Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Путиловой О.Н. и Соснина А.Е.,
при секретаре Валиахметовой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Томиловой Т.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда от 21 сентября 2011 г., которым Томиловой Т.А. отказано в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле о признании права на назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Томилова Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 20 июля 1987 г. по 1 февраля 1988 г. в должности санитарного врача в ..., с 30 августа 2001 г. по 1 февраля 2002 г. в должности медсестры процедурного кабинета ... в льготном исчислении как один год три месяца за один год работы, а также периода отпуска по уходу за ребенком с 2 февраля 2002 г. по 31 августа 2003 г. в должности медсестры процедурного кабинета ... В обоснование иска было указано, что Томиловой Т.А. работала с 20 июля 1987 г. по 1 февраля 1988 г. в должности санитарного врача в ... Данная работа заключалась в непосредственном осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья. В связи с этим указанный период времени в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" должен быть зачтен в специальный стаж. Период с 30 августа 2001 г. по 1 февраля 2002 г., в течение которого Томилова Т.А. находилась в отпуске по беременности и родам, подлежал включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку в указанное время она получала пособие по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Томилова Т.А. также просила включить в специальный стаж период со 2 февраля 2002 г. по 31 августа 2003 г. - отпуск по уходу за ребенком, поскольку предоставлению отпуска предшествовала ее работа в должности медсестры процедурного кабинета ...
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Томилова Т.А. просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 20 июля 1987 г. по 1 февраля 1988 г., периода отпуска по уходу за ребенком с 2 февраля 2002 г. по 31 августа 2003 г. отменить, как незаконное и необоснованное. В жалобе указывается, что должность, которую занимала истица в период с 20 июля 1987 г. по 1 февраля 1988 г., относится к сфере и функциям ведомственной санитарной инспекции. Период времени с 2 февраля 2002 г. по 31 августа 2003 г. следует включить в специальный стаж, поскольку в указанный период времени Томилова Т.А. получала пособие по государственному социальному страхованию, с которого производились удержания в Пенсионный фонд РФ, что в соответствии со ст.ст.27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст.347 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяются исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении прокурора и возражениях относительно жалобы, представления. Суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Томиловой Т.А., ее представителя Михайлова Э.М. (доверенность от 19 сентября 2011 г.), просивших решение отменить, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Колотыгиной Г.Р. (доверенности от 24 декабря 2010 г.), просившей оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене постановленного по делу решения не имеется.
Согласно пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах и сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения сторон, суд пришел к обоснованному выводу о том, что иск Томиловой Т.А. подлежит удовлетворению частично (в отношении признания права на исчисление периода с 30 августа 2001 г. по 1 февраля 2002 г. - отпуск по беременности и родам в должности медсестры процедурного кабинета ... в льготном порядке - 1 год работы как 1 год и 3 месяца). В решении приведен анализ представленных доказательств, который судебная коллегия считает правильным. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Итоговые выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, доводами кассационной жалобы по существу не опровергаются. Судебная коллегия отклоняет кассационную жалобу и отмечает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п.2, 3).
Исходя из положений ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч.2 ст.195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Томиловой Т.А. за назначением пенсии - 1 февраля 2011 г., её специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности решением пенсионного органа от 29 апреля 2011 г. определен в 27 лет 10 месяцев 2 дня. Из подсчета специального стажа исключены периоды: с 20 июля 1987 г. по 1 февраля 1988 г. - работа в должности санитарного врача в ..., так как данное учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г.; с 30 августа 2001 г. по 1 февраля 2002 г. не включен в льготном исчислении в связи с тем, что отсутствует факт выполнения работы, предусмотренной для льготного исчисления специального стажа; с 2 февраля 2002 г. по 31 августа 2003 г., в связи с тем, что период не предусмотрен для включения в специальный стаж по п.21 Разъяснений от 22 мая 1996 г. N 5, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 25 мая 1996 г N 29.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, было предусмотрено досрочное назначение пенсии только лицам, работавшим в органах государственной и ведомственной санитарной инспекции и санитарного просвещения..
Предприятие, в котором Томилова Т.А. работала в период с 20 июля 1987 г. по 1 февраля 1988 г. не включена в Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздрава РФ от 3 ноября 1999 г. N 395, а в дальнейшем в Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздрава РФ от 3 июня 2003 г. N 229.
Суд на основании анализа указанных нормативных правовых актов, пришел к выводу о том, что работа в должности санитарного врача на ... не подлежит включению в специальный стаж.
Ссылки в жалобе на положения Инструкции о порядке проведения гигиенической экспертизы пищевых продуктов в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР от 30 сентября 1980 г. N 2255-80, и иные акты об органах санитарной службы и санитарном враче, не могут быть признаны состоятельными. Данные акты направлены на регулирование санитарно-эпидемиологической деятельности, а не подлежат применению в сфере пенсионного обеспечения.
Вывод суда первой инстанции о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком со 2 февраля 2002 г. по 31 августа 2003 г. не подлежит включению в специальный стаж, основан на положениях трудового законодательства.
Согласно ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции закона от 25 сентября 1992 г. N 3543-1) отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Аналогичные положения содержатся в ст.256 Трудового кодекса РФ, введенного в действие с 1 февраля 2002 г.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.15 постановления N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Суд при разрешении спора правильно руководствовался положениями законодательных актов, вступивших в силу в период предоставления Томиловой Т.А. отпуска по уходу за ребенком (2 февраля 2002 г.).
Судебная коллегия считает ошибочными доводы жалобы о применении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Вопрос о включении отпуска по уходу за ребенком в стаж работы по специальности при досрочном назначения трудовой пенсии по старости, урегулирован нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, суд, исследуя доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, правильно установил, что периоды с 20 июля 1987 г. по 1 февраля 1988 г., с 2 февраля 2002 г. по 31 августа 2003 г. не подлежат включению в стаж для назначения льготной пенсии.
Вместе с тем, суд признал право Томиловой Т.А. на исчисление периода с 30 августа 2001 г. по 1 февраля 2002 г. - отпуск по беременности и родам в должности медсестры процедурного кабинета ... в льготном порядке - 1 год работы как 1 год и 3 месяца. С указанным выводом кассатор согласен, со стороны ответчика кассационная жалоба не подавалась.
Поскольку у Томиловой Т.А. с учетом периода работы с 30 августа 2001 г. по 1 февраля 2002 г., подлежащего исчислению в льготном порядке, на момент обращения в пенсионный орган отсутствовал необходимый стаж, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в целом.
Итоговые выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые установлены судом полно и правильно, подтверждаются представленными доказательствами. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, которые приводились в суде первой инстанции и оценены в решении, не имеется.
Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Томиловой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Путилова О.Н.
Соснин А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.