Решение Верховного суда Республики Мордовия
(Извлечение)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Р Е Ш Е Н И Е от 14 мая 2007 года N 3-14/2007 именем Российской Федерации Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В. Демидчик,
при секретаре судебного заседания Н.А. Кузнецовой
с участием прокуроров Т.Н. Бредихиной,
В.Е. Смирновой
с участием в деле:
заявителя - прокурора Республики Мордовия, его представителей Т.Н. Бредихиной и В.Е Смирновой, представивших в подтверждение своих полномочий служебные удостоверения,
заинтересованного лица - Государственного Собрания Республики Мордовия, его представителя М., консультанта юридического отдела аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия, представившей в подтверждение своих полномочий доверенность N 175 от 26 апреля 2007 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Мордовия об оспаривании отдельных положений Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями)
УСТАНОВИЛ:
23 декабря 2004 года Государственным Собранием Республики Мордовия принят Закон Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", в который в последующем вносились изменения, оспариваемые прокурором положения приняты 28 ноября 2006 года.
Первоначальный текст закона опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" 30 декабря 2004 года, изменения и дополнения в этом же печатном издании.
Прокурор Республики Мордовия обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании абзаца второго подпункта 2 пункта 1, подпункта 2 пункта 2, пункта 3 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (в редакции Законов Республики Мордовия от 09.02.2005 N 15-З, 30.03.2005 N 19-З, от 26.05.2005 N 33-З, от 29.09.2005 N 64-З, от 28.11.2005 N 78-З, от 20.02.2006 N 5-З, от 26.04.2006 N 11-З, от 05.10.2006 N 54-З, от 05.12.2006 N 78-З, от 20.12.2006 N 82-З) противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые им положения, установившие нормы предоставления меры социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, противоречат Закону РФ "Об образовании", который не ограничивает право педагогических работников на бесплатную жилую площадь ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
В заявлении от 11 мая 2007 года прокурор в обоснование заявленных требований дополнительно ссылается на противоречие оспариваемых норм статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
В судебном заседании Т.Н. Бредихина и В.Е. Смирнова от имени прокурора Республики Мордовия заявление поддержали по изложенным в нем основаниям и просили удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании М. от имени Государственного Собрания Республики Мордовия относительно заявления прокурора возразила и просила суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что статья 8.1 Закона Республики Мордовия, отдельные положения которого оспариваются прокурором, регулируют вопросы не самой меры социальной поддержки педагогическим работникам, а отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации вопросы размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, и выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявление прокурора по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Прокурором оспариваются отдельные положения Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия".
В соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" установлены нормы предоставления меры социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, по оплате за жилое помещение, отопление (в зависимости от вида топлива и системы теплоснабжения) и освещение для одиноко проживающих педагогических работников и проживающих с членами семьи.
Абзацем вторым подпункта 2 пункта 1, подпункт 2 пункта 2 статьи 8.1 этого же закона установлено, что размер возмещения организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению, расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки педагогическим работникам, определяется исходя из норм предоставления меры социальной поддержки.
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу требований статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Следовательно, ни ранее действовавшее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
Поскольку сама мера социальной поддержки населению не может быть ограничена какими-либо нормативами, то и размер возмещения расходов также не может быть поставлен в зависимость от норм предоставления меры социальной поддержки.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы закона Республики Мордовия противоречат приведенным нормам федерального законодательства, так как нарушают права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное жилье с отоплением и освещением.
Довод представителя Государственного Собрания Республики Мордовия о том, что оспариваемыми прокурором нормами регулируется на мера социальной поддержки, а размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры, что подтверждается названием самой статьи 8.1 Закона, а этот вопрос отнесен к полномочиям субъекта Российской Федерации, отклоняется по следующим основаниям.
Статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Из изложенного следует, что федеральным законодательством права и льготы не отменены, лишь установлен иной порядок обеспечения их предоставления.
Статья 8.1 Закона Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", отдельные положения которой оспариваются, действительно имеет название размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки. Вместе с тем пункт третий статьи 8.1 непосредственно предусматривает нормы предоставления меры социальной поддержки в части оплаты за отдельные виды коммунальных услуг.
Таким образом, наименование статьи само по себе не может свидетельствовать о соответствии оспариваемых положений федеральному законодательству.
Отсутствие финансирования указанных расходов, на что также ссылался представитель Государственного Собрания Республики Мордовия, не может явиться основанием для ограничения предусмотренных федеральным законом прав граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку прокурором не оспаривается процедура принятия Закона, требования заявлены о признании оспариваемых норм недействующими с момента вступления решения в законную силу, суд признает абзац второй подпункта 2 пункта 1, подпункт 2 пункта 2, пункт 3 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с Государственного Собрания Республики Мордовия должна быть взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Республики Мордовия удовлетворить.
Признать абзац второй подпункта 2 пункта 1, подпункт 2 пункта 2, пункт 3 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (в редакции Законов Республики Мордовия от 09.02.2005 N15-З, 30.03.2005 N19-З, от 26.05.2005 N33-З, от 29.09.2005 N64-З, от 28.11.2005 N78-З, от 20.02.2006 N5-З, от 26.04.2006 N11-З, от 05.10.2006 N54-З, от 05.12.2006 N78-З, от 20.12.2006 N82-З) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Государственного Собрания Республики Мордовия государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании "Известия Мордовии".
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.Судья Верховного СудаРеспублики Мордовия Н. В. Демидчик
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2007 г. решение Верховного Суда Республики Мордовия от 14 мая 2007 г. в части признания недействующим абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора в той части отказано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.