Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Тойшевой С.И.,
судей Волковой О.В. и Попова Г.В.,
при секретаре Токаревой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Кочергиной Н.С. в интересах Кочергиной Ю.И. на решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 27 июля 2011 г., которым Кочергиной Ю.И. отказано в удовлетворении заявления к администрации МО "Зашижемское сельское поселение" о признании незаконным постановления от 16 июня 2011 г. N 21, возложении обязанности поставить Кочергину Ю.И. на учет, восстановить в очереди на получение сертификата на приобретения жилья.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением главы администрации МО "Зашижемское сельское поселение" от 16 июня 2011 г. N 21 Кочергина Ю.И. - вдова участника Великой Отечественной войны снята с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считая указанное решение незаконным, Кочергина Н.С., действуя в интересах Кочергиной Ю.И. по доверенности от 19 июля 2011 г., обратилась в суд с вышеприведенным заявлением, ссылаясь на то, что оснований для снятия Кочергиной Ю.И. с учета не имелось, поскольку истребуемые дополнительные документы на членов семьи были готовы после вынесения обжалуемого постановления. По утверждению заявителя, Кочергина Ю.И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Кочергина Н.С. в интересах Кочергиной Ю.И. просит решение отменить, ссылаясь на неполноту исследования судом доказательств по делу. В жалобе приводятся обстоятельства дела, излагается позиция, избранная кассатором при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Как отмечается в жалобе, Кочергина Ю.И. свои жилищные условия не ухудшила, поскольку в квартире всегда проживали 4 человека.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Кочергиной Н.С., поддержавшей жалобу, объяснения главы администрации МО "Зашижемское сельское поселение" Курочкина В.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене постановленного по делу решения не имеется.
В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 данного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст.23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 16 и 21 названного Федерального закона указанным выше категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 15, 17 - 19 и 21 названного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий непосредственно законодательством Российской Федерации о ветеранах не установлен, этот критерий содержится в жилищном законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с пп.2, 3 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещенияна одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п.п.4, 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилогопомещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилогопомещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, в их совокупности, правильно установив правоотношения сторон, суд пришел к верному итоговому выводу о том, что заявление Кочергиной Ю.И. не подлежит удовлетворению. В решении приведен анализ представленных доказательств, который судебная коллегия считает правильным. В решении также указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Итоговые выводы суда доводами кассационной жалобы по существу не опровергаются. Судебная коллегия отмечает следующее.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст.195 ГПК РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п.2, 3).
Согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч.2 ст.195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации МО "Зашижемское сельское поселение" от 16 июня 2011 г. N 21 Кочергина Ю.И. снята с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для вынесения указанного постановления признано не представление подтверждающих документов (сведений из органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении всех членов семьи).
Факт не предоставления всех необходимых документов признавался Кочергиной Н.С. в заявлении, поданном в суд, и в судебном заседании от 27 июля 2011 г.
В соответствии с п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ не предоставление документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, является основанием для отказа в принятии их на учет.
Кроме того, в материалах дела имеются сведения о том, что Кочергина Ю.И. до 2002 г. проживала в другом жилом помещении по адресу: д. Соловьево, Сернурский район.
Как пояснила судебной коллегии Кочергина Н.С., дом в д. Соловьево принадлежал Кочергиной Ю.И. и её умершему супругу, д. Соловьево находится в 7 км. от д. Калеево, в настоящее время дом не пригоден для проживания.
Однако, как видно из материалов дела, материалов учетного дела N 14, сведений в отношении данного домовладения не имеется, принадлежность его Кочергиной Ю.И. или иному лицу ничем не подтверждается, заключение межведомственной комиссии, которым жилое помещение признано непригодным для проживания, не представлено.
В соответствии с решением Собрания депутатов МО "Зашижемское сельское поселение" от 9 сентября 2010 г. N 47 норма для постановки на учет установлена в размере 15 кв.м. на одного члена семьи.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что общая площадь жилого помещения - ..., в котором на правах члена семьи собственника жилого помещения Кочергиной Н.С. проживает Кочергина Ю.И., составляет 52,4 кв.м. В указанном жилом помещении зарегистрированы 4 человека. Кроме Кочергиной Н.С. и Кочергиной Ю.И. в нем с 30 ноября 2010 г. зарегистрированы К.Д. и К.В. соответственно сын и внук собственника. Заявление о принятии на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было подано Кочергиной Ю.И. 1 декабря 2010 г., то есть на следующий день после регистрации К.Д., К.В. Таким образом, на каждого члена семьи приходится по 13.1 кв.м. общей площади.
Судом также установлено, что Кочергина Ю.И. не принимала участие в приватизации указанного жилого помещения, состоявшейся в феврале 2010 г., тем самым отказалась от своего права приобретения его в собственность.
Исходя из изложенного, судом сделан вывод о том, что Кочергина Н.С., Кочергина Ю.И. намеренно ухудшили свои жилищные условия, что в силу ст.53 ЖК РФ исключало признание Кочергиной Ю.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет после совершения этих действий.
Доводы жалобы направлены на иную оценку данного обстоятельства, кассатор указывает, что фактически в данном жилом помещении всегда проживали 4 человека.
Однако при этом кассатор не учитывает, что любое определение данного обстоятельства при наличии другого основания для отказа в принятии гражданина на учет ввиду отсутствия подтверждающих документов не могло повлечь вынесение иного решения по делу.
По смыслу ст.52 ЖК РФ указанные документы должны представляться гражданином, обратившимся с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Соответственно, обязанность по доказыванию нуждаемости в случае возникновения судебного спора возлагается на гражданина, обратившегося с заявлением. Дела данной категории должны рассматриваться по общим правилам искового производства.
Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным Указом предусматривается обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как было отмечено выше, Кочергиной Ю.И. не было представлено всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий. Следовательно, отсутствовали основания для принятия истицы на учет. Выявление данного обстоятельства повлекло снятие Кочергиной Ю.И. с учета решением органа местного самоуправления.
Вместе с тем, жилищное законодательство и законодательство о ветеранах не исключает возможность повторного обращения Кочергиной Ю.С. с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с предоставлением всех необходимых документов.
По вышеприведенным мотивам судебная коллегия считает, что итоговые выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, в целом соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые установлены судом, подтверждаются представленными доказательствами. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобе не имеется.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 27 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кочергиной Н.С. в интересах Кочергиной Ю.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Тойшева С.И.
Судьи Волкова О.В.
Попов Г.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.