Постановление Президиума Верховного суда Республики Башкортостан от 18 августа 2010 г.
(Извлечение)
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х.
членов президиума Иткулова М.А., Кондрашовой Н.М., Медведева Б.Н.,
Мустаева М.Ф.
с участием заместителя прокурора Республики Башкортостан Логинова В.М.
рассмотрел надзорную жалобу осужденного СА о пересмотре приговора Октябрьского городского суда РБ от 22 декабря 2008 года и определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РБ от 30 июля 2009 года,
Заслушав доклад судьи Валиуллина И.Ф., а также мнение прокурора Логинова В.М. о внесении изменений в судебные решения, президиум
УСТАНОВИЛ:
Приговором Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2008 года
СА, 26 марта 1973 года рождения, имеющий средне-специальное образование, имеющий малолетнего ребенка, работавший слесарем монтажником в ООО "Монт", судимый7 августа 2002 года по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 4 годам лишения свободы, 17 декабря 2004 года неотбытая часть наказания заменена на 1 год 8 месяцев исправительных работ,
осужден к лишению свободы:
- по ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ по преступлению от 25 июля 2007 года на 7 лет;
- по ч. 3 ст. 30 и п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ по преступлению от 27 августа 2007 года на 6 лет;
- по ч. 1 ст. 30 и п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ по преступлению от 2 сентября 2007 года на 6 лет по совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ на 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчисляется с 3 сентября 2007 года.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июля 2009 года приговор изменен - действия СА переквалифицированы с ч. 3 ст. 30,п. п. "а", "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ на ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ и назначено 6 лет лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний назначено 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
С учетом внесенных изменений СА признан виновным:
- в пособничестве в покушении на сбыт 25 июля 2007 года ЗИ наркотических средств в крупном размере - героина массой 0,501гр.;
- в покушении на сбыт 27 августа 2007 года МИ наркотических средств в крупном размере - героина массой 0,537гр.;
- в приготовлении к сбыту 2 сентября 2007 года наркотических средств в крупном размере - героина массой 0,512гр.
Преступления совершены в г. Октябрьском РБ при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В надзорной жалобе СА просит приговор отменить. Указывает, что его вина в совершении покушений на сбыт наркотических средств не доказана, суд сослался на противоречивые показания свидетелей, не проверил его алиби, не вызвал и не допросил свидетелей, которые могли бы подтвердить эти алиби. Изъятые наркотики он хранил для себя, суд необоснованно расценил его действия как приготовление к сбыту. Кроме того, указывает, что неправильно установлен вес наркотика по первому эпизоду, исходя из погрешности взвешивания.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, президиум находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 409 и 382 УПК РФ основанием для отмены или изменения судебных решений является неправильное применение уголовного закона, в случае нарушения требований Общей части УК РФ, а также в случае применения не той статьи или не тех пункта и (или) части статьи Особенной части УК РФ.
Согласно правилам ч. 3 ст. 60 УК РФ при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Указанные требования закона в отношении СА судом выполнены не в полной мере.
Так, в качестве смягчающего наказание обстоятельства суд учел наличие у СА малолетнего ребенка.
Вместе с тем, по ч. 1 ст. 30 и п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ суд назначил СА максимальное наказание, которое можно назначить за приготовление к преступлению в соответствии с ч. 2 ст. 66 УК РФ.
Таким образом, сославшись на смягчающее наказание обстоятельство, суд фактически его при назначении наказание за приготовление к преступлению не учел.
Кроме того, действия СА по эпизоду от 25 июля 2007 года квалифицированы как действия с наркотическими средствами в крупном размере, поскольку он покушался на сбыт 0,501 гр. героина. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРУПНОГО И ОСОБО КРУПНОГО РАЗМЕРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТАТЕЙ 228, 228.1 И 229 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" героин составляет крупный размер, если его вес превышает 0,5гр.
Однако, как следует из справки об исследовании наркотического средства, добровольно выданного ЗИ, наркотическое средство находилось в трех пакетах массой 0,153гр., 0,185гр., 0,163гр. Общий вес составляет 0,501гр.
Как указано в справке об исследовании взвешивание пакетиков производилось на весах, имеющих погрешность+ 1мг (0,001грамма).
Таким образом, с учетом погрешности взвешивания трех пакетиков действительный вес наркотического средства находится в диапазоне от 0,498гр. до 0,502гр.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 14 УПК РФ о том, что все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого, действия СА. по преступлению от 25 июля 2007 года подлежат переквалификации на ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, как пособничество в покушении на незаконный сбыт наркотического средства - героина массой 0,498гр.
В остальной части приговор является законным и обоснованным.
Вывод суда о виновности СА в совершении преступлений, за которые он осужден, является правильным, основанным на исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательствах, не вызывающих сомнений в своей достоверности.
Из показаний свидетелей Т, АР
Данные показания свидетелей полностью согласуются с показаниями свидетеля ЗИ о приобретении им у СА за 900 рублей трех свертков с героином, которые он добровольно выдал сотрудникам милиции.
Вина СА по данному эпизоду подтверждается также: показаниями свидетелей Г, К, В об обстоятельствах проведения "проверочной закупки" наркотических средств у СА ; заключением эксперта, согласно которому порошкообразное вещество в трех фольгированных свертках, добровольно выданное ЗИ, является наркотическим средством - героин; данными протокола обыска в жилище СА, в ходе которого были обнаружены и изъяты мобильный телефон, четыре фольгированных отрезков без содержимого, два билета Банка России достоинством в 100 и 50 рублей, номера и серии которых впоследствии в ходе проведенного осмотра совпали с номерами и сериями билетов Банка России, использованных соответственно 25 июля и 27 августа 2007 года при проведении "проверочной закупки" в отношении СА, и другими доказательствами, приведенными в приговоре.
По эпизоду от 27 августа 2007 года вина СА в содеянном подтверждается: показаниями свидетеля НИ об обстоятельствах проведения 27 августа 2007 года "проверочной закупки" наркотических средств "покупателем" МИ у СА; показаниями свидетеля МИ о приобретении им у СА за 900 рублей трех фольгированных свертков с героином; показаниями свидетелей КУ. М. участвовавших в качестве понятых при личном досмотре "покупателя" (МИ), вручении ему ранее помеченных денежных средств и проведении "проверочной закупки"; заключением эксперта, согласно которому порошкообразное вещество в трех фольгированных свертках, добровольно выданное МИ, является наркотическим средством - героин; данными протокола обыска в жилище СА, в ходе которого были обнаружены и изъяты мобильный телефон, четыре фольгированных отрезков без содержимого, два билета Банка России достоинством в 100 и 50 рублей, номера и серии которых впоследствии в ходе проведенного осмотра совпали с номерами и сериями билетов Банка России, использованных соответственно 25 июля и 27 августа 2007 года при проведении "проверочной закупки" в отношении СА и другими доказательствами, приведенными в приговоре.
По эпизоду от 2 сентября 2007 года вина СА подтверждается: показаниями свидетеля Н, Б об обстоятельствах проведения обыска в жилище СА и обнаружения пачки сигарет "Тренд" с пятью фольгированными свертками со светлым порошком, денежных купюр достоинством в 50 рублей и двух - в 100 рублей; показаниями свидетелей ВА, С, С (ГИ) А.Р., подтвердивших факт обнаружения в квартире при обыске пачки из-под сигарет "Тренд" с пятью свертками с героином и 250 рублей; заключением эксперта, согласно которому порошкообразное вещество в трех фольгированных свертках, изъятое в ходе обыска в жилище у СА, является наркотическим средством - героин; заключением эксперта, установившим, что след пальца руки, обнаруженный на следовоспринимающей поверхности отрезка липкой ленты скотч, перекопированного с поверхности сигаретной пачки "Тренд", оставлен средним пальцем правой руки СА и другими доказательствами в приговоре.
Приведенные доказательства согласуются между собой и фактическими обстоятельствами дела, не содержат противоречий, обоснованно признаны судом достоверными, допустимыми и достаточными, поскольку полностью изобличают СА в содеянном и опровергают доводы жалобы в его защиту. Обстоятельства по делу исследованы в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Допустимость приведенных доказательств сомнений не вызывает, поскольку они добыты в установленном законом порядке.
Несмотря на отрицание СА своей вины, его вина полностью доказана показаниями допрошенных по делу свидетелей, которые являются подробными, последовательными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и объективно подтверждаются, имеющимися в материалах дела доказательствами. Сомневаться либо не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не имелось.
Оценив в совокупности, приведенные доказательства, суд правильно установил фактические обстоятельства дела. Действиям осужденного дана правильная правовая оценка.
При решении вопроса о мере наказания осужденному СА в виде лишения свободы суд учел характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности виновного, влияние назначенного наказания на его исправление и все обстоятельства дела.
Нарушений требований уголовно-процессуального закона, которые повлияли бы или могли бы повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 407 и 408 УПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Надзорную жалобу осужденного СА удовлетворить частично.
2. Приговор Октябрьского городского суда РБ от 22 декабря 2008 года и определение судебной коллегии по уголовным делам ФИО0 ФИО10от 30 июля 2009 года в отношенииСА изменить:
- переквалифицировать его действия по преступлению от 25 июля 2007 года с ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ на ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, по которой назначить 5 лет лишения свободы.
- наказание, назначенное СА по преступлению от 2 сентября 2007 года по ч. 1 ст. 30 и п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ смягчить до 5 лет 6 месяцев лишения свободы.
- по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, ч. 1 ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний назначить СА 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор и кассационное определение оставить без изменения.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Справка: судья З.
СК: Яковлев В.М. - предс.,
Фомин Ю.А. - докл.,
Абдуллин Р.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.