Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Братухина В.В.,
судей Медведевой И.А., Салиховой Э.И.,
при секретаре Токаревой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ендальцевой Н.Н. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 декабря 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления Ендальцевой Н.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ендальцева Н.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просила признать незаконным решение администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 10 ноября 2011 года об отказе в постановке молодой семьи Ендальцевых на учет и обязать восстановить ее в очереди для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы на 2006-2010 годы".
В обоснование заявленных требований указано, что семья заявителя, состоящая из трех человек - супруг Ендальцев А.Н., супруга Ендальцева Н.Н., дочь Е.А.А., "дата", 19 ноября 2008 года признана администрацией ГО "Город Йошкар-Ола" нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы на 2006-2010 годы", а также признана имеющей достаточные доходы в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Как указывает заявитель, заявление о постановке на учет в администрацию ГО "Город Йошкар-Ола" их семья не подавала, бланк заявления им не выдавали, указали, что уведомят о времени подачи заявления. Не дождавшись уведомления, обратившись в администрацию ГО "Город Йошкар-Ола", Ендальцевы узнали, что их семья не состоит в списке очередников - участников подпрограммы. Об этом же им было сообщено в письме администрации ГО "Город Йошкар-Ола" от 10 ноября 2011 года, с которым они не согласны, что и явилось основанием для обращения в суд.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Ендальцева Н.Н. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда, указывая на нарушения судом норм процессуального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав объяснения представителя Ендальцевой Н.Н. Осокина С.В., поддержавшего жалобу, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, материалы жилищного дела семьи Ендальцевых, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что решением комиссии по реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" администрации ГО "Город Йошкар-Ола" от 19 ноября 2008 года "N" молодая семья Ендальева А.Н., состоящая из трех человек - супруг Ендальцев А.Н., супруга Ендальцева Н.Н., дочь Е.А.А., "дата", признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы на 2006-2010 годы", а также признана имеющей достаточные доходы в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
14 октября 2011 года Ендальцевы обратились в адрес председателя комиссии по реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" администрации ГО "Город Йошкар-Ола" с письменным заявлением, в котором просили восстановить их семью в очереди для обеспечения жильем, указав, что их не включили в очередь по непонятным причинам.
Письмом от 10 ноября 2011 года ... заявителям со ссылками на Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования сообщено, что участие в подпрограмме носит добровольный характер, соответствующее заявление в администрацию ГО "Город Йошкар-Ола" они не подавали, в связи с чем их семья не включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Дополнительно заявителям предложено представить комплект документов, подтверждающих соответствие их семьи на сегодняшний день условиям подпрограммы, для включения в список ее участников.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в разделе II которого установлен Порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы.
В соответствии с п. 15 названных Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета.
От имени молодой семьи документы могут быть поданы одним из ее членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий (п. 16 Правил).
Согласно п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
При рассмотрении дела суд установил, что заявительный порядок для участия в подпрограмме, предусмотренный п. 15 Правил, молодой семьей после вынесения комиссией по реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" администрации ГО "Город Йошкар-Ола" решения от 19 ноября 2008 года "N" не был соблюден, поскольку в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства Ендальцевы не представили соответствующее заявление, подали его лишь 24 ноября 2011 года.
В кассационной жалобе, не оспаривая данный вывод суда, кассатор ссылается на то, что орган местного самоуправления не разъяснил ему порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы и не известил о дальнейших действиях вопреки устным обещаниям, что явилось причиной, по которой не было подано заявление для участия в подпрограмме.
Данные утверждения заявителя не имеют правового значения, в силу чего не были учтены судом при вынесении решения, поскольку Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья опубликованы для всеобщего сведения и молодая семья, имеющая намерение участвовать в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", должна была проявить разумную инициативу в ознакомлении с порядком формирования списков участников подпрограммы либо, считая бездействие органа местного самоуправления незаконным, оспаривать его в установленном законом порядке.
Соответствие закону оспариваемого решения администрации ГО "Город Йошкар-Ола" было установлено судом первой инстанции посредством исследования и оценки представленных в дело доказательств - материалов истребованного из органа местного самоуправления жилищного дела семьи Ендальцевых, документов, представленных суду заявителем, объяснений лиц, участвующих в деле. Ссылка в жалобе на отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о законности решения администрации ГО "Город Йошкар-Ола", и неправильное распределение судом бремени доказывания между сторонами, не нашла подтверждения в ходе изучения материалов дела.
Полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов, касающихся включения молодых семей в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", оговорены в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, наличие таких полномочий у администрации ГО "Город Йошкар-Ола" заявителем в ходе рассмотрения дела не ставилось под сомнение, текст Устава муниципального образования "Город Йошкар-Ола", в котором закреплены полномочия администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", официально опубликован, вследствие чего необходимости в истребовании устава и приобщении его к материалам дела не имелось, довод жалобы об обратном судебной коллегией отклоняется.
Ссылка в жалобе на то, что суд лишил заявителя права на квалифицированную юридическую помощь, не отложив судебное заседание по ходатайству Ендальцевой Н.Н., не может быть принята во внимание, так как действия суда по отказу в удовлетворении ходатайства согласуются с требованиями процессуального закона, равно как и с задачами по правильному и своевременному рассмотрению гражданских дел (ст. 2 ГПК РФ).
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, постановленного при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права. Выводы суда достаточно мотивированы в решении, соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ендальцевой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Братухин
Судьи И.А. Медведева
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.