Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкина О.В., при секретаре Волковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда от 29 мая 2012 года, которым постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 3 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Габдуллина Р.З. отменено, производство по делу прекращено за отсутствием события административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 3 апреля 2012 года члену комиссии ГБУ РМЭ "Йошкар-Олинская городская больница" Габдуллину Р.З. назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), выразившегося в необоснованном отклонении первых частей заявок на участие в аукционе, то есть в отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Не согласившись с постановлением, Габдуллин Р.З. обжаловал его в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 мая 2012 года данное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, представитель УФАС по Республике Марий Эл заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Марий Эл Салимзянов Б.И. просит решение Йошкар-Олинского городского суда от 29 мая 2012 года отменить, оставить в силе постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 3 апреля 2012 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Управления ФАС по Республике Марий Эл Кутюковой А.И., просившей решение отменить, Габдуллина Р.З., просившего решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, прихожу к следующему.
В жалобе представитель УФАС по Республике Марий Эл указывает на то, что установленные Заказчиком показатели товаров допускают возможность предложения участником товаров с отклонением от определенного значения в лучшую сторону, употребление в заявках участников значений "не менее", "не более" не свидетельствует о неопределенности предложения участника размещения заказа, поскольку отвечает требованиям Заказчика и соответствует значениям, установленным документацией открытого аукциона в электронной форме. Повторение содержания технического задания заказчика при заполнении заявок участниками размещения заказов является сложившейся практикой хозяйствующих субъектов при участии в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, которая не противоречит действующему законодательству и свидетельствует о готовности участника размещения заказ предоставить товар, соответствующий именно потребностям заказчика.
В отзыве на жалобу Габдуллин Р.З. просит решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 мая 2012 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, приказом главного врача ГБУ РМЭ "Йошкар-Олинская городская больница" от 00.00.00. N ... создана комиссия по размещению заказа на поставку перевязочных средств.
Приказом от 00.00.00. N ... утверждено размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку перевязочных средств, в этот же день опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку перевязочных средств на официальном сайте.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на поставку перевязочных средств N ... от 00.00.00., до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступило 7 заявок на участие в аукционе с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Заявки участников
N 1, 5, 7 отклонены в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов: в заявке участника N 1 не указаны конкретные размеры предлагаемого товара, отсутствуют конкретные характеристики, заявки участников N 5, 7 отклонены, так как не содержат конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией, отсутствуют конкретные характеристики.
В силу части 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном главой 3.1 названного закона.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Следовательно, в зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке.
Согласно материалам дела разделом I "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" Документации для проведения открытого аукциона на поставку перевязочных средств установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать: согласие участника размещения заказа на поставку товара, соответствующего требованиям, указанным в Документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели (сведения о качестве и характеристиках товара), соответствующие требованиям и условиям, указанным в Документации об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товар. При этом технические и качественные характеристики требуемых к поставке перевязочных материалов определены в Разделе IV "Техническое задание".
Из материалов дела усматривается, что Техническим заданием предусмотрено проведение заказчиком аукциона на поставку следующих перевязочных средств:
1) Вата хирургическая, хлопковая, кипная нестерильная, отбеленная. Скорость смачивания не более 30,0 сек. Содержание плотных нерасчесанных скоплений, волокон не более 3,0%, коротких волокон и хлопковой пыли не более 0,2 %. Поглотительная способность не менее 20,0г. Зольность не более 0,3%. Количество 100 кг;
2) Бинты марлевые медицинские не стерильные 7мх14см. Плотность 32г/кв.м. Толщина скатки не более 17 мм. Капиллярность не менее 7,0 см/ч. Разрывная нагрузка не менее 9,0 кгс. Количество 60 шт.;
3) Марля медицинская, 30 г/кв.м. Хлопчатобумажная, отбеленная, рулон шириной не менее 90 см, длина не менее 1000 м, без внутреннего картонного вкладыша, плотность 30 г/кв. м, разрывная нагрузка не менее 8,0 кгс, смачиваемость не более 6,0 сек., зольность не более 0,3 %. Степень устойчивости белизны не более 10,0%. Количество 45000 м.;
4) Марля медицинская, 36 г/кв.м. Хлопчатобумажная, отбеленная, рулон шириной не менее 90 см, длина не менее 1000 м, без внутреннего картонного вкладыша, плотность 36 г/кв. м, разрывная нагрузка не менее 8,0 кгс, смачиваемость не более 6,0 сек., зольность не более 0,3%. Степень устойчивости белизны не более 10,0%. Фасовка по 1000 метров. Количество 21 000 м.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования к поставляемым товарам.
Согласно части 1 статьи 41.8 Закона о размещении заказов для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
При этом законодатель запрещает требовать от участника размещения заказа документы и сведения, не предусмотренные частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказа (часть 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов).
В соответствии с пунктом 2, подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
При рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений.
Частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлено, что отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается.
Как следует из материалов дела, первые части заявок отклоненных участников размещения заказа содержали согласие на поставку перевязочных средств с функциональными и техническими характеристиками, предусмотренными аукционной документацией. В сведениях о поставляемом товаре воспроизведены все характеристики поставляемого товара, установленные в техническом задании аукционной документации.
При этом, установленные заказчиком функциональные и качественные характеристики перевязочных средств с использованием слов "не более" и "не менее" указаны в соответствии с ГОСТом 5556-81 "Вата медицинская гигроскопическая. Технические условия", ГОСТом 1172-93 "Бинты марлевые медицинские. Технические условия", ГОСТом 9412-93 "Марля медицинская. Технические условия". Характеристики перевязочных средств с использованием слов "не более" и "не менее" являются непостоянными и указываются в паспорте качества на каждую партию товара, но в любом случае они соответствуют требованиям ГОСТов, следовательно не свидетельствует о неопределенности предложений участников размещения заказа, поскольку отвечает потребностям заказчика в перевязочных материалах и соответствует ГОСТам.
Кроме того, в проекте государственного контракта, который является составной частью аукционной документации, предметом поставки являются перевязочные материалы - вата, бинты и марля медицинская, функциональные и качественные характеристики которых идентичны техническому заданию и так же содержат значения в отношении отдельных параметров с использованием слов "не более" и "не менее". Однако суд указанных обстоятельств не учел.
Поскольку участниками размещения заказа, подавшими заявки под номерами N 1, N 5, N 7, представлены показатели перевязочных материалов, фактически соответствующие требованиям заказчика, и дано согласие ни поставку товара на условиях и требованиях аукционной документации, их заявки соответствуют требованиям Закона о размещении заказов.
Таким образом, усматривается, что заказчиком необоснованно отклонены первые части заявок, и неправомерно отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме заявок N 1, N 5, N 7, которые соответствовали требованиям заказчика, аукционной документации и законодательству о размещении заказов.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьи Йошкар-Олинского городского суда от 29 мая 2012 года не соответствует положениям статьи 24.1 КоАП РФ о задачах производства по делам об административных правонарушениях, а также требованиям о его законности, обоснованности и мотивированности сделанных выводов.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения данной правовой нормы Закона, отклонение заказчиком заявок поданных в соответствии с технической документацией и согласно спецификации поставки, являющейся приложением к договору на поставку товара, не соответствует целям закона, поскольку контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ решение судьи может быть отменено в случае, если судом допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 мая 2012 года отменить, дело передать на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья О.В. Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.