Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Семенова П.В.,
судей Попова Г.В. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Токаревой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Рыбаковой И.В. на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2012 года, которым отказано в удовлетворении иска Рыбаковой И.В. к администрации муниципального образования "Городское поселение Звенигово" о признании права на внеочередное получение жилого помещения, признании постановления главы администрации муниципального образования "Городское поселение Звенигово" N ... от 00.00.00. незаконным, возложении обязанности восстановить в списке очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рыбакова И.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Городское поселение Звенигово" (далее - МО "Городское поселение Звенигово"), в котором окончательно после неоднократного уточнения исковых требований (л.д. 86) просила признать за ней как за лицом из числа детей-сирот право на внеочередное предоставление жилого помещения, признать незаконным постановление главы администрации МО "Городское поселение Звенигово" N ... от 00.00.00. об исключении ее из списка граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, состоящих на соответствующем учете, восстановить ее в данном списке.
В обоснование заявленных требований указала, что она имеет статус ребенка-сироты. Постановлением главы администрации г. Звенигово за ней закреплено жилое помещение по адресу: ... .... Впоследствии дом признан аварийным. В настоящее время она зарегистрирована по месту жительства своей сестры по адресу: ..., жилого помещения в собственности не имеет.
Постановлением главы администрации МО "Городское поселение Звенигово" N ... от 00.00.00. истица как лицо, оставшееся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет. Постановлением главы администрации МО "Городское поселение Звенигово" N ... от 00.00.00. она исключена из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право внеочередного получения жилья, в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение жилого помещения в виде предоставления по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ... ....
По мнению Рыбаковой И.В., решение администрации МО "Городское поселение Звенигово" незаконно, поскольку жилое помещение было предоставлено не ей, а ее сестре Р.Л.В. взамен аварийного жилого помещения, поэтому она должна быть обеспечена жилым помещением вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Рыбакова И.В. просит отменить решение суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и вынести новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
Возражая относительно апелляционной жалобы, администрация муниципального образования "Городское поселение Звенигово" приводит доводы в поддержку решения суда.
Возражая относительно апелляционной жалобы, администрация муниципального образования "Звениговский муниципальный район" просит решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения Рыбаковой И.В. и ее представителя Садиковой О.А., поддержавших доводы жалобы и просивших ее удовлетворить, представителя администрации муниципального образования "Городское поселение Звенигово" Багаевой Е.А., поддержавшей возражения относительно апелляционной жалобы и просившей в удовлетворении жалобы отказать, обсудив доводы жалобы, возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы администрации г. Звенигово N ... от 00.00.00. за несовершеннолетними Рыбаковой И.В., 00.00.00. года рождения, и Р.Л.В., 00.00.00. года рождения, относящимися к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено жилое помещение - ... в ... .... Впоследствии дом признан аварийным.
В соответствии с постановлением главы администрации МО "Городское поселение Звенигово" от 00.00.00. N ... "О переселении граждан из аварийным жилого фонда" 00.00.00. администрация МО "Городское поселение Звенигово" заключила с Р.Л.В. договор социального найма, по которому нанимателю Р.Л.В. и членам ее семьи К.А.Д. и Рыбаковой И.В. предоставлена в бессрочное владение и пользование ... в ..., общей площадью 32,7 кв.м. Истица зарегистрирована в этом жилом помещении с 00.00.00..
00.00.00. Рыбакова И.В. обратилась в администрацию МО "Городское поселение Звенигово" с заявлением о принятии ее на учет как ребенка-сироты в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением главы администрации N ... от 00.00.00. Рыбакова И.В. по указанному основанию признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет.
Постановлением главы администрации МО "Городское поселение Звенигово" N ... от 00.00.00. Рыбакова И.В. исключена из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право внеочередного получения жилья, в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, отраженным в Определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, в Определении Конституционного Суда от 5 марта 2009 года N 376-О-П и в Определении Конституционного Суда РФ от 07 июня 2011 года N 746-О-О.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Закрепленное п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ правовое регулирование в системной связи с положениями ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом права этих граждан в силу ч. 3 ст. 55, ч. 2 ст. 72, ч.ч. 2,5 ст. 76 Конституции РФ и конкретизирующих их ст.ст. 12 и 13 ЖК РФ и положений ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Таким образом, пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в системном единстве с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также ч. 2 ст. 49, ст. 51, п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на члена семьи.
Как следует из материалов дела, общая площадь жилого помещения, предоставленного Р.Л.В., Рыбаковой И.В. и К.А.Д. составляет 32,7 кв. м; на одного члена семьи приходится по 10,9 кв.м общей площади жилья (32,7:3=10,9). Следовательно, Рыбакова И.В. обеспечена жилой площадью менее учетной нормы, установленной в г. Звенигово постановлением главы администрации МО "Городское поселение Звенигово" от 18 июня 2007 года N 91 (15 кв.м общей площади на одного человека).
Таким образом, исходя из толкования Конституционным Судом РФ положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, Рыбакова И.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот, нуждающееся в жилом помещении.
Отказывая в удовлетворении иска Рыбаковой И.В., суд, как следует из содержания решения, фактически пришел к выводу о том, что истица имеет право на обеспечение жильем вне очереди как лицо из числа детей-сирот, однако мотивировал отказ в иске тем, что требования предъявлены ею к ненадлежащему ответчику.
Между тем, вывод суда об отсутствии у администрации МО "Городское поселение Звенигово" полномочий по учету лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилья вне очереди, является неверным.
Как следует из материалов дела, Рыбакова И.В. обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрацию МО "Городское поселение Звенигово" по месту жительства.
В соответствии со ст. 14.2 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, жильем в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 ноября 2007 года N 263 утвержден Порядок предоставления субсидий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот на приобретение (строительство) жилья, согласно п. 3 которого право на получение субсидий имеют дети-сироты, состоящие в уполномоченном органе местного самоуправления на учете нуждающихся в жилых помещениях и письменно изъявившие желание на получение субсидий.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Следовательно, на основании положений ч. 3 ст. 52 ЖК РФ и п. 3 Порядка предоставления субсидий администрация МО "Городское поселение Звенигово" обладает полномочиями по учету лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и проживающих на территории этого муниципального образования, в связи с чем обращение Рыбаковой И.В. к данному ответчику по вопросам принятия на учет как лица из числа детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, было правомерным. Требование о предоставлении жилого помещения истица к администрации МО "Городское поселение Звенигово" не заявляла. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
С учетом того, что Рыбакова И.В. имеет право на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей-сирот, нуждающееся в жилом помещении, а ответчик ограничил ее в реализации данного права, необоснованно сняв с соответствующего учета, постановление главы администрации МО "Городское поселение Звенигово" N ... от 00.00.00. следует признать незаконным и подлежащим отмене. Требование Рыбаковой И.В. о восстановлении в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на внеочередное получение жилья (дети-сироты), подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, которым Рыбаковой И.В. отказано в иске, нельзя признать законным и обоснованным, оно вынесено с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2012 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать за Рыбаковой И.В., 00.00.00. года рождения, право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Признать незаконным и отменить постановление главы администрации муниципального образования "Городское поселение Звенигово" N ... от 00.00.00. об исключении Рыбаковой И. В. из списка граждан, нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Обязать администрацию муниципального образования "Городское поселение Звенигово" в течение десяти дней со дня вынесения настоящего апелляционного определения восстановить Рыбакову И. В. в списке граждан, нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Председательствующий П.В. Семенов
Судьи Г.В. Попов Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.