Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Юровой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Речкиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Советский муниципальный район" на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 17 января 2012 года, которым постановлено обязать администрацию муниципального образования "Советский муниципальный район" предоставить Горбачук Т.Е. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее социальной нормы площади жилья.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района Республики Марий Эл, действуя в интересах Горбачук Т.Е., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Советский муниципальный район" о предоставлении по договору социального найма вне очереди жилого помещения площадью не ниже социальных норм.
В обоснование иска прокурор указал, что Горбачук Т.Е. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, решением суда ее родители лишены родительских прав. До сентября 2004 года Горбачук Т.Е. находилась на полном государственном обеспечении в ... школе-интернате. В период нахождения Горбачук Т.Е. в детском государственном учреждении за ней постановлением администрации Вятского сельского поселения Советского района Республики Марий Эл от 26 августа 1997 года было закреплено жилое помещение, но 10 мая 2000 года комиссией был составлен акт о том, что данное жилое помещение непригодно для проживания. Постановлением комиссии по жилищным вопросам администрации Вятского сельского совета от 16 апреля 2001 года Горбачук Т.Е. поставлена в льготную очередь и включена в список на внеочередное получение жилого помещения, с указанного времени жилое помещение за Горбачук Т.Е. не закреплено. С 2004 по 2007 годы Горбачук Т.Е. обучалась в профессиональном училище ... и находилась на полном государственном обеспечении. До настоящего времени Горбачук Т.Е. жилое помещение по договору социального найма не ниже социальных норм не предоставлено.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Советский муниципальный район" просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав представителя ответчика Пуртову И.В., поддержавшую доводы жалобы, просившую решение суда отменить, истца Горбачук Т.Е., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, и это подтверждается материалами дела, что Горбачук Т.Е., ..., относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. 16 апреля 2001 года она поставлена в льготную очередь и включена в список на внеочередное получение жилого помещения. В июне 2007 года Горбачук Т.Е. завершила обучение в ГОУ СПО РМЭ "Торгово-технологический колледж" (ранее ГОУ НПО РМЭ "Профессиональное училище ..."), где находилась на полном государственном обеспечении, однако жилым помещением обеспечена не была.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57, частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязательством субъекта РФ.
Исходя из положений статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отдельные государственные полномочия субъектов РФ могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 14.2 Закона Республики Марий Эл "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" N 50-З от 2 декабря 2004 годаорганы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, жильем в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.
Согласно статье 20 Закона Республики Марий Эл N 58-З от 13 декабря 2010 года "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" статья 14.2 вышеуказанного Закона Республики Марий Эл N 50-З от 2 декабря 2004 года введена в действие в 2011 году.
Законом Республики Марий Эл от 19 декабря 2011 года N 73-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (статья 20 Закона) статья 14.2 вышеуказанного Закона Республики Марий Эл N 50-З от 2 декабря 2004 года введена в действие в 2012 году.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 октября 2008 года N 287, принятым в соответствии с Законом Республики Марий Эл "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" N 50-З от 2 декабря 2004 года, утвержден порядок предоставления субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл только муниципальным районам и городским округам Республики Марий Эл на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Законом Республики Марий Эл N 58-З от 13 декабря 2010 года (в редакции Закона Республики Марий Эл от 29.12.2011 года N 82-З) "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования из республиканского бюджета Республики Марий Эл для обеспечения жилыми помещениямидетей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе субвенции.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции правильно исходил из того, что полномочия Республики Марий Эл, как субъекта РФ, по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы соответствующим муниципальным районам и городским округам, в частности, Советскому муниципальному району, администрация которого является надлежащим ответчиком.
В силу изложенного являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствуют нормативно-правовые акты Республики Марий Эл, регламентирующие механизм реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также не основаны на нормах действующего законодательства доводы жалобы о невозможности заключения договора социального найма с Горбачук Т.Е. в силу отсутствия у ответчика для этого полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно основывался на том, что не урегулирование межбюджетных отношений между органами государственной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления не может умалять права детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот на получение жилья, поскольку они не являются участниками данных отношений. В связи с этим не могут повлечь отмену решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что в 2012 году в бюджете Республики Марий Эл не предусмотрены субвенции муниципальному образованию "Советский муниципальный район" на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жильем лиц из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. Кроме того, обжалуемое решение не предполагает обеспечения истца жильем за счет собственных средств муниципального района.
С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 17 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Советский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи О.В. Юрова
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.