Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 18 февраля 2010 г.
(Извлечение)
Верховный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре - Сосновцевой С.Ю.
с участием прокурора - Ишбулатовой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6; ФИО 7, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО 8; ФИО 9, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО 10, ФИО 11 о признании отдельных положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2008 года N 157 "Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год" недействующими,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2008 года N 157 утверждена "Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год" (далее - Программа).
В пункте 1 Программы "Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами" говорится: "Необходимость решения вопроса переселения граждан из аварийного жилищного фонда программным методом обусловлена большим комплексом мероприятий и принятых решений, проводимых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Реализация программы позволит осуществить финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2007 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также получение финансовой поддержки за счёт средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд)".
В пункте 2 Программы "Цель и задачи Программы" сказано: "В рамках реализации Программы будут решаться следующие задачи: ? поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации?"
Жилой дом Х по улица город включён в эту программу в качестве дома, подлежащего ликвидации (сносу) как аварийный.
ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6; ФИО 7, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО 8; ФИО 9, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО 10, ФИО 11 обратились в суд с заявлением о признании отдельных положений этой программы недействующими, как противоречащими федеральному законодательству.
Основаниями этих требований заявители указывают следующее.
В программе говорится о поэтапной ликвидации многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. По этой причине, граждане, чьи дома будут снесены по этой программе, поставлены в неравное положение с теми, чьи дома были снесены до 1 марта 2005 года, т.е. до вступления в законную силу Жилищного Кодекса Российской Федерации. Заявители утверждают, что в то время, когда действовал Жилищный Кодекс РСФСР лицам, чьи дома подлежали сносу как аварийные, по отдельным лицевым счетам предоставлялись раздельные квартиры по норме 9 кв.м. на человека, а в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации размер площади, предоставляемых этим лицам квартир, соответствует размеру площади квартиры, занимаемой ими в аварийном доме.
Дом, в котором проживали заявители, по адресу: улица город, улица город, дом Х признан аварийным число месяц год. Они считают, что, поскольку в настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, вопрос о признании аварийным их дома, может быть поставлен заново в соответствии с этим Положением. В связи с тем, что в соответствии с указанным Положением техническое состояние их дома не проверялось, он не должен подпадать под действие этой программы, и не подлежит сносу как аварийный.
Заявители просят признать недействующими пункты 1 и 2 Программы в тех частях, где говорится о переселении граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2007 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и поэтапной ликвидации этих домов, а также положение этой Программы в части включения в неё дома, в котором они проживали, как подлежащего сносу.
В судебном заседании заявители свои требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц: Правительства Республики Башкортостан - Сергеева В.И. (доверенность от 15 апреля 2009 года N 277 - 655), Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (заказчик Программы) - Чанышева М.И. (доверенность от 25.11 2009 года N 09-10/3553), Министерства строительства, архитектуры и транспорта (разработчик Программы) - Гарипов И.Р. (доверенность от 7 декабря 2009 года N 04-05/486), Администрации городского округа г. Уфа (исполнитель Программы) - Жуков П.А. с требованиями заявителей не согласились, представив письменные возражения и поддержав доводы этих возражений устно в судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав одного из заявителей - ФИО 9, представителей заявителей - Представитель перечисленных заинтересованных лиц, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту "к" части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации и ст.5 Жилищного кодекса РФ - жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2,5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации, в противном случае действуют федеральные законы.
В соответствии с ч.2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ч.6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации установлено, что система органов государственной власти республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Статья 92 Конституции Республики Башкортостан устанавливает, что Правительство Республики Башкортостан является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство Республики Башкортостан возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан.
Статья 96 Конституции Республики Башкортостан устанавливает полномочия Правительства Республики Башкортостан. Пунктом 1 определяется, что Правительство Республики Башкортостан осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; пунктом 15 - осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией, федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 21 Закона Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан" от 14.03.2003г. N 474 -з (в ред. от 28.12.09г.) акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Башкортостан. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Башкортостан.
Таким образом, оспариваемое Постановление Правительства Республики Башкортостан издано в соответствующей закону форме.
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище Правительством Российской Федерации 22 января 2002 года принято Постановление N 33, которым утверждена подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", которая входит в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В этом постановлении рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации указанной подпрограммы принять участие в её финансировании за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств. Согласно разделу "Финансовое обеспечение подпрограммы" финансовые средства для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья формируются за счёт бюджетов различных уровней.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, установления правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путём создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции от 17 декабря 2009 года).
В соответствии со статьёй 14 этого Федерального закона, Фонд предоставляет финансовую поддержку за счёт своих средств при соблюдении субъектами Российской Федерации определённых условий, в том числе, согласно пункту 11 части 1 статьи 14 субъекты Российской Федерации должны иметь региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Как следует из преамбулы Программы, положения которой оспариваются заявителями, она утверждена Правительством Республики Башкортостан в целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, муниципальными образованиями Республики Башкортостан, выполнившими установленные Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условия предоставления финансовой поддержки за счёт средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, программа, некоторые положения которой оспариваются заявителями, утверждена компетентным органом в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным и республиканским законодательством, в целях реализации общегосударственных задач в области жилищного законодательства и во исполнение нормативно-правовых актов, принятых на федеральном уровне.
Заявители оспаривают пункты 1 и 2 Программы, в тех частях, где говорится о переселении граждан из жилых домов, признанных аварийными до 1 января 2007 года.
Статья 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" содержит требования, предъявляемые к региональным адресным программам по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Учитывая, что оспариваемое постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2008 года N 157 "Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год" принято в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", устанавливающим сроки признания жилых домов аварийными, Правительство Республики Башкортостан не имело правовых оснований устанавливать иные сроки, суд считает, что установление срока в этой Программе, в течение которого жилые дома должны быть признаны аварийными, как условие их ликвидации (сноса), - до 1 января 2007 года, федеральному законодательству полностью соответствует.
Заявители полагают, что их переселение в соответствии с оспариваемыми нормами в другое жилое помещение нарушает их права, т.к., если бы оно состоялось в период действия Жилищного кодекса РСФСР, то им бы предоставили жилое помещение большей площади, чем по нормам Жилищного кодекса РФ.
В данном случае заявители фактически выражают претензии по поводу несвоевременности решения вопроса об их переселении и о включении их дома в данную программу, как аварийного, несмотря на то, что он был признан таковым в период действия Жилищного Кодекса РСФСР.
Бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не лишает граждан требовать защиты их прав, в том числе в судебном порядке. Однако этот вопрос не может быть рассмотрен в рамках производства по оспариванию положений правительственной Программы, в которой предусмотрен снос ветхих строений, признанных аварийными до 2007 года.
Кроме того, в соответствии со ст.1-2 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на безопасное жилище. В этих целях используются бюджетные и иные, не запрещённые законом, источники финансирования.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Выселение по рассматриваемому основанию предусматривается в случае сноса многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение. Решение о сносе дома принимается органами государственной власти или органами местного самоуправления. Снос жилого здания может производиться, во-первых, в связи с государственными или муниципальными нуждами, обусловленными градостроительной документацией; во-вторых, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно отмечал, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, вместе с тем, Конституция Российской Федерации (статья 40, части 2 и 3) закрепляет, что малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических возможностей, имеющихся у государства (Постановление от 5 апреля 2007 года N 5-П, Определение от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О).
В своих судебных постановлениях Конституционный Суд указывал, что, реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений. Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие юридические факты, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. Эти факты должны быть подтверждены в установленном законом порядке. В частности, обязательным условием является принятие граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Для случаев предоставления жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своём Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьёй 40 (часть3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилье.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что выселение граждан из жилых помещений, занимаемых ими как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населённого пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации внеочередной характер обеспечения другим жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обуславливает в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильём (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности (Определение от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О).
Таким образом, условия, порядок и нормы предоставления другого жилого помещения в результате сноса аварийного жилья, определены нормами федерального законодательства. Конституционность этих норм проверена Конституционным Судом Российской Федерации, в результате чего они были признаны соответствующими Конституции Российской Федерации.
Оспариваемые заявителями нормы пункта 1 Программы, где говорится о том, чем обусловлена необходимость решения вопроса переселения граждан из аварийного жилищного фонда, и пункта 2 Программы о её целях и задачах, вопросы по условиям, порядку и нормам предоставления жилого помещения гражданам, переселяемым из аварийного жилого дома, не регулируют. Указание в них срока, в течение которого должны быть признаны аварийными и подлежащими сносу жилые дома, из которых Программой предусмотрено переселение, проживающих в них граждан, не свидетельствует об ущемлении прав заявителей по размеру предоставляемой жилой площади в результате такого переселения.
Заявители заявители, проживавшие по договору социального найма в двух комнатах трёхкомнатной квартиры улица город, выражают своё несогласие с включением его в Программу по признаку аварийности. При этом они полагают, что вопрос о признании их дома аварийным следовало вновь рассматривать в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Поскольку в этом порядке данный вопрос не рассматривался, включение его в программу поэтапной ликвидации, по их мнению, является незаконным.
С этим утверждением суд согласиться не может.
Как видно из Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 года N 494) им утверждается указанное Положение в соответствии со ст. 15 и 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федерального закона от 23.07.2008 года N 160-ФЗ).
Статья 32 Жилищного кодекса Российской федерации регламентирует порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе и при признании в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункты 10-12).
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Постановление Правительства от 28 января 2006 года N 47), на которое ссылаются заявители, издано во исполнение приведённых норм Жилищного кодекса Российской Федерации, введённого в действие с 1 марта 2005 года.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Из этой нормы следует, что в указанный перечень многоквартирных домов должны входить не только дома, признанные аварийными с момента вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года) или с момента издания Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, но и дома, признанные аварийными и до вступления в действие этих нормативных правовых актов, причём период времени, с которого аварийные дома могут быть включены в Программу, приведённой нормой Федерального закона не ограничен.
Основным условием, установленным пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", для признания многоквартирных домов аварийными, является признание их таковыми до 1 января 2007 года в установленном порядке. Конструкция этой правовой нормы указывает на то, что в ней имеется в виду порядок, действовавший на момент признания многоквартирного дома аварийным. Вместе с тем, вопросы о законности признания жилого дома аварийным, в том числе и вопрос о соблюдении этого порядка не подлежат проверке в рамках данного гражданского дела. Программа содержит перечень аварийных домов, а не решает вопросы признания того или иного дома аварийным.
Согласно акту межведомственной комиссии от число месяц год года, утверждённому постановлением главы Администрации района города от число месяц год года Х жилые помещения, расположенные в доме по адресу: Республика Башкортостан, улица город, улица город, дом Х, отнесены к категории аварийных и подлежащих расселению.
Верховным судом при рассмотрении данного дела исследовано гражданское дело районного суда по иску ФИО 1 к Администрации района города о признании права собственности. Согласно решению районного суда от число месяц год года, вступившему в законную силу число месяц год года, в суд не были представлены доказательства в опровержение аварийности жилого помещения, расположенного в этом доме.
Заявители не обращались в соответствующие органы с просьбой о проведении обследования жилого дома на предмет пригодности или непригодности для проживания в нём в порядке, установленном Постановлением Правительства от 28 января 2006 года N 47, что они подтвердили в судебном заседании Верховного суда при рассмотрении настоящего дела. Кроме того, не установлено, что дом, в котором проживали заявители, по обращению компетентных органов признан в этом порядке пригодным для проживания.
Вместе с тем, согласно пункту 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, основанием проведения оценки соответствия помещения для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заявление собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесённым к их компетенции.
Поскольку законность акта межведомственной комиссии от число месяц год года о признании жилого дома Х по улица город не оспаривалась ни заявителями, ни компетентными органами в установленном законом порядке, более того, вопрос об аварийности жилого дома Х по улица город уже был исследован в районного суда , решением которого, вступившим в законную силу, установлено, что нет оснований считать, что этот жилой дом, признанный ещё в 1999 году аварийным, в котором в последствии не был проведён капитальный ремонт, ибо обратное не доказано, стал пригодным для проживания в 2009 году, суд считает, что включение его в Программу, как аварийного и подлежащего ликвидации (сносу) является законным.
Нельзя признать обоснованным и утверждение заявителей о том, что согласно п.1 ч.2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могут быть включены многоквартирные дома, признанные до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными, если к собственникам помещений в таком доме предъявлено требование о его сносе, а в связи с тем, что это требование не предъявлено, дом, в котором проживали заявители, не должен быть включён в Программу.
Заявители собственниками дома не являются, они - наниматели социального жилья, которое находится в собственности городского округа город Уфа. Следовательно, вопрос о предъявлении требований к собственнику жилья о сносе дома, прав заявителей не затрагивает.
Кроме того, представитель городского округа г. Уфа подтвердил в судебном заседании, что вопрос о сносе этого дома был согласован как с городским округом, так и с гражданами, приватизировавшими жилые помещения, каких - либо заявлений и жалоб от этих граждан не поступало, они согласны со сносом дома.
Таким образом, сравнительный анализ оспариваемых положений с нормами федерального законодательства приводит к выводу о том, что оспариваемые нормы приняты республиканским законодателем в пределах его компетенции, федеральному законодательству или нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, права заявителей не нарушают.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, Верховный суд Республики Башкортостан
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6; ФИО 7, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО 8; ФИО 9, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО 10, Никифорова М.А. о признании недействующими, как противоречащие федеральному законодательству, пунктов 1 и 2 "Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год", утверждённой Правительством Республики Башкортостан от 14 мая 2008 года N 157 в той части, где говорится о переселении граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также пункта этой Программы, в котором дом Х по улица город включён в перечень домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан З.Ш. Касимова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.