Решение Верховного суда Республики Марий Эл от 07 октября 2011 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Смирновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Золотарева С.Н., поданную в интересах Кузьминых А.А., на решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 августа 2011 года, вынесенное по жалобе Кузьминых А.А. на постановление начальника отдела надзорной деятельности городского округа "Город Волжск" и Волжского муниципального района УНД Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл от 18 июля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Кузьминых А.А., родившегося ..., уроженца , проживающего по адресу: ... ... ..., работающего ..., ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением начальника отдела надзорной деятельности городского округа "Город Волжск" и Волжского муниципального района УНД Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл от 18 июля 2011 года Кузьминых А.А. назначено административное наказание в виде штрафа в размере рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 августа 2011 года постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Кузьминых А.А. Золотарева С.Н. - без удовлетворения.
Кузьминых А.А., действуя через защитника, подал жалобу на указанное решение, ссылаясь на малозначительность правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, материалы административного производства, заслушав Кузьминых А.А. и его защитника Золотарева С.Н., поддержавших жалобу, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, ... при проведении плановой проверки здания, территории, помещений базы " расположенной по адресу: ..., начальником ОНД ГО "Город Волжск" и Волжского муниципального района УНД Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл Сибгатуллиным М.И. выявлено, что Кузьминых А.А., являясь руководителем , нарушил п.п. 96, 53, 40 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" и п. 12.55 НПБ 88-2001 (Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования), чем не обеспечил выполнение требований Федерального закона "О пожарной безопасности", Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Приказа МЧС РФ "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации", Приказа МЧС РФ "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", Приказа МЧС РФ "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", а именно:
1. Не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации в соответствии с годовым графиком в нарушение ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ст. 151, ППБ-01-03, п. 96;
2. У контрольно-приемного устройства охранно-пожарной сигнализации, где круглосуточно осуществляется дежурство обслуживающим персоналом, отсутствует аварийное освещение согласно СНиП 23.05.95, в нарушение ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ст. 151, п. 12.55 НПБ 88-01;
3. Допускается применение горючих материалов для окраски стен, ступеней, лестничных площадок, отделки перил на путях эвакуации в нарушение ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ст. 151, ППБ-01-03 п. 53;
4. В лестничной клетке под лестничным маршем устроен чулан для хранения инвентаря, в нарушение ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ст. 151, ППБ-01-03 п. 40;
5. В коридоре 2 этажа административного здания произведены изменения объемно-планировочного решения, а именно установлена дополнительная дверь, ухудшающая условия для эвакуации в случае возникновения пожара, в нарушение ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ст. 151, ППБ-01-03 п. 40.
Наличие указанных нарушений на момент проверки подтверждается материалами дела, не оспаривалось по существу лицом, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в частности, в государственных организациях.
Как следует из материалов дела, директор является должностным лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на предприятии, что не оспаривается Кузьминых А.А.
Таким образом, вывод судьи о наличии в действиях Кузьминых А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является обоснованным, подтверждается материалами дела. Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, и его защитника, касающиеся непродолжительного периода работы Кузьминых А.А. в должности директора , предпринятых им мерах для устранения имеющихся нарушений и приведения здания в соответствии с требованиями норм о пожарной безопасности, не могут повлиять на квалификацию правонарушения, могут быть учтены лишь при назначении наказания виновному лицу.
Санкция ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает наказание для должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей. Таким образом, Кузьминых А.А. назначено минимальное наказание в рамках указанной санкции.
Судья правильно пришел к выводу о невозможности применения в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ и освобождении виновного лица от административной ответственности.
Оценка понятия малозначительности административного правонарушения дана в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".
Согласно абзацу 3 пункта 21 Постановления малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В то же время, поскольку законодатель установил в ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ формальный состав правонарушения, который не предполагает наличие негативных последствий, то их отсутствие само по себе не может свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения, административная ответственность наступает за сам факт совершения правонарушения вне зависимости от наличия последствий и их размера и тяжести. Исходя из смысла ст. 20.4, нарушение требований пожарной безопасности уже нарушает охраняемые общественные правоотношения, влечет угрозу жизни и здоровью людей.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения судьи по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 августа 2011 года оставить без изменения, жалобу Золотарева С.Н., поданную в интересах Кузьминых А.А. - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова
Копия верна.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.