Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Е.Г. Козиной
судей: И.В. Адушкиной
Т.А. Елиной
при секретаре судебного заседания М.А. Панковой
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 мая 2012 года в г.Саранске дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Р.Н.А. на решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 4 апреля 2012 года,
Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Арекаев В.Ф. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование заявленных требований указал, что пенсионным органом ему отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не включены период прохождения военной службы с 27 апреля 1980 года по 21 мая 1982 года и период работы в качестве тренера в "данные изъяты" с 15 августа 1986 года по 15 августа 1987 года.
Считает отказ в назначении пенсии неправомерным, просит признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия N 46 от 4 декабря 2011 года. Включить в специальный стаж спорные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 19 октября 2011 года.
Решением Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 4 апреля 2012 года исковые требования Арекаева В.Ф. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Р.Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.
В судебном заседании представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном района Республики Мордовия Бухарова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Истец Арекаев В.Ф. представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель истца К.В.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела не просил (л.д. 17,18).
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе N 46 от 4 декабря 2011 года Арекаеву В.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
В специальный стаж Арекаеву В.Ф. не зачтен период работы в качестве тренера в "данные изъяты" с 15 августа 1986 года по 15 августа 1987 года, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 предусмотрена должность "тренера-преподавателя".
Истцу также не включен в стаж период прохождение военной службы с 27 апреля 1980 года по 21 мая 1982 года, так как Правительством Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с которыми в стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом зачтен пенсионный стаж, который составил 23 года 11 месяцев 5 дней (л.д.34-35 том 1).
Согласно данным военного билета и справки военного комиссариата Республики Мордовия по "данные изъяты" "N" от 30 ноября 2011 года, Арекаев В.Ф. проходил военную службу с 27 апреля 1980 года по 21 мая 1982 года в качестве шофера (л.д.11-12,31 том 1).
До призыва на военную службу Арекаев В.Ф. обучался в "данные изъяты", а после прохождения военной службы обучался в "данные изъяты".
Из трудовой книжки истца усматривается, что в период с 15 августа 1986 года по 15 августа 1987 года он работал тренером в "данные изъяты" (л.д.4-5 том 1).
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, при оценке пенсионных прав истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежало применению законодательство, действующее на момент выполнения истцом оспариваемого периода работы.
Разрешая дело и удовлетворяя иск, в части включения в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периода военной службы, суд правильно исходил из того, что в спорный период действовало, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (действовало до 1 октября 1993 года), подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Поскольку указанный период относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, суд первой инстанции обоснованно засчитал в стаж для назначения пенсии истцу период прохождения им военной службы по призыву.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Согласно пункту 4 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В связи с этим довод апелляционной жалобы ответчика о том, что вопреки названному Положению истец на 1 октября 1993 года не выработал 2/3 педагогического стажа, отклоняется, поскольку он связан с неправильным толкование норм материального права. Судом установлено, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью истец имеет более 2/3 педагогического стажа.
В апелляционной жалобы ответчик ссылается на пункт 3 Приложения 6 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденного Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94 указывая, что период службы Арекаева В.Ф. в армии не может быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку истец перед службой в армии проходил обучение в "данные изъяты", а после службы в армии обучался "данные изъяты". Судебная коллегия, не может согласиться с данной позицией, поскольку Порядок зачета времени работы и иных периодов в педагогический стаж является приложением к вышеуказанной Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения и вопросы исчисления специального стажа для назначения трудовой пенсии не регулирует.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Арекаевым В.Ф. военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Судом первой инстанции правомерно зачтен в специальный стаж период работы в должности тренера в "данные изъяты" с 15 августа 1986 года по 15 августа 1987 года.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в разделе "Наименование должностей" пунктом 2 предусмотрена должность тренер-преподаватель, а в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены детско-юношеские спортивные школы всех наименований.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 января 1993 года N8 (редакция от 18 февраля 2000 года), действовавшего до 30 ноября 2008 года "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации") предусмотрено, что в организациях физической культуры и спорта предусмотрена должность только " тренера-преподавателя по спорту".
Установив, что выполняемая истцом работа по своему характеру и условиям труда соответствует должности "тренер-преподаватель", предусмотренной Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, суд пришел к выводу о необходимости включения данного периода в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет.
С учетом включенных периодов работы, специальный стаж истца составил более 25 лет, в связи с чем, суд правильно возложил обязанность на пенсионный орган в соответствии со статьями 18,19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначить пенсию истцу со дня обращения за назначением пенсии с 19 октября 2011 года.
Решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 4 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия ФИО16 - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Е.Г. Козина
Судьи И.В. Адушкина
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.