Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - Хусаиновой Л. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2011 года N 486 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2012 год",
УСТАНОВИЛ:
20.12.2011 Правительством Республики Башкортостан принято Постановление N 486 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2012 год" (далее - Постановление).
Текст Постановления опубликован в Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2012 N 12 (378).
18 апреля 2012 года прокурор Республики Башкортостан обратился в Кировский районный суд г. Уфы РБ с заявлением о признании отдельных положений Постановления несоответствующими федеральному законодательству.
В обоснование заявленных требований прокурор Республики Башкортостан указывает, что приведенные в Постановлении нормативы не соответствуют нормативам, установленным Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011. N 856 (далее по тексту - Федеральная программа).
Разделом 4 Республиканской программы установлены нормативы объемов медицинской помощи для обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по ее видам на одного человека в год, в частности, для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров - 0,539 пациенто-дня, для стационарной помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 2,67 койко-дня.
Между тем, установленные разделом IV Федеральной программы нормативы объема медицинской помощи для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, составляют 0,59 пациенто-дня, для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 2,78 койко-дня.
Установленные пунктом 6.2 Республиканской программы подушевые нормативы финансового обеспечения реализации Программы составляют в среднем 7313,5 рублей на одного человека в год, из них 4652,64 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, 2660,86 рублей - за счет средств бюджета республики.
Однако установленные разделом V Федеральной программы подушевые нормативы финансового обеспечения составляют 7633,4 рубля на одного человека в год, из них 4102,9 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования, 3530,5 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 3 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе, предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
Согласно п. 4 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с 01.01.2011 по 31.12.2012 территориальная программа обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Дополнительные основания, виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, а также связанные с ними объемы страхового обеспечения утверждаются территориальной программой обязательного медицинского страхования раздельно от установленных оснований, видов, условий оказания медицинской помощи, перечня страховых случаев, объемов соответствующего страхового обеспечения базовой программой обязательного медицинского страхования.
Между тем, Республиканская программа устанавливает общие нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на 1 человека в год, а не для отдельных заболеваний и состояний здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования.
На основании изложенного, прокурор Республики Башкортостан просил признать абзацы 4, 5 раздела 4, пункт 6.2 раздела 6 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2011 N 486, противоречащими федеральному законодательству и недействительными.
Определением судьи Кировского районного суда г. Уфы от 12 мая 2012 года данное гражданское дело направлено по подсудности в Верховный Суд Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Башкортостан Исмагилов Р. Р., действующий на основании доверенности от ... года N... заявление прокурора Республики Башкортостан поддержал, просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Султанбекова А.Р.(доверенности от ... года N... с правом передоверия и от ... года N... в порядке передоверия) просила отказать в удовлетворении требований прокурора, ссылаясь на дефицит бюджета Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в деле, проанализировав их доводы и возражения, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 80 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты; требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности медицинской помощи.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, и устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 4 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года территориальная программа обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Дополнительные основания, виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, а также связанные с ними объемы страхового обеспечения утверждаются территориальной программой обязательного медицинского страхования раздельно от установленных оснований, видов, условий оказания медицинской помощи, перечня страховых случаев, объемов соответствующего страхового обеспечения базовой программой обязательного медицинского страхования.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 года N 856.
Разделом 4 Федеральной программы установлены нормативы объема, в том числе, для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров - 0,59 пациенто-дня, для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 2,78 койко-дня,
Разделом 5 Федеральной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:
на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 рубля;
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 рубля, в том числе 169,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 рублей, в том числе 470,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 рубля, в том числе 1167 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), установлены в расчете на 1 человека в год, и составляют в среднем 7633,4 рубля, из них: 4102,9 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования; 3530,5 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов
Разделом 1 Федеральной программы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральной программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2012 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования), в которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Федеральной программой соответствующих нормативов, определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Постановлением, отдельные положения которого оспариваются Прокурором Республики Башкортостан, утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2012 год (далее по тексту - Республиканская программа).
В абзаце 4 раздела 4 Республиканской программы установлен норматив объемов медицинской помощи для обеспечения потребности граждан в медицинской помощи для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,539 пациенто-дня; для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,670 койко-дня (абзац 5 раздела 4).
В пункте 6.2 раздела 6 Республиканской программы предусмотрены подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на одного человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7313,50 рубля, из них:
4652,64 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо;
2660,86 рубля - за счет средств бюджета Республики Башкортостан, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, при туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также средств, предусматриваемых на содержание медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации в Республике Башкортостан на 2012 год, и на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации указанной программы.
Сравнительный анализ указанных выше положений Федеральной и Республиканской программ свидетельствует о том, что субъектом Российской Федерации нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат и подушевые нормативы установлены в размере ниже, чем это предусмотрено Федеральной программой.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу требований Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральной программы принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные программы должны соответствовать положениями Федеральной программы, в них не может быть предусмотрен меньший гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, утверждение в заявлении прокурора Республики Башкортостан о несоответствии оспариваемых им положений федеральному законодательству, является правильным.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан,
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора Республики Башкортостан.
Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу абзацы 4, 5 раздела 4, пункт 6.2 раздела 6 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2011 N 486.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З. Ш. Касимова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.