Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Семенова П.В.,
судей Путиловой О.Н. и Тойшевой С.И.
при секретаре Смирновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэра г. Козьмодемъянска на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 24 мая 2011 г., которым удовлетворен иск Горномарийского межрайонного прокурора и на администрацию муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" возложена обязанность установить на улице ... контейнеры в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Тойшевой С.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горномарийский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Козьмодемьянска о возложении обязанности установить на улице ... контейнеры для твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об общих принципах местного самоуправления, санитарно-эпидемиологического законодательства, проведенной ... прокуратурой совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора РМЭ, отдела ЖКХ и охраны окружающей среды администрации городского округа "Город Козьмодемьянск" установлено, что на улице отсутствуют контейнеры для сбора бытовых отходов и мусора, ближайщие к улице контейнеры расположены на расстоянии более 100 метров, что является нарушением санитарных норм и правил.
В соответствии с действующим законодательством обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям администрации муниципального образования и осуществляется за счет средств бюджета города. Администрации муниципальных образований в рамках предоставленных им полномочий принимают участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся на территории соответствующего муниципального образования. Однако указанные меры ответчиком не предпринимаются.
Одновременно было заявлено требование расчистить дорогу от снега на указанной улице. От иска в этой части впоследствии прокурор отказался, отказ от иска принят и производство по делу в указанной части прекращено определением суда от 24 мая 2011 года. Определение не было обжаловано.
В судебном заседании в возражениях на исковое заявление представитель администрации по доверенности Морозова О.В. указала на необоснованность исковых требований, пояснив, что в нижней части улицы такой контейнер установлен, в верхней части в силу особенностей указанной улицы (сильный уклон) установить контейнеры непосредственно на улице не представляется возможным.
Решением суда от 24 мая 2011 года постановлено удовлетворить иск прокурора.
В кассационной жалобе мэром г. Козьмодемьянск поставлен вопрос об отмене решения и вынесении нового решения об отказе в иске. Указывает, что в период судебного разбирательства был установлен один дополнительный контейнер, а на большей части улицы ... поставить контейнеры не представляется возможным ввиду объективной невозможности организовать их опорожнение и вывоз мусса автотранспортом.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов кассационных жалобы и представления.
Представитель ответчика Морозова О.В. и ответчик извещены о времени и месте судебного заседания, о необходимости обеспечения явки судебной коллегии не сообщили, в силу ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 8.2.4. "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (СанПиН 2.1.2.2645-10), п. 2.2.3 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (СанПиН N42-128-4690-88) на улице ... отсутствуют контейнеры на всем протяжении улицы (310 м.) Имеющиеся контейнеры расположены на расстоянии: контейнер N1 на расстоянии 60 метров от дома N..., контейнер N2 на расстоянии 120 м. от дома N..., контейнер N3 на расстоянии 100 м. от дома N... м.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении администрацией города обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, в связи с чем, возложил на нее обязанность организовать установку контейнеров в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В кассационной жалобе указано на то, что установка контейнеров невозможна в силу объективных причин, связанных с рельефом указанной улицы.
Данные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований для отмены решения, поскольку не подтверждаются какими-либо доказательствами. Письмо руководителя ООО " ..." само по себе таким доказательством быть не может, поскольку в нем отсутствуют объективные данные и технические характеристики, расчеты, подтверждающие невозможность установки контейнеров.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" также установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов согласно действующему правовому регулированию лежит на администрации города Козьмодемьянска, к чему правильно пришел суд первой инстанции.
Также в кассационной жалобе заявителем указано на выполнение ответчиками обязанности по уборке мусора и иных бытовых отходов, однако в обоснование данного довода никаких доказательств не представлено. С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не содержат оснований для отмены или изменения решения.
В то же время формулировка резолютивной части решения подлежит приведению в соответствие с указанным Федеральным законом. Поскольку в обязанности городской администрации входит не непосредственно установка контейнеров для сбора бытовых отходов и мусса, а организация сбора и вывоза бытовых отходов, то на ответчика должна быть возложена организация установки контейнеров, а непосредственно установка контейнеров как ошибочно указал суд первой инстанции в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 24 мая 2011 года оставить без изменения по существу, кассационную жалобу мэра г. Козьмодемьянска - без удовлетворения.
резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Иск Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворить.
На администрацию муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" Республики Марий Эл возложить обязанность организовать установку на улице ... контейнеры в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства (п.п. 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. N64 с последующими изменениями, п.п. 2.2.3 "Санитарных правил содержания территорий населенных пунктов", утвержденных Приказом Главного санитарного врача СССР от 05.08.1988 г. N 4690-88, п.п. 2.5,2.6 Положения о порядке сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск", утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" от 25 февраля 2009 г. N409.
Председательствующий П.В. Семенов
Судьи О.Н. Путилова
С.И. Тойшева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.