Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Путиловой О.Н.,
судей Волковой О.В. и Попова Г.В.,
при секретаре Валиахметовой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 15 августа 2011 г., которым Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл отказано в удовлетворении иска к администрации МО "Русско-Кукморское сельское поселение" Медведевского района.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Русско-Кукморское сельское поселение" Медведевского района о возложении обязанности принять на баланс и привести общественные колодцы, расположенные у дома N 8 по ул. Заречная д. Русский Кукмор, у дома N 4 по ул. Березовая д. Пуял, у дома N 7/1 по ул. Речная с. Сурты Медведевского района, в соответствие с частью 3.3 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников"; обеспечить водоснабжение населения холодной питьевой водой в указанных общественных колодцах надлежащего качества, в соответствии с требованиями п.4.1 раздела 4 СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников". В обоснование иска было указано, что перечисленные выше колодцы общедоступны, используются населением для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, однако не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, что может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний. Колодцы не имеют собственников, являются бесхозяйным имуществом. Администрация МО "Русско-Кукморское сельское поселение" не обращается с заявлением о принятии колодцев на учет как бесхозяйного имущества.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в лице руководителя Булатовой С.И. просит решение отменить, как постановленное с неправильным применением норм материального права, с выводами суда, не соответствующими обстоятельствам дела. В жалобе излагаются обстоятельства дела, приводится позиция, избранная кассатором при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В соответствии со ст.347 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяются исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении прокурора и возражениях относительно жалобы, представления. Суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл Суворовой Н.И. (доверенность от 21 февраля 2011 г.), Вавашкина К.В. (доверенность от 3 июня 2011 г.), поддержавших жалобу, объяснения представителя администрации МО "Русско-Кукморское сельское поселение" Медведевского района Ореховой Л.Н. (доверенность от 26 сентября 2011 г.), возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене постановленного по делу решения не имеется.
В соответствии с п.п.1, 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Статьями 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного воздействия устанавливаются санитарными правилами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (п.п.1, 2, 5 ст.18). Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическим и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам (п.п.1, 2 ст.19).
В соответствии с частью 3.3 раздела 3, пунктом 4.1 раздела 4 СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников" установлены требования к устройству шахтных колодцев, требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения сторон, суд пришел к обоснованному выводу о том, что иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл не подлежит удовлетворению. В решении приведен анализ представленных доказательств, который судебная коллегия считает правильным. В решении также указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Итоговые выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, доводами кассационной жалобы по существу не опровергаются. Судебная коллегия отклоняет кассационную жалобу и отмечает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п.2, 3).
Согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч.2 ст.195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено и это подтверждается материалами дела, что вода в общественных колодцах, расположенных у дома N 8 по ул. Заречная д. Русский Кукмор, у дома N 4 по ул. Березовая д. Пуял, у дома N 7/1 по ул. Речная с. Сурты Медведевского района, не соответствует требованиям п.4.1 раздела 4 СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
Судом также установлено, что данные колодцы не относятся к муниципальной собственности, администрация МО "Русско-Кукморское сельское поселение" с заявлением о постановке на учет данных колодцев как бесхозяйного имущества не обращалась.
Из материалов дела не следует, что в указанных населенных пунктах администрацией МО "Русско-Кукморское сельское поселение" не организовано водоснабжение населения иным образом, нежели использованием вышеуказанных общественных колодцев. Как пояснил суду глава администрации МО "Русско-Кукморское сельское поселение" Васильев А.Н., в д. Русский Кукмор имеются артезианская скважина и частные колодцы, в д. Пуял имеются частные колодцы, в с. Сурты организован центральный водопровод. Данное утверждение стороной истца не опровергнуто.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для вывода о том, что администрацией МО "Русско-Кукморское сельское поселение" не выполняются обязанности, установленные федеральным законом, что может повлечь возникновение массовых инфекционных заболеваний, для предотвращения которых на администрацию МО "Русско-Кукморское сельское поселение" должна быть возложена обязанность принять общественные колодцы на свой баланс.
Угроза возникновения массовых инфекционных заболеваний может быть предотвращена путем реализации Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл иных полномочий, в частности, предъявлением иных требований к ответчику, на что судом обоснованно обращено внимание в решении.
По смыслу п.3 ст.225 ГК РФ обращение органа местного самоуправления с заявлением о принятии бесхозяйной недвижимое вещи на учет не является обязательным, основанном лишь на факте выявления такой вещи. Указанные действия, по общему правилу, могут быть совершены в интересах муниципального образования для достижения целей и задач органа местного самоуправления, установленных законодательством, уставом муниципального образования, положением об органе местного самоуправления.
Вместе с тем, в случаях, когда орган местного самоуправления уклоняется от выполнения возложенных на него обязанностей и это бездействие связано с непринятием на учет бесхозяйного недвижимого имущества, не исключается возложение на него обязанности обратиться с заявлением о принятии бесхозяйной недвижимое вещи на учет по судебному решению, вынесенному по заявлению заинтересованного лица.
При рассмотрении настоящего дела таких обстоятельств не установлено, на их наличие Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл не ссылалось, требования об организации водоснабжения населения в вышеуказанных населенных пунктах в соответствии с санитарными требованиями не было заявлено.
Итоговые выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые установлены судом полно и правильно, подтверждаются представленными доказательствами. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, которые приводились в суде первой инстанции и оценены в решении, не имеется.
Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 15 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий Путилова О.Н.
Судьи Волкова О.В.
Попов Г.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.