Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Сазоновой В.Г. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по кассационной жалобе муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" на решение Приволжского районного суда г. Казани от 12 декабря 2011 года, которым на муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на "адрес".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - Новрузова Н.Г. и представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Зариповой А.Д., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обратилось в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - ИК МО г. Казани), муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО
г. Казани") о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. В обоснование иска указано, что 21 сентября 2011 года государственным инспектором по экологии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан с участием представителя администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани было проведено обследование санитарно-экологического состояния территории оврага, расположенного "адрес". В ходе обследования выявлен несанкционированный сброс на почву следующих отходов производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 91100100 01 00 4); отходы из жилищ крупногабаритные (код 91100200 01 00 5); бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (код 31402702 01 99 5) в объеме 500 куб. м, на площади 18 кв.м. на склоне оврага по "адрес". В результате отсутствия организации сбора и вывоза ТБО от населения, образовались свалки бытового мусора. При этом органом местного самоуправления не предприняты меры по ликвидации и предотвращению дальнейшей утилизации отходов производства и потребления на указанной территории, являющейся землями общего пользования. Поскольку эти нарушения создают угрозу для жизни и здоровья людей, наносят существенный вред состоянию и качеству окружающей среды, истец просил суд обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную "адрес".
Определением суда от 12 декабря 2011 года по ходатайству истца ИК МО
г. Казани исключен из числа ответчиков и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Ответчик - представитель МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" Гарифуллина Л.Т. иск не признала.
Третье лицо - представитель ИК МО г. Казани Зарипова А.Д. возражала против удовлетворения иска.
Суд иск удовлетворил.
В кассационной жалобе представитель МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" Зейнутдинов М.Н. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение либо принять новое решение об отказе в иске. В жалобе отмечается, что каких-либо допустимых доказательств наличия на вышеуказанной территории несанкционированной свалки истцом суду не представлено. Более того, в жалобе указано, что суд необоснованно не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии у органа местного самоуправления финансовой возможности для ликвидации свалок, поскольку предусмотренные бюджетом на эти цели денежные средства в настоящее время израсходованы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленным отходов.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что государственным инспектором по экологии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Шакирзяновым Р.Г. при участии государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Валиева Р.Н. в присутствии заместителя начальника отдела внешнего благоустройства МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" Хусаинова Н.Н.
21 сентября 2011 года было проведено обследование санитарно-экологического состояния территории оврага, расположенного "адрес".
В ходе обследования выявлен несанкционированный сброс на почву следующих отходов производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 91100100 01 00 4); отходы из жилищ крупногабаритные (код 91100200 01 00 5); бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (код 31402702 01 99 5) в объеме 500 куб. м, на площади 18 кв.м. на склоне оврага по "адрес". В результате отсутствия организации сбора и вывоза ТБО от населения, образовались свалки бытового мусора.
Поскольку органом местного самоуправления не предприняты меры по ликвидации и предотвращению дальнейшей утилизации отходов производства и потребления на данной территории, являющейся землями общего пользования, суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении иска Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, возложив на МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО
г. Казани" обязанность ликвидировать вышеуказанную несанкционированную свалку отходов.
Судом обоснованно указано, что ненадлежащее выполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по организации утилизации отходов производства и потребления негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения.
Доводы кассационной жалобы МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" об отсутствии допустимых доказательств, подтверждающих наличие спорной несанкционированной свалки, являются несостоятельными, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела фотоматериалами и актом обследования состояния территории от 21 сентября 2011 года, составленным по результатам указанной выше проверки. При этом, судом были обоснованно отклонены доводы ответчика о ликвидации свалки в октябре 2011 года ввиду того, что ответчиком не были представлены какие-либо доказательства в подтверждение данных доводов.
Доводы жалобы об отсутствии у ответчика финансовой возможности для ликвидации свалки, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанностей по утилизации и переработке бытовых и промышленным отходов не может быть поставлено в зависимость от наличия бюджетных денежных средств ввиду угрозы для жизни и здоровья людей и нанесения вреда состоянию и качеству окружающей среды.
Таким образом, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 199, 350, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 12 декабря 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО
г. Казани" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.