Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл от 05 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего: Семенова П.В.,
судей: Братухина В.В. и Медведевой И.А.,
при секретаре Токаревой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования "Волжский муниципальный район", председателя Собрания депутатов Волжского муниципального района Карпочева В.А. на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 января 2012 года, которым постановлено:
удовлетворить требования Волжского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону отдельных положений Устава муниципального образования муниципального образования "Волжский муниципальный район", утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования "Волжский муниципальный район".
Подпункты 4,5,6 ст.32.1, подпункт 8 п.2 ст.7, подпункт 6 п.3 ст.50, п.4 ст.71 Устава муниципального образования "Волжский муниципальный район", утвержденного решением Собрания депутатов, муниципального образования "Волжский муниципальный район" N 8-1 от 29 июня 2005 года (ред. от 27 апреля 2011 года) признать противоречащими закону, недействующими и неподлежащими применению.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волжский межрайонный прокурор обратился в Волжский городской суд с заявлением, которым просил признать противоречащими закону, недействующими и не подлежащими применению с момента принятия решения суда подпункты 4,5,6 ст.32.1, подпункт 8 п.2 ст.7, подпункт 6 п.3 ст.50, п.4 ст.71 Устава муниципального образования "Волжский муниципальный район", утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования "Волжский муниципальный район" N 8-1 от 29 июня 2005 года (ред. от 27 апреля 2011 года).
Прокурор свои требования мотивировал тем, что названные выше положения Устава подлежат изменению в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N3-Ф3 "О полиции".
Согласно с.2 ст.4 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Частью 5.1 статьи 40 данного Федерального закона закреплено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, не являются гарантиями осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления льготы и преимущества, установленные лицам, утратившим указанный статус.
Вышеуказанным требованиям федеральных законов не соответствуют п.4 ст.32.1 Устава, предусматривающий выплату ежемесячного денежного пособия в размере ежемесячного денежного содержания до устройства на новое место работы (службы) или оформления трудовой пенсии по старости или по инвалидности, но не более трех месяцев (с зачетом выходного пособия) главе муниципального района, замещающему должность на постоянной основе, при освобождении их от замещаемой должности в случае истечения срока полномочий и не избрания на должность на новый срок полномочий, а также п.5 ст.32.1 Устава, предусматривающий выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданину Российской Федерации, замещавшему должность главы муниципального района на постоянной основе.
Правила возмещения вреда жизни главы муниципального района, предусмотренные в п.6 ст.32.1 Устава, устанавливающие выплату компенсации членам семьи главы муниципального района в размере годового денежного содержания лица, замещавшего должность главы муниципального района, противоречат вышеуказанным правилам возмещения вреда, установленным Гражданским кодексом РФ.
Закон РФ от 18 апреля 1991 года N1026-1 "О милиции" утратил силу с 01 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 07 февраля 2011 года N3-Ф3 "О полиции".
Однако, в подпункте 8 п.2 ст.7, подпункте 6 п.3 ст.50, п.4 ст.71 Устава в нарушение положений федерального закона регулируется деятельность полиции.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования "Волжский муниципальный район", председатель Собрания депутатов Волжского муниципального района Карпочев В.А. просит решение отменить в части признания противоречащим закону, недействующим и неподлежащим применению п.5 ст.32.1 Устава муниципального образования "Волжский муниципальный район", полагая решение в данной части принятым с нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу участвовавший в рассмотрении дела прокурор просит жалобу оставить без удовлетворения и приводит доводы в пользу решения суда.
Заслушав объяснения главы муниципального образования "Волжский муниципальный район", председателя Собрания депутатов Волжского муниципального района Карпочева В.А., представителя Собрания депутатов Волжского муниципального района Ефремова А.А., просивших решение суда в обжалованной части отменить, прокурора Полозову Т.В. просившую решение оставить без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в обжалованной части на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, как постановленное с нарушением норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. "н" и "ж" ч. 1 ст.72 Конституции РФ вопросы установления общих принципов организации органов местного самоуправления; социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления осуществляется нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Положениями частей 1 и 4 ст. 7 указанного Федерального закона установлено что, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что решением Собрания депутатов Волжского муниципального района N8-1 от 29 июня 2005 года утвержден Устав муниципального образования "Волжский муниципальный район" (в ред. от 27 апреля 2011 года).
В соответствии с ч.1 ст. 2 Устав муниципального образования "Волжский муниципальный район" является муниципальным нормативным правовым актом высшей юридической силы в системе нормативных правовых актов муниципального района, регламентирующим организацию и деятельность органов местного самоуправления муниципального района, должностных лиц местного самоуправления муниципального образования, а также устанавливающий экономические, имущественные, финансовые и другие отношения на территории муниципального района, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального района.
Данный нормативно-правовой акт опубликован в средствах массовой информации - в газете "Волжские вести - Юл увер" N50 от 15 декабря 2005 года, последнее опубликование осуществлено в газете "Волжские вести - Юл увер" N26 от 30 июня 2011 года.
Пунктом 5 ст. 32.1 Устава муниципального образования "Волжский муниципальный район" установлено, что гражданин РФ, замещавший должность Главы муниципального района, имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в РФ".
Оспаривая вывод суда о несоответствии данных положений Устава федеральному закону, глава муниципального образования "Волжский муниципальный район" ссылается на положения п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ", устанавливающих, что отношения, связанные с пенсионным обеспечение граждан за счет средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает данные доводы заслуживающими внимания.
Нормами Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности ст. 15, в полномочия муниципального района не входит установление доплат к трудовым пенсиям.
Вместе с тем, в ч. 2 ст. 15.1 данного Федерального закона указано, что органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Кроме того, в настоящее время действует Указ Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N1032-1 "О занятости населения в РФ" (далее - ежемесячная доплата к пенсии). При этом в п. 10 настоящего Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 31 Устава муниципального образования "Волжский муниципальный район" глава муниципального образования (председатель Собрания депутатов Волжского муниципального района) является высшим должностным лицом муниципального образования, избираемым на указанную должность.
На уровне Республики Марий Эл в настоящее время вопрос доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим должность главы муниципального района (выборную муниципальную должность) каким-либо нормативным правовым актом не урегулирован, вместе с тем, законодательством республики не установлен запрет на установление такой доплаты муниципальными образованиями.
В самом муниципальном образовании "Волжский муниципальный район" порядок назначения, расчета размера и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим по состоянию на 1 октября 1995 года и позднее выборные муниципальные должности на постоянной основе, урегулирован Положением о порядке назначения, перерасчета размера и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Волжский муниципальный район", утвержденном решением Собрания депутатов Волжского муниципального района от 25 августа 2010 года N11-13.
Согласно представленной в судебную коллегию справке финансового отдела Волжского муниципального района от 14 марта 2012 года N42 расходы на доплаты к пенсиям указанной категории лиц производятся за счет собственных доходов (налоговых и неналоговых поступлений) местного бюджета муниципального образования "Волжский муниципальный район", налог на доходы физических лиц с данной доплаты не удерживается.
В соответствии с частями 1 и 2 Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что законодательством Российской Федерации органам местного самоуправления при наличии финансовых возможностей местных бюджетов предоставлена возможность устанавливать дополнительное пенсионное обеспечение, в том числе такой категории граждан, как выборные должностные лица местного самоуправления.
Таким образом, вывод суда о признании п.5 ст.32.1 Устава муниципального образования "Волжский муниципальный район" противоречащим федеральному закону и недействующим является неправильным, в силу чего решение в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Волжского межрайонного прокурора о признании противоречащим закону и недействующим п. 5 ст. 32.1 Устава муниципального образования муниципального образования "Волжский муниципальный район".
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на неё.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 января 2012 года в обжалованной части признания противоречащим закону, недействующим и неподлежащим применению пункта 5 статьи 32.1 Устава муниципального образования муниципального образования "Волжский муниципальный район" отменить.
Вынести по делу в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Волжского межрайонного прокурора о признания противоречащим закону и недействующим пункта 5 статьи 32.1 Устава муниципального образования муниципального образования "Волжский муниципальный район".
Председательствующий Семенов П.В.
Судьи Братухин В.В.
Медведева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.