Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Братухина В.В.,
судей Клюкиной О.В. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Токаревой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Игнатовой Л.М. и апелляционному представлению прокурора Моркинского района Республики Марий Эл на решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 27 февраля 2012 года, которым отказано в удовлетворении иска прокурора Моркинского района в интересах Игнатовой Л.М. к администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район" о внеочередном предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Моркинского района Республики Марий Эл в интересах Игнатовой Л.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район", в котором просил признать бездействие ответчика незаконным, обязать его срок до 1 июня 2012 года обеспечить Игнатову Л.М. вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм.
В обоснование требований указано, что Игнатова Л.М., 00.00.00. года рождения, имеет статус ребенка-сироты. Ее мать умерла 00.00.00., запись об отце в свидетельстве о рождении сделана по указанию матери. После смерти матери она была передана под опеку бабушке. Жилое помещение, которое было закреплено за Игнатовой Л.М., находится в аварийном состоянии, процент износа составляет ... Другого жилья она не имеет, стоит в очереди на получение жилья в администрации муниципального образования "Шалинское сельское поселение".
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Игнатова Л.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований, указывая на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права.
В апелляционном представлении прокурор Моркинского района Республики Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права.
Выслушав объяснения Игнатовой Л.М. и ее представителя Дусмеевой Р.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Полозовой Т.В., поддержавшей доводы представления, представителя администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район" Егоровой Л.А., просившей в удовлетворении апелляционных жалобы и представления прокурора отказать, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, личное дело Игнатовой Л.М., судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела суд установил, что Игнатова Л.М., 00.00.00. года рождения, после смерти матери 00.00.00. осталась под опекой бабушки Н.З.Н. и проживала вместе с ней в ... .... С 00.00.00. Игнатова Л.М. зарегистрирована по указанному адресу. Согласно акту обследования жилой площади от 6 марта 1997 года жилой дом, в котором проживает Игнатова Л.М., капитальному ремонту не подлежит и ей необходима помощь в приобретении квартиры.
Решением заседания жилищной комиссии и постановлением главы администрации муниципального образования муниципального образования "Шалинское сельское поселение" от 9 декабря 2011 года Игнатова Л.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ч. 3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, и поставлена на соответствующий учет.
Обращаясь в суд с иском в интересах Игнатовой Л.М., прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район" по необеспечению истицы жильем вне очереди как ребенка-сироты.
В ст. 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище и закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положению п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Закрепление в Конституции РФ и указанном федеральном законе обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного закона, а также из вышеприведенной ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не обращалось в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Судом установлено, что Игнатова Л.М. в установленный законом срок, то есть до достижения ею возраста 23 лет, с заявлением о внеочередном предоставлении жилого помещения в уполномоченный орган не обращалась, доказательств обратного суду не представила. В ходе судебного заседания сама истица, а также свидетели Г.Е.Н. и С.В.В. пояснили, что до достижения возраста 23 лет Игнатова Л.М. не обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как сироте. Из объяснений Игнатовой Л.М. следует, что с указанным заявлением она обратилась к ответчику впервые лишь после достижения ... лет и на учет была поставлена на общих основаниях, а не как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Таким образом, по достижении возраста 23 лет истица утратила свой статус лица, оставшегося без попечения родителей, а, соответственно, и право на социальную поддержку от государства, в том числе и право на внеочередное получение жилья.
Доводы истицы и ее представителя о том, что Игнатова Л.М. обращалась в 1997 году с заявлением о предоставлении ей жилья, были тщательно проверены судом первой инстанции и не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела. Акт обследования жилищной площади от 6 марта 1997 года не свидетельствует о соблюдении истицей установленного порядка обращения с заявлением о внеочередном предоставлении жилья.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен судом верно, нормы процессуального права соблюдены.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления - несостоятельными.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 27 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игнатовой Л.М. и апелляционное представление прокурора Моркинского района Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Братухин
Судьи О.В. Клюкина
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.