от 18 июня 2012 года N 198 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Башкортостан от 16.01.2009 N 9 "Об организации ведения мониторинга водных объектов на территории Республики Башкортостан".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Башкортостан Янгиров Л. С., действующий на основании доверенности от ... года N..., заявил о согласии на прекращение производства по делу, поскольку Правительством республики принят нормативно-правовой акт, вносящий изменения в оспариваемый пункт постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.01.2009 N 9 "Об организации ведения мониторинга водных объектов на территории Республики Башкортостан". Согласно внесенным изменениям нормативно-правовой акт не противоречит действующему законодательству.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Башкортостан находит ходатайство представителя Правительства Республики Башкортостан подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 4 ст. 152 ГПК РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 215, 216, 220, абзацами 2-6 ст. 222 настоящего Кодекса, производство по делу в предварительном судебном заседании может быть приостановлено или прекращено, заявление оставлено без рассмотрения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления, в том числе, если в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы других лиц.
Как установлено судом, оспариваемый прокурором Республики Башкортостан пункт 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.01.2009 N 9 изложен в новой редакции, в которую добавлено исключение, установленное Водным кодексом Российской Федерации, а именно на территории республики организовано проведение регулярных наблюдений (мониторинга) за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Башкортостан и находящихся в собственности как Республики Башкортостан, так и муниципальных образований республики.
Согласно действующему законодательству правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав или обязанностей являться не могут и, следовательно, не могут повлечь каких-либо нарушений, охраняемых законом прав и свобод граждан, юридических лиц. Поэтому, если ко времени рассмотрения заявленного требования оспариваемый правовой акт (отдельная его часть) прекратил свое действие, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с абзацем 1 статьи 220 ГПК РФ, поскольку такое требование не может быть рассмотрено в судебном порядке.
В данном случае оспариваемый прокурором пункт нормативно-правового акта в прежней редакции утратил свою силу и издан в новой, не противоречащей федеральному законодательству редакции.
Вместе с тем, граждане и юридические лица не лишены возможности обращения за судебной защитой в соответствии со ст. 12 ГК РФ, если считают, что в результате применения этого нормативного акта, прекратившего свое действие, были нарушены их права.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 152, абзацем 1 ст. 220, ст. 221 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.01.2009 N 9 "Об организации ведения мониторинга водных объектов на территории Республики Башкортостан".
Сторонам разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 15 дней со дня его принятия.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З. Ш. Касимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.