Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 02 августа 2011 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Козловой Н.В.
судей Гизатуллина А.А.
Железнова О.Ф.
при секретаре Салимове И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан 02 августа 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Совета ГО г. Кумертау на решение Кумертауского городского суда РБ от 10 мая 2011 года, которым постановлено:
признать п. 1.1 решения Совета ГО г. Кумертау РБ "О внесении изменений в решение Совета ГО г. Кумертау РБ от 24.02.2010 г. N 33-14 "Об определении размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории ГО г. Кумертау РБ" от 24.02.2011 г. N 46-14 недействующим со дня его принятия.
Заслушав доклад председательствующего Козловой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кумертау обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о приведении в соответствие с федеральным законодательством положений нормативного правового акта, указав в его обоснование, что решением Совета ГО г. Кумертау РБ "О внесении изменений в решение Совета ГО г. Кумертау РБ от 24.02.2010 г. N 33-14 "Об определении размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории ГО г. Кумертау РБ" от 24.02.2011 г. N46-14, были внесены изменения в части установления размера арендной платы на указанные земельные участки. Так, в соответствии с п. 1.1 решения Совета от 24.02.2011 г. N 46-14, абз. 1 п. 3 решения Совета от 24.02.2010 г. N 33-14 излагается в следующей редакции: "3. Установить, что по договорам аренды земельных участков, заключенных до 01 января 2009 года, и дополнительным соглашениям о присоединении к данным договорам аренды земельных участков, где размер арендной платы устанавливается без учета кадастровой стоимости земельных участков, расчет арендной платы на 2010-2011 годы за земельные участки осуществляется на основании базовой ставки арендной платы за земли, находящиеся на территории ГО г. Кумертау РБ с учетом дифференциации по местоположению и зонам градостроительной ценности, утвержденных настоящим решением". Как указал прокурор в своем заявлении, приведенный выше п. 1.1 решения Совета от 24.02.2011 г. N 46-14 не соответствует требованиям закона и подлежит изменению по следующим основаниям. Постановлением Правительства РБ от 20.01.2011 г. N 5 "О внесении изменений в Постановление Правительства РБ от 22.12.2009 г. N480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена", п. 3 Постановления Правительства РБ от 22.12.2009 г. N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена", излагается в следующей редакции: "3. Установить, что по договорам аренды земельных участков, заключенным до 01 января 2009 года, и дополнительным соглашениям о присоединении к данным договорам аренды земельных участков, где размер арендной платы устанавливается без учета кадастровой стоимости земельных участков, расчет размера арендной платы на 2010-2011 годы за земельные участки осуществляется на территории муниципальных районов и городских округов РБ на основании средней ставки арендной платы за земли, дифференцированной с учетом территориально-экономической зоны в соответствии с градостроительным регламентом, категории арендаторов и вида функционального использования объекта, или на основании ставки арендной платы за землю по зонам градостроительной ценности и экономико-планировочным районам в зависимости от видов функционального использования и типов объектов". На основании изложенного, прокурор просил признать п. 1.1 решения Совета ГО г. Кумертау РБ от 24.02.2011 г. N 46-14 не действующим в связи с несоответствием его требованиям закона.
Суд 10 мая 2011 года вынес приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, Совет ГО г. Кумертау РБ обратился с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об его отмене ввиду незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив ее доводы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения, а доводы кассационной жалобы - без удовлетворения в связи со следующим.
В обоснование принятого решения суд сослался на ст. 13 ГК РФ, предусматривающую, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными, а также на ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, согласно которой суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд также указал на разъяснения абз. 2 п. 24, п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", из которых следует, что поскольку согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу. Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Судом было установлено, что 24.02.2011 г. Советом ГО г. Кумертау РБ было принято решение "О внесении изменений в решение Совета ГО г. Кумертау РБ от 24.02.2010 г. N 33-14 "Об определении размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории ГО г. Кумертау РБ" N 46-14.
Решение Совета от 24.02.2011 г. N 46-14 было опубликовано в общественно-политической газете "Кумертауское время" от 01.03.2011 г. N 32 (8630) и вступило в законную силу.
Согласно п. 1.1 указанного решения Совета, абз. 1 п. 3 решения Совета ГО г. Кумертау РБ от 24.02.2010 г. N 33-14 излагается в следующей редакции: "3. Установить, что по договорам аренды земельных участков, заключенных до 01 января 2009 года, и дополнительным соглашениям о присоединении к данным договорам аренды земельных участков, где размер арендной платы устанавливается без учета кадастровой стоимости земельных участков, расчет арендной платы на 2010 - 2011 годы за земельные участки осуществляется на основании базовой ставки арендной платы за земли, находящиеся на территории ГО г. Кумертау РБ с учетом дифференциации по местоположению и зонам градостроительной ценности, утвержденных настоящим решением".
Пунктом. 3 Постановления Правительства РБ от 22.12.2009 г. N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции от 20.01.2011 г.) установлено, что по договорам аренды земельных участков, заключенным до 01.01.2009 г., и дополнительным соглашениям о присоединении к данным договорам аренды земельных участков, где размер арендной платы устанавливается без учета кадастровой стоимости земельных участков, расчет размера арендной платы на 2010-2011 годы за земельные участки осуществляется на территории муниципальных районов и городских округов РБ на основании средней ставки арендной платы за земли, дифференцированной с учетом территориально-экономической зоны в соответствии с градостроительным регламентом, категории арендаторов и вида функционального использования объекта, или на основании ставки арендной платы за землю по зонам градостроительной ценности и экономико-планировочным районам в зависимости от видов функционального использования и типов объектов.
В пп. "б" п. 1.2. Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства РБ, приведена формула расчета арендной платы, установленной без учета кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена.
АП = П * Б * Ки, где:
АП - размер арендной платы;
П - площадь земельного участка;
Б - базовая ставка арендной платы;
Ки - коэффициент, учитывающий категорию арендаторов и вид использования земельных участков.
На основании приведенных выше положений суд пришел к обоснованному выводу, что формула, приведенная в пп. "б" п. 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, полностью согласуется с п. 3 Постановления Правительства РБ от 22.12.2009 г. N480, в котором приведены правила расчета размера арендной платы за соответствующие земельные участки.
Вместе с тем, как следует из правил расчета размера арендной платы за вышеуказанные земельные участки, приведенных в п. 1.1 решения Совета от 24.02.2011 г. N 46-14, расчет арендной платы за земельные участки осуществляется на основании базовой ставки арендной платы за земли, находящиеся на территории ГО г. Кумертау РБ с учетом дифференциации по местоположению и зонам градостроительной ценности, утвержденных настоящим решением.
При этом формула расчета арендной платы, установленной без учета кадастровой стоимости земельных участков, и приведенная в абз. 2 п. 3 решения Совета ГО г. Кумертау РБ от 24.02.2010 г. N 33-14, полностью соответствует формуле, приведенной выше, установленной пп. "б" п. 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена.
В связи с такими обстоятельствами, суд обоснованно указал, что правила расчета, установленные п. 1.1 решения Совета от 24.02.2011 г. N 46-14, которым были внесены изменения в абз. 1 п. 3 решения Совета ГО г. Кумертау РБ от 24.02.2010 г. N 33-14, не соответствуют формуле, приведенной в абз. 2 п. 3 данного решения, а, следовательно, не соответствуют и содержанию п. 3 Постановления Правительства РБ от 22.12.2009 г. N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена", имеющего большую юридическую силу.
Исходя из сделанного судом вывода о несоответствии отдельного положения муниципального нормативного правового акта нормативному правовому акту субъекта РФ, имеющему большую юридическую силу, судебная коллегия соглашается с решением суда о том, что п. 1.1 решения Совета ГО г. Кумертау РБ "О внесении изменений в решение Совета ГО г. Кумертау РБ от 24.02.2010 г. N 33-14 "Об определении размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории ГО г. Кумертау РБ" от 24.02.2011 г. N 46-14, является недействующим со дня его принятия в связи с несоответствием его требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы о расчете арендной платы на основании Постановления Правительства РБ от 20.01.2011 г. "О внесении изменений в Постановление Правительства РБ от 22.12.2009 г. N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" не могут повлиять на переоценку вывода суда о несоответствии правил расчета, установленных оспариваемым п. 1.1 решения Совета от 24.02.2011 г. N 46-14, содержанию п. 3 Постановления Правительства РБ от 22.12.2009 г. N 480 (в ред. Постановления Правительства РБ от 20.01.2011 г. N 5) "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена", имеющего большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 347, 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кумертауского городского суда РБ от 10 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Совета ГО г. Кумертау - без удовлетворения.
Председательствующий Козлова Н.В.
Судьи Гизатуллин А.А.
Железнов О.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.