Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Петровой О.А. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Речкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ильиной С.Н. Петровой А.И. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 апреля 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ильиной С.Н. к Министерству социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл о признании незаконным отказа в предоставлении жилищной субсидии, возложении обязанности предоставить жилищную субсидию на приобретение жилья отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильина С.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл о признании отказа ответчика в предоставлении федеральной жилищной субсидии на приобретение жилья как вдове участника Великой Отечественной войны в соответствии со статьями 21, 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и Указа Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 года и возложении обязанности предоставить указанную субсидию. В обоснование исковых требований указала, что она как вдова участника боевых действий в Венгрии обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список получателей субсидий. Однако приказом от 00.00.00. N ... ей было отказано во включении в список получателей субсидий, поскольку на нее как вдову умершего участника боевых действий в Венгрии не распространяется Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Считает данный отказ незаконным, поскольку она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет администрацией муниципального образования "Городское поселение Морки" как вдова участника Великой Отечественной войны.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Петрова А.И. выражает несогласие с решением суда, полагая, что оно вынесено с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права. Указывает, что Ильина С.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет, ее право на получение мер социальной поддержки полностью подтверждается материалами дела.
Ильина С.Н., Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения представителя Ильиной С.Н. Петровой А.И., поддержавшей доводы жалобы, представителя Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Бастраковой Е.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона "О ветеранах" перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Закону. Данная норма включена в статью, определяющую перечень лиц, относящихся к ветеранам боевых действий.
Боевые действия в Венгрии 1956 года определены перечнем в числе государств и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем.
На иных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки согласно Закону "О ветеранах", действие Указа Президента не распространяется. Расширительное толкование норм Указа может привести к нарушению прав определенных им нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий лиц на обеспечение жильем.
При рассмотрении дела судом установлено, что И.В.И. проходил военную службу с 00.00.00. по 00.00.00. года на территории Венгрии. Согласно материалам дела с 00.00.00. по 00.00.00. Ильин В.И. проходил службу в ... отдельном зенитном артиллерийском дивизионе, входившем в состав действующей армии, в связи с чем И.В.И. является участником боевых действий в Венгрии.
Ильина С.Н. как вдова умершего участника боевых действий в Венгрии является получателем мер социальной поддержки, установленных статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", однако, поскольку И.В.И. не принимал участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, истец не может быть отнесена к числу лиц, подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации N714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Выводы суда о том, что положения Указа предусматривают обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий непосредственно ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, к которым не относятся ветераны боевых действий, основаны на правильном толковании норм названного Указа.
Правовое регулирование социальной защиты граждан - компетенция федерального законодателя, который, располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты и выборе критериев их дифференциации, во всяком случае связан конституционным принципом равенства, предполагающим, что при равных условиях субъектам права должны обеспечиваться одинаковые гарантии социальной защиты. Вместе с тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, данный принцип не исключает дифференциацию правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, если критерии такой дифференциации объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О). Указ Президента от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" выделил в самостоятельную категорию лиц, подлежащих социальной защите, путем предоставления жилого помещения непосредственно участников Великой Отечественной войны, членов их семей в связи с 65-летием победы в Великой Отечественной войне.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда, основаны на ином понимании и толковании норм права и не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ильиной С.Н. Петровой А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.А. Петрова
О.В. Клюкина
Копия верна.
Судья Верховного Суда
Республики Марий Эл О.В. КлюкинаКопия верна.
Судья Верховного Суда
Республики Марий Эл О.В. Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.